УДК 53, 62

ПРЯМОТОЧНЫЙ ИМПУЛЬСНЫЙ МГД-ДВИГАТЕЛЬ

Подвысоцкий Валентин Владимирович

Библиографическая ссылка на статью:
Подвысоцкий В.В. Прямоточный импульсный МГД-двигатель // Современная техника и технологии. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2012/04/510 (дата обращения: 17.07.2023).

В предыдущей статье http://n-t.ru/tp/ts/kd3.htm нами был рассмотрен новый тип реактивных двигателей, работающих на кинетической энергии космического аппарата (или захваченного потока вещества, в зависимости от выбора системы координат). Принцип действия предложенного типа двигателей основан на захвате и торможении встречного потока вещества. Захваченное вещество обладает огромной кинетической энергией, часть которой можно преобразовать в теплоту или электрический ток, и использовать для ускорения бортовых запасов реактивной массы. При определенных условиях реактивная сила тяги превышает силу торможения, и космический аппарат увеличивает скорость полета. Масса, импульс и кинетическая энергия космического аппарата при этом уменьшаются (в соответствии с законами сохранения).

Удельная тяга двигателей некоторых двигателей нового типа, прямо пропорциональна скорости полета космического аппарата относительно встречного потока вещества http://kuasar.narod.ru/ideas/eol/index.htm. Таким образом, удельную тягу можно увеличить либо за счет разгона космического аппарата, либо за счет ускорения встречного потока вещества. Одним из возможных источников формирования движущихся с большой скоростью встречных потоков вещества, являются химические, ядерные или термоядерные взрывные устройства (предварительно расположенные вдоль траектории полета космического аппарата). При подлете космического аппарата к взрывному устройству, инициируется взрыв. Образовавшиеся при взрыве потоки плазмы могут быть использованы для разгона космического аппарата различными способами.

Прежде всего, рассмотрим формирование потоков плазмы путем взрыва непосредственно перед космическим аппаратом (в случае, когда скорость космического аппарата превышает скорость движения продуктов взрыва). При этом разгон космического аппарата может осуществляться при помощи нового прямоточного импульсного МГД-двигателя (который является еще одним представителем типа реактивных двигателей работающих на кинетической энергии встречных потоков вещества). Предлагаемый прямоточный импульсный МГД-двигатель состоит из следующих основных частей: массозаборника, сквозной трубы, МГД-генератора, МГД- движителя, реактивного сопла.

Прямоточный импульсный МГД-двигатель работает следующим образом. При приближении к взрывному устройству по специальному сигналу происходит взрыв. Одна часть продуктов взрыва движется в сторону космического аппарата. Другая часть продуктов взрыва движется в противоположном направлении. После захвата продуктов взрыва массозаборником, внутри двигателя формируются потоки плазмы (причем скорость плазмы в конце двигателя, значительно больше, чем скорость плазмы в начале двигателя). Быстрый поток (в конце двигателя) тормозится при помощи МГД-генератора. Медленный поток (в начале двигателя) ускоряется при помощи МГД-движителя. Вырабатываемый МГД-генератором электрический ток приводит в действие МГД-движитель. Как будет показано ниже, за счет приведения скорости всей плазмы внутри двигателя к одинаковому значению, двигатель создает тяговый импульс, позволяющий осуществить разгон космического аппарата без дополнительных затрат реактивной массы.

На рис.1 изображен момент подлета космического аппарата к взрывному устройству.

Рисунок 1

 

1 – взрывное устройство.

2 – массозаборник.

3 – МГД-движитель.

4 – сквозная труба.

5 – МГД-генератор.

6 – реактивное сопло.

На рис. 2 изображено расположение потоков плазмы внутри двигателя (в момент включения МГД-генератора и МГД-движителя). В результате захвата продуктов взрыва внутри двигателя формируются два потока плазмы. Медленный поток (7) обозначен короткими стрелками. Быстрый поток (8) обозначен длинными стрелками. Быстрый поток (8) проходит через канал МГД-генератора, вырабатывая электрический ток. Полученный электрический ток приводит в действие МГД-движитель. Медленный поток (7) проходит через канал МГД-движителя. Скорость всей плазмы приводится к одинаковому значению.

Рисунок 2

7 – медленный поток плазмы (короткие стрелки)

8 – быстрый поток плазмы (длинные стрелки)

На рис. 3 изображено расположение потоков плазмы, приведенных к одинаковой скорости, после завершения рабочего импульса МГД-двигателя. Видно, что поток плазмы (9) проходит через канал МГД-генератора, который к этому моменту уже выключен, и не воздействует на поток плазмы (9). При скорости космического аппарата 60 км/с, и длине сквозной трубы 20 м, продолжительность рабочего импульса составит ~ 150 микросекунд.

Рисунок 3

9, 10 – потоки плазмы, приведенные к одинаковой скорости, после завершения работы МГД-двигателя (стрелки средней длины)

Сделаем приближенный расчет величины полученного тягового импульса. Скорость космического аппарата равна V. Масса продуктов взрыва равна m. Скорость расширения продуктов взрыва равна u. Поток плазмы (7) имеет скорость V – u. Поток плазмы (8) имеет скорость V + u. Эти два потока плазмы имеют примерно равную массу, а их скорость нужно привести к одинаковому значению, приведенной скорости u’

V + u > u’ > V – u (1)

Поток плазмы (8) теряет часть кинетической энергии ΔE’

 

ΔE’ = m[(V + u)² - u'²]/4 (2)

 

Поток плазмы (7) получает часть кинетической энергии ΔE”

 

ΔE” = m[u'² - (V - u)²]/4 (3)

 

Коэффициент полезного действия прямоточного импульсного МГД-двигателя k равен

 

k = ΔE”/ΔE’ (4)

 

Используя (2, 3, 4) запишем

 

u’²(1 + k) = k(V + u)² + (V – u)² (5)

 

Скорость потока плазмы (7) увеличилась на величину u’ – (V – u). Скорость потока плазмы (8) уменьшилась на величину (V + u) – u’. Таким образом, изменение импульса Δp составит

 

Δp = m[u' - (V - u) - (V + u) + u' ]/2 (6)

 

Перепишем (6) в виде

 

Δp = m[u' - V] (7)

 

Используя (7) запишем выражение для эффективной скорости истечения u(эф.)

 

u(эф.) = u’ – V (6)

 

Важным показателем эффективности работы реактивных двигателей является удельная тяга (отношение создаваемой тяги к расходу рабочего тела). В нашем случае, массовым расходом рабочего тела можно считать расход массы взрывных устройств. С учетом этого, удельная тяга P(уд.) запишется в виде

 

P(уд.) = u(эф.)/(9,81 м/с²) (8)

 

Предположим, скорость космического аппарата V = 60 км/с, скорость расширения продуктов взрыва u = 50 км/с. КПД прямоточного импульсного МГД-двигателя k = 0,8. Используя (5) получаем значение приведенной скорости u’

 

u’ = 73,7 км/с

 

Используя (6, 8) получим значение удельной тяги P(уд.)

 

P(уд.) = 1400 с

 

Скорость движения продуктов взрыва мы приняли равной 50 км/с (что соответствует удельной теплоте взрыва 1250 МДж/кг). Предположим, космический аппарат разгоняется ракетным двигателем, работающим на ядерном топливе с аналогичной удельной теплотой сгорания 1250 МДж/кг. При КПД k = 0,8 удельная тяга такого ядерного двигателя составит 4560 с. Согласно формуле Циолковского, при разгоне от 0 км/с до 60 км/с, из первоначальных 1 кг массы, остается всего 0,26 кг массы. С учетом этого, дальнейший разгон космического аппарата до скорости выше 60 км/с ядерным ракетным двигателем, эквивалентен применению прямоточного импульсного МГД-двигателя с удельной тягой 1185 с (4560 с * 0,26 кг/1 кг). Расчетная удельная тяга МГД-двигателя составляет 1400 с, следовательно, его применение в данном случае представляется более выгодным.

 

Согласно (5, 8) предельное значение удельной тяги в рассматриваемом режиме разгона, достигается в случае V → u. При скорости движения продуктов взрыва u = 50 км/с и КПД прямоточного импульсного МГД-двигателя k = 0.8, максимальная удельная тяга равна

 

P(уд.) = 2040 с

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Формирование встречных потоков плазмы в космическом пространстве, может осуществляться при помощи химических, ядерных или термоядерных взрывных устройств. При скорости космического аппарата, превышающей скорость движения продуктов взрыва (V > u), необходимо производить взрывы непосредственно перед космическим аппаратом. Полученные потоки плазмы, используются для разгона, при помощи прямоточного импульсного МГД-двигателя. Применение прямоточного импульсного МГД-двигателя, в этих условиях, является одним из наиболее выгодных и эффективных вариантов разгона космического аппарата.

 

Далее коротко остановимся на работе прямоточного импульсного МГД-двигателя при полете космического аппарата со скоростью, которая меньше скорости движения продуктов взрыва. В этом случае, взрыв непосредственно перед космическим аппаратом приводит к значительным потерям плазмы. Поэтому, подрыв взрывных устройств целесообразно осуществлять либо внутри двигателя космического аппарата, либо позади космического аппарата. При взрыве внутри сквозной трубы (на участке между МГД-движителем и МГД-генератором), прямоточный импульсный МГД-двигатель работает в рассмотренном выше режиме, создавая тягу путем приведения скорости всей плазмы внутри двигателя к одинаковому значению. При подрыве взрывного устройства позади космического аппарата (либо внутри реактивного сопла), задействуется лишь МГД-генератор, для предотвращения выхода плазмы через канал сквозной трубы двигателя. В этих режимах ожидаемая эффективность прямоточного импульсного МГД-двигателя еще выше (чем в рассмотренном в данной статье основном варианте разгона, когда скорость полета космического аппарата, превышает скорость движения продуктов взрыва).



Все статьи автора «valik395»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Один комментарий к “Прямоточный импульсный МГД-двигатель”

  1. 22.04.2014 в 18:48

    Нелепая идея, основанная на непонимании принципа работы ПВРД. Автор полагает, что газовый поток в диффузоре расширяется сам по себе, следуя за геометрией канала. На самом деле, диффузор в ПВРД не может работать без сжигания топлива в камере сгорания. Одновременно, он обеспечивает выход раскаленных газов против движения самолета. На этой ошибке основаны фантазии о космическом RamJet-е без других источников энергии (!), которые автор рекламирует уже 10 лет.

    Кроме того, автор умалчивает об одной важной проблеме. Даже если бы такой двигатель заработал, это не дало бы существенной разгрузки корабля от запасов топлива. Ведь он разгоняется за счет своей кинетической энергии, а значит ее нужно сначала приобрести. Например, чтобы разогнаться от 10 км/сек до 100 км/сек, стартовая масса должна быть в 100 раз больше конечной (если КПД такого двигателя = 100%). Если желаете продолжить разгон до 1 000 км/сек (ведь автор обещает межзвездные полеты на основе своих идей), то при стартовой скорости 10 км/сек масса должны в 10 000 раз больше конечной. На самом деле еще в разы больше, т.к. КПД не равен 100%

    Но … все это основано на ошибках, которые автору пора бы признать и перестать морочить людям головы. Детальный анализ идеи кинетического реактивного двигателя можно найти здесь http://extremal-mechanics.org/archives/11663.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: