УДК 62

УСКОРЕННОЕ ПРИВЕДЕНИЕ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ СУХОЗАРЯЖЕННЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

Гумелёв Василий Юрьевич1, Пархоменко Александр Викторович2, Русецкий Василий Владимирович3
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова

Аннотация
Рассмотрен ускоренный порядок приведения в рабочее состояние сухозаряженных автомобильных батарей в особых условиях.

Ключевые слова: аккумулятор, заряд, плотность, срок хранения, сухозаряженная батарея, электролит


ACCELERATED OPERATIONALIZING A DRY-CELL BATTERIES

Gumelev Vasiliy Yurevich1, Parhomenko Aleksandr Viktorovich2, Rusetskiy Vasiliy Vladimirovich3
1Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, Ph.D.
2Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, associate professor
3Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov

Abstract
Considered an accelerated procedure of bringing into operation dry-cell car batteries in special circumstances.

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Русецкий В.В. Ускоренное приведение в рабочее состояние сухозаряженных аккумуляторных батарей // Современная техника и технологии. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/03/1687 (дата обращения: 27.05.2017).

Сухозаряженной батареей (или батареей с сохраняющимся зарядом) в соответствии с [1] называется аккумуляторная батарея, хранящаяся без электролита, электроды которой находятся в сухом заряженном состоянии. Активная масса электродов аккумуляторов в такой батарее заряжена перед сборкой на заводе-изготовителе в процессе производства при их «формовке» (электроды заряжают, промывают, а затем сушат в потоке горячего воздуха). Пробки аккумуляторов герметично закрыты и предохраняют электроды аккумулятора от коррозии под воздействием влаги и кислорода воздуха, что позволяет обеспечить длительное хранение батареи – до пяти и более лет. Транспортировка таких батарей дешевле и безопасней, так как они легче и не содержат вредного и опасного для здоровья человека электролита. Например, автомобильные аккумуляторные батареи типа 6СТ-190 и батареи-модули 6ТСТС-100А выпускаются изготовителями в сухозаряженном исполнении с заряженными и высушенными электродами и герметизированными секциями моноблоков.

Основным заказчиком и покупателем сухозаряженных стартерных батарей является Министерство Обороны. Необходимость их закупки определена особенностями служебной деятельности министерства. Но сухозаряженные батареи не готовы к немедленному использованию и их нельзя проверить на работоспособность без заливки электролита. Батареи приводятся в рабочее состояние обычным или ускоренным способом. От качества приведения аккумуляторных батарей в рабочее состояние зависит их надежность при дальнейшей эксплуатации. При необходимости срочного ввода в эксплуатацию автомобильных аккумуляторных батарей
в особый период
допускается их ускоренное приведение в рабочее состояние.

Сухозаряженные батареи в рабочее состояние приводятся младшими специалистами автомобильной службы. С этой целью в аккумуляторных зарядных станциях парков войсковых частей оборудуются рабочие и вспомогательные помещения или специальные участки (места) в соответствии с [2] (для приведения сухозаряженных батарей в рабочее состояние предназначен участок хранения и приведения в рабочее состояние
сухозаряженных и приведенных в рабочее состояние аккумуляторных батарей).
В полевых условиях сухозаряженные аккумуляторные батареи приводятся в рабочее состояние с использованием оборудования мастерской МЗА-М 2.1 (мастерская заряда и ремонта аккумуляторов) из состава ПАРМ-3АМ.1 [3] ремонтной роты (автомобилей). Внешний вид мастерской представлен в соответствии с рисунком 1.

Порядок подготовки батарей для приведения и сам порядок приведения в рабочее состояние обычным способом определен руководством [4].

Ниже рассмотрен ускоренный способ приведения в рабочее состояние сухозаряженных автомобильных аккумуляторных батарей, который может применяться в период ожидания и подготовки к боевым действиям.


а б

а – мастерская МЗА-М 2.1; б – Оборудование мастерской МЗА-М 2.1

1 – кружка; 2, 3 – аквадистиллятор электрический; 4 – ниша; 5 – устройство зарядно-распределительное; 6 – установка отопительная; 7 – вентилятор; 8 – вентиляция вытяжная; 9 – верстак правый; 10 – огнетушитель; 11 – кувалда;
12 – стойка для оружия; 13 – электрощит; 14 – аккумуляторные батареи из ремфонда; 15 – подставка; 16 – маскировочный комплект; 17 – стеллаж разборный (4 шт.); 18 – тиски; 19 – крючки вешалочные; 20 – бидон для питьевой воды;
21 – канистра-умывальник; 22 – аптечка; 23 – тиски для опрессовки блоков пластин (электродов); 24 – ящик для документов; 25 – ванна; 26 – ящик для пластин (электродов) аккумуляторных батарей; 27 – отражатель; 28 – электроплитка; 29 – стол выносной, стул складной; 30 – верстак левый; 31, 32 –подставка под дистиллятор; 33 – насос для перекачки серной кислоты; 34 – измеритель мощности дозы; 35 – полка; 36 – воздуховод для отопителя; 37 – наметы, рукава вытяжной вентиляции палатки в чехле; 38 – дорожка резиновая; 39 – поддон с канистрами

Рисунок 1 – Мастерская заряда и ремонта аккумуляторов МЗА-М 2.1

на шасси Урал-4320-31

Личный состав, прибывающий из подразделений на аккумуляторную зарядную станцию для помощи штатным аккумуляторщикам при приведении сухозаряженных батарей в рабочее состояние в особый период должен полностью обеспечиваться костюмами из хлопчатобумажной материи с кислотостойкой пропиткой, другими защитными и нейтрализующими средствами [2].

Последовательность приведения сухозаряженных аккумуляторных батарей (АКБ) в рабочее состояние ускоренным способом представлена согласно рисунку 2.


Рисунок 2 – Последовательность приведения сухозаряженных

аккумуляторных батарей (АКБ) в рабочее состояние ускоренным способом

Порядок подготовки батарей для приведения в рабочее состояние ускоренным способом следующий:

- снять защитный кожух и крышку, очистить батареи от пыли, а полюсные выводы от смазки;

- внешним осмотром убедиться в исправности моноблоков и отсутствии дефектов в мастике (пузыри, трещины, отслоения);

- вывернуть пробки из заливочных отверстий аккумуляторов и удалить герметизирующие прокладки (если они установлены);

- срезать прилив пробки аккумулятора и очистить
ее вентиляционные отверстия (для каждой пробки).
Если этого не сделать, то возникнет опасность разрыва крышки аккумулятора или мастики батареи газами, выделяющимися при заряде;

- залить в каждый аккумулятор электролит необходимой плотности – в зависимости от срока хранения батарей.

Приведение в рабочее состояние сухозаряженных аккумуляторных батарей со сроком хранения до одного года. При необходимости быстрого ввода сухозаряженных батарей в эксплуатацию допускается устанавливать их на автомобили без проверки плотности электролита после пропитки. Приведение в рабочее состояние производить при температуре батарей и заливаемого электролита не ниже плюс 15 0С. При необходимости срочного ввода в эксплуатацию сухозаряженных батарей хранящихся при отрицательных температурах до минус 30 0С, заливать электролит плотностью (1,26-1,28) г/см3 с температурой плюс (38-42) 0С.

Батареи, хранившиеся при отрицательных температурах (до минус 10 0C), могут быть после их заливки горячим электролитом и 20-минутной пропитки сданы в эксплуатацию.
Аккумуляторные батареи, хранившиеся при температурах от минус 10 до 30 0C (для батарей типа 6СТ-190ТРН – до минус 40 °C), приводятся в рабочее состояние таким же способом, но продолжительность пропитки их в этом случае увеличивается до одного часа. При этом электролит приготавливается в два этапа согласно таблице 1. Залитые электролитом батареи после одного часа пропитки электродов электролитом устанавливаются на автомобиль. Уровень электролита над предохранительным щитком должен быть нормальным – по тубусу заливной горловины.

Т а б л и ц а 1 Приготовление электролита при приведение в рабочее
состояние сухозаряженных аккумуляторных батарей со сроком хранения
до одного года

Наименование этапа

Плотность

получаемого

электролита,

г/см3

Количество

добавляемой серной

кислоты плотностью

1,83 г/см3, л

Предварительное разведение производится заранее, с учетом времени, необходимого для остывания электролита до плюс 15 0С, и
хранится в отапливаемом помещении

1,20 – 1,21

при плюс

15 ºС

0,24 на литр

воды

Окончательное приготовление производится непосредственно перед заливкой

1,26 – 1,28

при плюс

40 ºС

0,13 на литр

полученного

электролита

Приведение в рабочее состояние сухозаряженных аккумуляторных батарей со сроком хранения более одного года. Батареи со сроком хранения в сухом виде от одного года до пяти лет приводятся в рабочее состояние способом заливки электролита плотностью 1,28 г/см3 с одновременным зарядом в течение 1 часа током (0,3 – 0,4) С20 без предварительной пропитки (С20 – номинальная емкость батареи, указанная заводом-изготовителем). В зависимости от температурных условий хранения батарей работы выполняются в следующей последовательности:

- при температуре выше минус 10 0С – заливка электролита плотностью 1,28 г/см3 и заряд;

- при температуре ниже минус 10 0С – заливка электролита плотностью 1,19 г/см3 до уровня верхних кромок электродов, затем доливка серной кислоты плотностью 1,83 г/см3 до нормального уровня и заряд. В результате при вливании серной кислоты в электролит плотностью 1,19 г/см3 получается электролит плотностью 1,28 г/см3
с температурой плюс (38 – 42) 0С.

ПРИ ПЕРВОЙ ВОЗМОЖНОСТИ
батареи, приведенные в рабочее состояние ускоренным способом, следует полностью зарядить и откорректировать плотность электролита в соответствии с климатическим районом.


Библиографический список
  1. ГОСТ Р 53165–2008. Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники. Общие технические условия [Текст]. – Введ. 2009–07–01. – М. : Стандартинформ, 2008.
  2. Министерство обороны РФ. Приказы. О введении в действие руководства по единым типовым требованиям к паркам воинских частей Вооружённых сил Российской Федерации [Текст]: Приказ Министра Обороны РФ 1992 г. № 28. – Введ. 1992-09-01. – М. : Воениздат, 1992. – 284 с.
  3. Шумерлинский завод специализированных автомобилей, ОАО [Электронный ресурс]. – URL : http : //www.arms-expo.ru/site.xp/ 050053057055.html, свободный. – Загл. с экрана.


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: