ГАРАЕВА Э.Э. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТЫ ДЕФЕКТАЦИИ И РЕМОНТА ДЕТАЛЕЙ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ


ГАРАЕВА Э.Э. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТЫ ДЕФЕКТАЦИИ И РЕМОНТА ДЕТАЛЕЙ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ


Библиографическая ссылка на статью:
// Современная техника и технологии. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/03/1699 (дата обращения: 01.10.2017).

Современный автомобиль состоит из множества взаимосвязанных узлов и агрегатов. Выход из строя одного из них может повлечь за собой отказ всей системы. Для предотвращения поломок дорогостоящих агрегатов, к которым могут привести разрушения отдельных деталей; выявления неисправностей, которые влияют на безопасность движения, необходима периодическая диагностика автомобиля. Она позволит выявить изношенные детали путем их дефектации, т.е. оценки техниче­ского состояния детали для определения пригодности ее к дальнейшей ра­боте или необходимости ремонта.

Выделяют пять основных видов разрушения деталей машин при эксплуатации:

1) деформация и изломы (хрупкий, вязкий и усталостный изломы, остаточная деформация, контактные усталостные повреждения);

2) механический износ (истирание металлических пар, абразивный износ, питтингование);

3) эрозионно-кавитационные повреждения (жидкостная и газовая эрозия, кавитация);

4) коррозионные повреждения (атмосферная и газовая коррозия, коррозия в электролитах);

5) коррозионно-механические повреждения (коррозионная усталость, коррозионное растрескивание, коррозия при трении).

В зависимости от вида разрушения и параметров детали можно использовать различные методы восстановления. Для каждой детали автомобиля КАМАЗ предлагается разрабатывать карту дефектации и ремонта, пример которой показан на рисунке 1.

 карта дефектации и ремонта

Рисунок 1 – карта дефектации и ремонта шестерни коленчатого вала

 Основным назначением карты дефектации и ремонта является сортировки деталей. Согласно такой карте определяется годность детали, а также подлежит ли она ремонту. Их сортируют на пять групп и мар­кируют краской определенного цвета: годные (зеленые), годные в соединении с новыми или восстановленными деталями (желтые), подлежащие ремонту на данном предприятии (белые) и на специализированных ре­монтных предприятиях (синие), негодные – утиль (красные).

В карте дефектации и ремонта указываются все возможные дефекты, способы их установления и восстановления. Она может содержать технические требования, предъявляемые к отремонтированной детали, а так же её чертеж. В совокупности такие карты позволяют владеть статистической информацией по всем возможным дефектам. Благодаря этому можно спрогнозировать возможные разрушения конкретных деталей, и при своевременной дефектации возможно предотвратить несвоевременное разрушение сопрягаемых деталей и, в дальнейшем, отказ всей системы. Ведь отсутствие своевременной замены даже одной дефектной детали может повлечь за собой выход из строя нескольких, что в дальнейшем приведет к большим материальным и трудовым затратам.

Например, выход из строя шестерни масляного насоса двигателя приводит к отсутствию смазки в парах трения цилиндро-поршневой группы и газораспределительного механизма. Так как масло выполняет не только смазывающую функцию, но и охлаждающую, то при отсутствии смазки подвижные части начинают перегреваться, что приводит к их заклиниванию. При этом могут провернуться вкладыши коренных и шатунных шеек коленчатого вала. Заклинивание поршня в цилиндре приводит к разрушению шатуна, что, в свою очередь, при вращающемся коленчатом вале может привести к разрушению блока цилиндров. Заклинивание клапана в направляющей втулке может привести к его «зависанию» и при движении поршня может произойти встреча днища поршня и тарелки клапана.

А поломка пружины клапана механизма газораспределения может привести к его рассухариванию и выпадению в камеру сгорания. Это приведет к выходу из строя двигателя. В этом случае придется отремонтировать или заменить не только клапан механизма газораспределения, но и поршень, головку, гильзу цилиндров, форсунку и т.д.

Таким образом, дефектация определенных деталей автомобиля позволит сохранить детали, что, в свою очередь, устранит отказ всей системы, сократит материальные расходы, и тем самым увеличит жизненный цикл автомобиля.

Литература

  1. Кравченко И.Н., Зорин В.А., Пучин Е.А., Бондарева Г.Н. Основы надежности машин. Москва, 2007 – 484 с.
  2. М.Г.Шатров. Автомобильные двигатели. Москва, 2010 г. – 461 с.
  3. Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей КамАЗ. 2004 г. – 286 с.
  4. Кузнецов А.С. Ремонт двигателя внутреннего сгорания
    2011 г. – 65 с.
  5. Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей КамАЗ. 2004 г. – 286 с.
  6. Кузнецов А.С. Ремонт двигателя внутреннего сгорания
    2011 г. – 65 с.
  7. А.А. Карташов «Система, технологии и организация автосервисных услуг», Пенза, 2009г.
  8. Грузовые автомобили.  Общие технические требования. ГОСТ 21398-98.
  9. Туревский И.С. Теория автомобиля. Учебное пособие. – М.: Высш. шк., 2005. –  240 с.


Все статьи автора «Эльвира Гараева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: