УДК УДК 629.113.066

ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ СВЕТА ФАР НА АВТОМОБИЛЕ УРАЛ-4320-31

Гумелёв Василий Юрьевич
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова
канд. техн. наук

Аннотация
Рассмотрены устройство, принцип действия и подключение к бортовой сети автомобиля Урал-4320-31 центрального и ножного переключателей света, а также реостата подсветки приборов.

Ключевые слова: переключатель, принцип действия, реостат, схема подключения, установка, устройство


SWITCHES THE HEADLIGHTS OF THE VEHICLE URAL-4320-31

Gumelev Vasiliy Yuryevich
Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov
kand. tehn. sciences

Abstract
Considered device, principle of operation and connection to the onboard network of the car Ural-4320-31 Central and foot switches light, and the dimmer lighting devices.

Keywords: device, dimmer, installation, switch, the principle of action, wiring diagram


Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю. Переключатели света фар на автомобиле УРАЛ-4320-31 // Современная техника и технологии. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/04/1764 (дата обращения: 26.05.2017).

1 Центральный переключатель света

Центральный переключатель света фар – многопозиционный (обычно трехпозиционный переключатель), включающий в различном сочетании цепи питания передних и задних габаритных фонарей, фар и других световых приборов.

В кабине автомобиля Урал-4320-31 установлен центральный переключатель света П305 ползункового типа, представленный согласно рисунку 1. Он установлен на панели приборов слева от рулевой колонки под щитком приборов. Устройство и электрическая схема подключения переключателя представлены в соответствии с рисунком 2

В центральном переключателе света П305 неподвижные контакты панели 6 (рисунок 2.33, а) замыкаются контактной пластиной 9 каретки 5 из изоляционного материала. Каретка 5 перемещается штоком 7, при этом надежно в трех положениях шариком12 с пружиной 10. Переключатель собран в корпусе 11 и с помощью кронштейна 13 крепится на приборной панели.


а б

а – центральный переключатель света П305; б – центральный переключатель света П305 в сборе; 1, 2, 3, 4 – выводы переключателя; 5 – переключатель света центральный П305; 6 – гайка крепления переключателя; 7 – ручка переключателя

Рисунок 1 – Переключатель света центральный П305


а б

а – устройство центрального переключателя света; б – схема подключения центрального переключателя к бортовой сети автомобиля Урал-4320-31; 1, 2, 3, 4 – выводы; 5 – каретка; 6 – контактная панель; 7 – шток; 8 – кронштейн штока; 9 – контактная пластина; 10 – пружина; 11 – корпус; 12 – шарик; 13 – кронштейн крепления переключателя

Рисунок 2 – Устройство центрального переключателя света П305

Шток 7 переключателя имеет три фиксированных позиции. Усилие при перемещении штока 7 от 20 до 40 Н.

Центральный переключатель света П305 подключен к бортовой сети автомобиля Урал-4320-31 следующим образом. Вывод 1 переключателя проводом красного цвета подсоединен к выводу «+» указателя тока и далее к выводу «+» АКБ. Вывод 2 (провод черного света) подключен к блоку плавких предохранителей и далее через выключатель к фаре-прожектору. Вывод 3 подключен к выводу ножного переключателя света фар П53 (П39). В зависимости от положения контактов внутри П53 при переключении водителем режима работы фар, включается через плавкие предохранители ближний или дальний свет фар (и сигнализатор дальнего света фар на спидометре). Вывод 4 (провод черного цвета) подключен к блоку предохранителей и через его плавкие вставки к передним и задним фонарям (к лампам их габаритных огней), к реостату подсветки приборов ВК416Б-01 и далее к лампам подсветки приборов.

Центральный переключатель света подключает световые приборы к бортовой сети автомобиля при включенном выключателе АКБ, минуя выключатель стартера и приборов.

В фиксированном положении «0» согласно рисунку 2, а контактная пластина 9 каретки 5 штока 7 переключателя не перемыкает между собой неподвижные контакты выводов и к выводу 1 не подключен ни один из выводов 2, 3, 4 центрального переключателя. Поэтому ни один световой прибор не включен.

Шток переключателя утоплен в панель приборов и его ручка 1 находится в положении, представленном в соответствии с рисунком 3, а.

В фиксированном положении «1» контактная пластина 9 каретки 5 перемыкает между собой неподвижные контакты выводов 1, 2 и 4 панели 6 переключателя (рисунок 2). Ручка 1 переключателя находится в положении, представленном в соответствии с рисунком 3, б. Включены габаритные огни передних и задних фонарей, фонари освещения номерного знака.


а б в

фиксированные положения штока переключателя: а – положение «0»; б – положение «1»; в – положение «3»; 1 –ручка переключателя

Рисунок 3 – Положения штока центрального переключателя света П305

при различных режимах работы световых приборов

При необходимости водитель может включить соответствующими выключателями фару-прожектор (только при включенных габаритных огнях), подкузовной фонарь, противотуманные фары (если они установлены) и фонарь противотуманный задний (только на ближнем свете), лампы подсветки приборов (реостатом подсветки приборов).

В фиксированном положении «2» контактная пластина 9 каретки 5 перемыкает между собой все неподвижные контакты панели 6 переключателя (рисунок 2). Ручка 1 переключателя находится в положении, представленном в соответствии с рисунком 3, в.

Включены габаритные огни передних и задних фонарей, фонари освещения номерного знака, ближний или дальний свет головных фар (режим работы фар водитель выбирает ножным переключателем света). При включении дальнего света фар должна загораться контрольная лампа синего света на шкале спидометра (прибор находится на панели приборов).

При необходимости можно включить: подкузовной фонарь, противотуманные фары, лампы подсветки приборов.

2 Ножной переключатель света фар

Ножной переключатель света фар служит для включения ближнего или дальнего света фар при фиксированном положении «2» центрального переключателя света. На автомобиле Урал-4320-31 установлен ножной переключатель света фар модели П53 нажимного типа. Он закреплен на наклонном полу кабины слева от педалей в соответствии с рисунком 4. Переключатель П53 и его устройство представлены в соответствии с рисунком 5.

Ножной переключатель света фар П53 действует следующим образом. В корпусе 4
переключателя установлен плунжер 2 с пружиной 3 штока 5. При нажатии на резиновый колпачок-уплотнитель 1 плунжер 2 через шток 5 поворачивает храповик 7 и текстолитовую шайбу 9 с латунной контактной пластиной (подвижный контакт) 10. Контактная пластина (подвижный контакт) 10 закреплена на текстолитовой шайбе 10, связанной с помощью паза с зубом храповика 7, и пружиной 8 прижата к неподвижным контактам. При каждом нажатии водителем плунжера 2 шток 5 своим выступом поворачивает храповик 7 на 60°. Пружина 8 фиксирует храповик 7 в корпусе 4 и обеспечивает надежное соединение контактных пар.

При снятии усилия с колпачка-уплотнителя 1 пружина 3 возвращает плунжер 2 в исходное положение. При повторном нажатии на колпачок-уплотнитель контактная пластина 10 замыкает другую пару контактов на контактной панели 11. Контактная пластина (подвижный контакт) 10 попеременно замыкает контакты 14 и 15, тем самым подключает нити накала ближнего или дальнего света ламп фар под напряжение бортовой сети автомобиля.

Когда включен дальний свет, на шкале спидометра загорается контрольная лампа синего света. Резиновый колпачок-уплотнитель защищает внутренние полости переключателя от проникновения влаги и грязи. В эксплуатации необходимо следить за состоянием резинового уплотнителя и не допускать попадания воды в переключатель.


1 – кнопка пневматического крана управления вспомогательным тормозом; 2 – переключатель света фар ножной

Рисунок 4 – Установка переключателя света фар ножного


1 – уплотнитель; 2 – плунжер; 3, 8 – пружины; 4 – корпус; 5 – шток; 6 – ось; 7 – храповик; 9 – шайба; 10 – контактная пластина; 11 – панель, 12, 13, 16 – выводы; 14 – неподвижные контакты дальнего и ближнего света (выводы 12 и 16); 15 – неподвижные контакты «+» от центрального переключателя света (вывода 13)

Рисунок 5 – Ножной переключатель света фар П53

Действие ножного переключателя представлено согласно рисунку 6. Вывод 13 ножного переключателя соединен проводом желтого цвета с выводом 3 (рисунок 2) центрального переключателя света и при включении центрального переключателя света в фиксированное положение «2» на него подается напряжение бортовой сети автомобиля. При перемыкании подвижным контактом 10 (рисунок 6) неподвижных контактов 14 и 15 выводов 12 и 13 к бортовой сети подключаются нити накала ближнего света ламп головных фар, а при перемыкании неподвижных контактов 14 и 15 выводов 13 и 16 – нити накала дальнего света ламп.


10 – контактная пластина (подвижный контакт); 12, 13, 16 – выводы переключателя с их неподвижными контактами

Рисунок 6 – Действие ножного переключателя света фар

3 Реостат подсветки приборов

Реостат подсветки приборов в соответствии с рисунком 7 установлен на приборной панели кабины автомобиля под левым блоком контрольных ламп, слева от кнопки выключения аккумуляторных батарей и выключателя стартера и приборов. Он
предназначен для включения ламп освещения приборов и регулирования силы их свечения с цель создания комфортных условий работы водителя.

Подключение ламп подсветки указателей контрольных приборов к бортовой сети происходит при включении центрального переключателя света в первое или второе фиксированное положение. Яркость свечения ламп регулируется поворотом ручки реостата 1 (рисунок 7, а) по или против хода часовой стрелки (вплоть до их выключения). Все лампы освещения приборов типа А24-2 соединены параллельно друг другу и источнику тока, что обеспечивает одинаковую яркость свечения и предотвращает разрыв цепи при перегорании одной из них [1].


а б

а – установка реостата подсветки приборов; б – реостат подсветки приборов ВК416Б-01; 1 – ручка реостата подсветки приборов; 2 – шток; 3 – корпус; 4– кольцевое проволочное сопротивление (спираль)

Рисунок 7 – Реостат подсветки приборов ВК416Б-01 и его установка

Реостат подсветки приборов ВК416Б-01 кольцевой с проволочной обмоткой. Принципиальное устройство реостатов такого типа представлено в соответствии с рисунком 8. Подвижный контакт 3 в таких конструкциях укреплен на штоке 5 и при его вращении рукояткой 4 скользит по проволоке обмотки 2, выполненной на кольцевом каркасе.

Но в реостате подсветки приборов ВК416Б-01 проволочная обмотка выполнена в виде кольца из проволочной спирали. Обмотка установлена на диэлектрической пластине. Ручка 1 (рисунок 8) перемещает с помощью штока 2 ползун по кольцевой проволочной спирали 4 внутри корпуса 3 резистора.


а б

а – принципиальное устройство кольцевого реостата с проволочной обмоткой; б – автомобильная лампа А24-2;

1 – каркас из диэлектрического материала; 2 – обмотка проволочная; 3 – подвижный контакт (ползун); 4 – ручка; 5 – шток

Рисунок 8 – Принципиальное устройство кольцевого реостата
и автомобильная лампа А24-2


Библиографический список
  1. Данов, Б.А. Электрооборудование военной автомобильной техники [Текст] / Б. А. Данов, В. Д. Рогачёв, Н. П. Шевченко – Рязань : Военный автомобильный институт, 2005. – 598 с.


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: