УДК 629.113

ПРОТИВОТУМАННЫЕ ФАРЫ АВТОМОБИЛЯ УРАЛ-4320-31

Гумелёв Василий Юрьевич
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный инсти-тут) имени генерала армии В.Ф. Маргелова
канд. техн. наук

Аннотация
В статье рассмотрено устройство, установка и регулировка противотуманных фар автомобиля Урал-4320-31 и устройство их выключателя.

Ключевые слова: клавишный выключатель, противотуманная фара, путь тока в противотуманные фары, регулировка, установка фары


CAR FOG URAL-4320-31

Gumelev Vasiliy Yuryevich
Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov
candidate of technical Sciences

Abstract
The article considers the device, installation and adjustment front fog light vehicle Ural-4320-31 and their device switch.

Keywords: adjustment, front fog lamp, key switch, the current path in fog lights, the installation of lights


Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю. Противотуманные фары автомобиля УРАЛ-4320-31 // Современная техника и технологии. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/10/2192 (дата обращения: 01.10.2017).

Ухудшение видимости приводит к снижению скорости движения автомобилей. В тумане при использовании фар головного освещения удовлетворительная видимость дороги не достигается потому, что лучи ближнего и дальнего света отражаются от мельчайших капелек воды и их отраженный рассеянный свет ослепляет водителя. При включении обычных фар в тумане водитель автомобиля практически не видит ни дороги, ни объектов на ней. Безопасность движения автомобиля в таких условиях обеспечивается противотуманными фарами. Они формируют широкий горизонтальный пучок света направленный вниз и обрезанный сверху и по сравнению с обычными фарами головного освещения имеют больший угол рассеивания светового пучка в горизонтальной плоскости с более четкой верхней светотеневой границей. Это обеспечивает хорошую видимость дороги и обочины на расстоянии от 15 до 25 м.

Согласно [1] разрешено устанавливать две противотуманные фары не далее 400 мм от плоскости бокового габарита (по внешней кромке рассеивателя) и не ниже 250 мм от уровня поверхности дорожного покрытия (по нижней кромке рассеивателя). Противотуманные фары на автомобиле устанавливают ниже, чем фары головного освещения.

Излучаемый противотуманными фарами свет может быть белым или селективно-желтый. Но цвет светового пучка не влияет на условия видимости в тумане средней и высокой плотности. Лучи желтого цвета с большей длиной волны лучше проникают через туман малой плотности или пыль с малыми размерами частиц, соизмеримыми с длиной световых волн. В фары с рассеивателями желтого цвета устанавливают лампы большей мощности.
Обе противотуманные фары, установленные на автомобиле, должны излучать одинаковый свет. Фары используются в ночное время или в условиях плохой видимости при низкой скорости движения автомобиля для увеличения освещенности дороги и обочины [2, 3]. Также они могут использоваться вместо ближнего света головных фар при движении в светлое время с целью обозначения движущегося транспортного средства:

- при движении в организованной колонне;

- при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

- при буксировке (на буксирующем автомобиле);

- при движении вне населенных пунктов и в некоторых других случаях.

Согласно [4] противотуманные фары используются в условиях недостаточной видимости и в темное время суток совместно с ближним или дальним светом фар.

Противотуманные фары должны иметь сертификат соответствия согласно [5]. На сертифицированные фары наносится знак международного утверждения в виде несмываемой надписи на рассеивателе. В этом знаке содержится:

- информация о стране, выдавшей утверждение;

- его номере;

- категории фары и др.

Например, на сертифицированной в России фаре будет стоять знак «Е22» в круге, а также буква «В», обозначающая именно противотуманную фару.

Противотуманная фара ФГ152А, устанавливаемая на автомобиль
Урал-4320-31, имеет прямоугольную форму и состоит из тех же основных частей, что и головная фара, однако отличается по форме, размерам, способу крепления и регулировки.

Характеристики фары: белая противотуманная фара ФГ152А предназначена для освещения дороги в условиях ограниченной видимости (снег, дождь, туман); масса 0,79 кг; присоединение проводом с наконечником, комплектуется защитной крышкой. Тип лампы: галогенная лампа АКГ24-70.

Применяемость: автомобили с дизельным двигателем.

Фара ФГ152А и ее устройство представлены в соответствии с рисунком 1. Оптическая система противотуманной фары включает отражатель параболоидного типа, рассеиватель, галогенную лампу, нить накала которой расположена в фокусе отражателя. Фара ФГ152А крепится с помощью болта, закрепленного шарнирно в ее корпусе, под передним буфером (по его нижней плоскости) автомобиля Урал-4320-31. Крепление противотуманной фары к переднему буферу представлено в соответствии с рисунком 2.

Условия видимости в темное время суток при движении в тумане, в снегопад и дождливую погоду зависят от точности регулирования фар. Регулировка света противотуманной фары ФГ152А производится в вертикальной и горизонтальной плоскостях двумя регулировочными гайками 4 и 6 (рисунок 2).

а б

а – противотуманная фара ФГ152А; б – устройство противотуманной фары

1 – противотуманная фара ФГ152А в сборе; 2 – лампа галогенная АКГ24-70;
3 – держатель лампы (контактное устройство); 4 – прокладка; 5 – гайка контактная; 6 – шайба пружинная; 7 – гайка регулировочная

Рисунок 1 – Устройство противотуманной фары ФГ152А

1 – противотуманная фара ФГ152А в сборе; 2 – кронштейн фары; 3 – болт;
4 – шайба пружинная; 5, 6 – гайка регулировочная; 7 – болт с шарниром

Рисунок 2 – Установка противотуманных фар на автомобиле Урал-4320-31 

Устройство фары противотуманной ФГ152А в сборе представлено в соответствии с рисунком 3.

а б

а – фара противотуманная ФГ152А в сборе, вид спереди; б – фара противотуманная ФГ152А в сборе, вид сзади; 1 – оптический элемент; 2 – корпус фары; 3 – болт крепления; 4 – декоративный ободок; 5 – прокладка; 6 – посадочное кольцо с наружной резьбой

Рисунок 3 – Противотуманная фара ФГ152Г в сборе и ее устройство

Оптический элемент 1 фары крепится в ее корпусе 2 с помощью декоративного ободка 4. Декоративный ободок 4 имеет четыре специальных выступа. После установки оптического элемента 1 в корпус 2 выступы декоративного ободка 4 загибают для того, чтобы закрепить в корпусе 2 оптический элемент 1.

Оптический элемент 1 фары неразборный, герметизированный. Отражатель является параболоидом вращения, как и отражатель фары головного освещения, но имеет усеченную прямоугольную форму. Рассеиватель соединен с отражателем с помощью герметизирующего клея.

Требуемое для оптического элемента противотуманной фары светораспределение обеспечивается соответствующим рельефом внутренней поверхности рассеивателя с вертикальными цилиндрическими линзами и экраном перед лампой, а также установкой в оптический элемент галогенной лампы, нить накала которой расположена точно в фокусе отражателя

Оптический элемент в корпус фары устанавливается так, чтобы знаки системы международного обозначения световых приборов на рассеивателе занимали строго вертикальное положение.

На посадочном кольце 3 лампы оптического элемента в соответствии с рисунком 4, а имеется специальная вырубка. Благодаря фланцевому цоколю лампа в оптическом элементе может быть установлена только в одном определенном положении. Для обеспечения во время движения автомобиля, несмотря на вибрацию фары, надежного электрического соединения галогенной лампы 4 с контактом, находящимся на внутренней поверхности гайки, на вывод лампы устанавливается специальный держатель 5, являющийся пружинным контактным устройством (рисунок 4, б).

а б в

а – посадочное кольцо оптического элемента; б – лампа с держателем; в – гайка; 1 – корпус противотуманной фары; 2 – прокладка; 3 – посадочное кольцо лампы оптического элемента; 4 – лампа галогенная АКГ24-70; 5 – держатель; 6 – гайка

Рисунок 4 – Установка лампы в оптический элемент противотуманной фары ФГ152А

Галогенная лампа АКГ24-70 и держатель с помощью гайки 6 устанавливаются в оптический элемент противотуманной фары. Посадочное кольцо 3 имеет наружную резьбу. Гайка 6 (рисунок 4, в) с прямоугольным выводом для подключения к бортовой сети автомобиля и контактом на внутренней поверхности, который соединен через тело гайки с выводом, предназначена для подключения лампы 1 под напряжение бортовой сети автомобиля. Уплотнительная прокладка 2 герметизирует зазор между корпусом фары 1 и посадочным кольцом 3 оптического элемента 1.

В соответствии с рисунком 5, а гайка 1 присоединяется к бортовой сети автомобиля проводом с наконечником 2. Соединение защищается от попадания влаги и грязи защитным резиновым колпаком 3.

Выключатель клавишный противотуманных фар ВК343.01.03 устанавливают на панели щитка приборов в блоке клавишных выключателей (рисунок 6, а), рядом с выключателем заднего противотуманного фонаря.

а б

а – присоединение противотуманной фары проводом с наконечником к бортовой сети автомобиля; б – внутренняя поверхность гайки; 1 – гайка; 2 – провод с наконечником; 3 – колпак защитный; 4 – контакт

Рисунок 5 – Гайка контактная

Выключатель противотуманных фар имеет два положения – нефиксированное (вниз – «выключено») и фиксированное (вверх – «включено»). Его принципиальное устройство представлено в соответствии с рисунком 6, в. Падение напряжения на контактах автомобильных выключателей и переключателей не должно превышать 0,1 В. Противотуманные фары могут быть включены только при включенном в первое или второе положение центральном переключателе света.

а б в

а – клавишный выключатель ВК 343.01.03; б – символ противотуманных фар, который наносится на клавишный выключатель; в – принципиальное устройство клавишного выключателя с подсветкой

1 – лампа подсветки; 2 – клавиша; 3 – ось; 4 – толкатель; 5 – перекидная пластина; 6 – выводы к неподвижным контактам; 7 – вывод к противотуманным фарам; 8 – вывод лампы подсветки

Рисунок 6 – Клавишный выключатель ВК 343.01.03

Путь тока в противотуманные фары:

- «+» аккумуляторных батарей;

- силовой вывод тягового реле стартера;

- клемма термобиметаллического предохранителя; вывод «-» измерителя тока (амперметра);

- вывод «+» измерителя тока; плюсовая клемма центрального переключателя света (ЦПС) фар;

- боковая клемма ЦПС, подключаемая к плюсовой клемме ЦПС в первом положении штока переключателя; входные клеммы предохранителей 1, 2 нижнего блока предохранителей;

- выходная клемма предохранителя 1 нижнего блока предохранителей;

- клавишный выключатель;

- первые клеммы соединительных панелей; спирали ламп противотуманных фар;

- корпус;

- выключатель батареи;

«» аккумуляторных батарей.

Регулировка противотуманных фар производится в следующем порядке.

Экран, представленный в соответствии с рисунком 7, устанавливают на расстоянии пяти метров от автомобиля.

АА – горизонтальная линия центров фар; 00 – средняя линия экрана; ЛЛ – вертикальная линия центра левой фары; ПП – вертикальная линия центра правой фары

Рисунок 7 – Экран для регулировки противотуманных фар

На экране проводят горизонтальную линию ББ, которая ниже линии АА, соответствующей на экране высоте центров оптических элементов фар от пола (площадки), на 100 мм. Средняя линяя ОО экрана должна совпадать с осевой линей пола помещения (площадки) ОР. Горизонтальная линия ОР является продолжением вертикальной линии ОО и перпендикулярна плоскости переносного или стационарного экрана (стены).

При регулировке противотуманных фар верхние границы световых пятен должны находиться на этой горизонтальной линии АА, а центры световых пятен – на пересечении вертикальных линий ЛЛ (для левой фары) и ПП (для правой фары) с горизонтальной линией ББ.

Во время регулировки гайки регулировочные фары отвертывают на
1–2 оборота. Затем фару поворачивают на кронштейне в горизонтальной и вертикальной плоскостях и устанавливают правильное положение светового пятна на экране. После затяжки регулировочных гаек проверяют правильность произведенной регулировки [6].


Библиографический список
  1. ГОСТ 8769-85. Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости. С поправками и изменениями. [Электронный ресурс]. URL : http : / /www.vsegost.com / Catalog / 34 / 3430.shtml
  2. Чижков, Ю. П. Электрооборудование автомобилей. Курс лекций. Ч. 2 [Текст] / Ю. П. Чижков – М. : Машиностроение, 2003. – 320 с.
  3. Автомобильная светотехника [Электронный ресурс]. URL : http : // ru. wikipedia.org
  4. Правила дорожного движения 2011 с картинками и знаками [Электронный ресурс]. URL : http://carsguru.net/pdd / pdd.html
  5. ГОСТ Р 41.19-99 (Правила ЕЭК ООН N 19). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения противотуманных фар для автотранспортных средств. Дата введения 2000-07-01. [Электронный ресурс]. URL : http : // docs.kodeks.ru / document / 1200027780
  6. Тимофеев, Ю. Л. Электрооборудование автомобилей: устранение и предупреждение неисправностей [Текст] / Ю. Л. Тимофеев, Г. Л. Тимофеев, Н. М. Ильин. – М. : Транспорт, 1994. – 301


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: