УДК 004.9

ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Рыбанов Александр Александрович
Волжский политехнический институт (филиал) федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет»
зав. каф. «Информатика и технология программирования», к.т.н., доцент

Аннотация
В целях повышения качества и результативности выпускной квалификационной работы, предлагается технология информационной поддержки, мониторинга и контроля за процессом их выполнения. Результаты апробации предлагаемой технологии подтверждают её эффективность.

Ключевые слова: выпускная квалификационная работа, информационная поддержка


TECHNOLOGY OF INFORMATION SUPPORT FOR PROCESS OF THE ORGANIZATION AND PERFORMANCE OF FINAL QUALIFICATION WORK

Rybanov Alexander Aleksandrovich
Volzhskii Polytechnic Institute, Branch of the Volgograd State Technical University
Head of Informatics and programming techniques Department, PhD in Technical Sciences, Associate Professor

Abstract
For improvement of quality and productivity of final qualification work, the technology of information support, monitoring and control of process of their performance is offered. Results of approbation for offered technology confirm its efficiency.

Библиографическая ссылка на статью:
Рыбанов А.А. Технология информационной поддержки процесса организации и выполнения выпускной квалификационной работы // Современная техника и технологии. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2013/10/2518 (дата обращения: 19.07.2023).

В настоящее время, несмотря на повышение компьютеризации общества, недостаточно разработана методика применения образовательных и информационных технологий в процессе выполнения выпускных квалификационных работ (ВКР) студентами, не изучен инновационный опыт контроля и управления этим процессом. В свою очередь, подходы к информационной поддержке, мониторингу [8] и контролю за процессом выполнения ВКР непосредственным образом влияют на их качество и результативность.

В целях повышения качества и результативности ВКР, предлагается технология информационной поддержки, мониторинга и контроля за процессом их выполнения, состоящая из следующих элементов:

1)  Электронный учебно-методический комплекс по курсу «Выполнение выпускной работы», разработанный в обучающей среде LMS  Moodle;

2)  Комплекс видеороликов с выступлениями студентов на заседаниях ГАК по  результатам выполнения ВКР по направлению бакалавриата 230100 «Информатика  и вычислительная техника», использование которого позволяет: повысить информативность лекций при презентации процесса защиты ВКР;  осуществить повторение (обзор, краткое воспроизведение) основных процедурных  элементов защиты ВКР; стимулировать мотивацию подготовки к защите ВКР; повысить  наглядность обучения; осуществить повтор наиболее сложных моментов защиты ВКР.

3)  Автоматизированное  рабочее место (АРМ) «Бакалавр»  [4], ориентированное: на информационную  поддержку процесса выполнения ВКР студентами-соискателями степени бакалавра,  систематический контроль за ходом выполнения ВКР в соответствии с разработанным  выпускающей кафедрой планом, а также оперативное и регулярное взаимодействие  студентов с научными руководителями. Использование АРМ «Бакалавр»при контроле и организации выполнения ВКР  дает следующие преимущества [2,3,4]: возможность создания структурированных  электронных архивов выполненных ВКР для помощи следующим поколениям студентов и  контроля плагиата; оперативная публикация текущих результатов ВКР и прогноз её  будущей оценки; критический разбор представленных ВКР и их рецензирование;  формирование каталога аннотаций библиографических источников по предметной  области ВКР.

4)  Издательская система LaTex, которая  является одним из общепринятых международных стандартов подготовки научных и  технических текстов. Редакции большинства научных журналов рекомендуют готовить  статьи в системе LaTex. Принципиальное  удобство издательской системы LaTeX заключается в следующем:  1) документ LaTex содержит лишь  структурную и семантическую разметку, таким образом, одна строчка, подключающая  некоторый стилевой файл, полностью меняет оформление работы; 2) набор формул  эффективнее чем в Word; 3) пакет Bibtex позволяет создать «библиотеку изданий» и подключать к  документу любые элементы этой библиотеки, при этом оформляться список  литературы будет согласно параметрам, заданным в документе, что делает систему  устойчивой к изменениям стандартов оформления; 4) автоматическая генерация  ссылок на источники. В соответствии с требованиями оформления выпускной  квалификационной работы, действующими в Волжском политехническом институте  (филиал) ВолгГТУ, разработан стилевой файл в формате Latex для оформления бакалаврской работы [6].

5)  Процедура оценки текста пояснительной записки  ВКР на наличие плагиата  и ложного цитирования, реализуемая с помощью бесплатной программы Advego Plagiatus (http://advego.ru/)  –  программа поиска в интернете частичных или полных копий текстового документа с  интуитивным интерфейсом. Плагиатус показывает степень уникальности текста, источники текста, процент совпадения текста. Кроме того, к пояснительной  записке ВКР студенты прикладывают заявление о соблюдении профессиональной  этики.

6) Процедура оценки качества  текста пояснительной записки ВКР с использованием следующих метрик удобочитаемости текста [1]: метрика Флеша (Flesch Reading Ease Readability Formula) и метрика Флеша – Кинсайда (FleschKincaid Grade Level Formula).

7) Учебные пособия [5,6]  и методические указания [7] по курсу «Выполнение выпускной работы»,  ориентированные на информационную поддержку процесса выполнения ВКР.

Оценка эффективности  предлагаемой технологии для повышения эффективности информационной поддержки,  мониторинга и контроля за ходом выполнения ВКР проводилась на основе  сопоставления результатов  защит  выпускных квалификационных работ студентов Волжского политехнического института  по направлению 230100 «Информатика и  вычислительная техника» до внедрения  предлагаемой технологии (2007/2008 уч.г.,  2008/2009 уч.г.) с результами защит, полученными после её внедрения (2009/2010 уч.г., 2010/2011 уч.г., 2011/2012 уч.г.).

Сравнительный  анализ показателей, характеризующих результативность ВКР на соискание  академической степени бакалавра, позволяют сделать следующие утверждения:

1) Динамика изменения  коэффициента публикационной активности студентов-соискателей академической  степени бакалавра (рис. 1) показывает  увеличение не только роста числа публикаций по результатам ВКР, но и их качественного уровня, о чём свидетельствует повышение коэффициента  публикационной активности по такому виду публикаций, как статьи в центральной  печати.


Рис. 1. Коэффициент публикационной активности студентов-соискателей академической степени бакалавра

2) Динамика изменения  коэффициента активности студентов-соискателей академической степени бакалавра  по регистрации программ для ЭВМ в РОСПАТЕНТ (рис.  2) показывает, что с 2010 г.  появляются ВКР, по результатам которых подаются заявки на регистрацию  программных разработок, при этом, официальные свидетельства о регистрации данных  разработок приходят до момента защиты, что является следствием грамотного  планирования и эффективной организации процесса выполнения ВКР.

Рис. 2. Коэффициент активности студентов-соискателей по регистрации программ для ЭВМ в РОСПАТЕНТ

3) Динамика изменения  относительного количества работ, отмеченных дипломами на конференциях и  конкурсах (рис. 3), говорит об  увеличении качества выпускных квалификационных работ. С момента внедрения предлагаемой  технологии, уровень научных мероприятий, в которых участвуют  студенты-соискатели, значительно повысился.

Рис. 3. Относительное количество выпускных работ, отмеченных дипломами на научных конкурсах и конференциях

В заключение можно сделать вывод, что предлагаемая  технология для повышения эффективности мониторинга  и контроля за процессом выполнения  ВКР,  направленная на повышение их качества и результативности, показала свою  состоятельность и её можно и  нужно реализовать в рамках процесса организации выполнения и контроля выпускных
квалификационных работ.


Библиографический список
  1. Рыбанов А.А. Подходы к анализу качества текста пояснительной записки выпускной квалификационной работы // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2011. Т. 10. № 8. С. 113-116.
  2. Рыбанов А.А. Подходы к разработке web-ориентированной информационной системы мониторинга и управления процессом выполнения выпускной квалификационной работы / Рыбанов А.А. // Современные аудиовизуальные и информационные технологии в образовании : сб. матер. IV межрегион. науч.-практ. конф. Вып. 4 / Коми гос. пед. ин-т. – Сыктывкар, 2012. – C. 23-24.
  3. Рыбанов А.А. Web-ориентированная информационная система мониторинга и управления процессом выполнения выпускной квалификационной работы / Рыбанов А.А. // Информационные технологии в науке и образовании : матер. междунар. науч.-практ. Интернет-конф. (март-июнь 2012 г.) : матер. V всерос. семинара “Применение MOODLE в сетевом обучении” (Железноводск, 29-31 мая 2012 г.) / ФГБОУ ВПО “Юж-но-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса (ЮРГУЭС)” [и др.]. – Шахты, 2012. – C. 74-76.
  4. Рыбанов А.А. Свид. о гос. регистрации программы для ЭВМ № 2011616029 от 3 августа 2011 г. РФ, Автоматизированное рабочее место “Бакалавр” / Рыбанов А.А.; ВолгГТУ. – 2011.
  5. Рыбанов А.А. Бакалаврская работа по направлению 230100.62 «Информатика и вычислительная техника»: выполнение, оформление и защита [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Рыбанов А.А., Макушкина Л.А., Александрова В.О.; ВПИ (филиал) ВолгГТУ // Учеб. пособия: сб. Сер. “Информатика и технол. программир.” (№ ГР 0321102871, свид. № 23943). – Волжский, 2011. – 78 с.
  6. Рыбанов А.А. Издательская система LaTex: оформление выпускных квалифика-ционных работ по направлениям 230100.62 «Информатика и вычислительная техника» и 231000.62 «Программная инженерия» [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Рыба-нов А.А.; ВПИ (филиал) ВолгГТУ // Учебные пособия : сб. Сер. «Естественнонаучные и технические дисциплины”. Вып. 2. – Волгоград, 2012. – 47 с.
  7. Рыбанов А.А. Информационные и программные системы как объекты активного экспериментирования / А.А. Рыбанов. – Волгоград: ВолгГТУ, 2010. – 32 c.
  8. Рыбанов А.А. Алгоритмическое и математическое обеспечение автоматизированной системы оценки качества учебного процесса  по контрольным картам // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2009. № 2. С. 30-36.


Все статьи автора «rybanoff»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: