В настоящее время, несмотря на повышение компьютеризации общества, недостаточно разработана методика применения образовательных и информационных технологий в процессе выполнения выпускных квалификационных работ (ВКР) студентами, не изучен инновационный опыт контроля и управления этим процессом. В свою очередь, подходы к информационной поддержке, мониторингу [8] и контролю за процессом выполнения ВКР непосредственным образом влияют на их качество и результативность.
В целях повышения качества и результативности ВКР, предлагается технология информационной поддержки, мониторинга и контроля за процессом их выполнения, состоящая из следующих элементов:
1) Электронный учебно-методический комплекс по курсу «Выполнение выпускной работы», разработанный в обучающей среде LMS Moodle;
2) Комплекс видеороликов с выступлениями студентов на заседаниях ГАК по результатам выполнения ВКР по направлению бакалавриата 230100 «Информатика и вычислительная техника», использование которого позволяет: повысить информативность лекций при презентации процесса защиты ВКР; осуществить повторение (обзор, краткое воспроизведение) основных процедурных элементов защиты ВКР; стимулировать мотивацию подготовки к защите ВКР; повысить наглядность обучения; осуществить повтор наиболее сложных моментов защиты ВКР.
3) Автоматизированное рабочее место (АРМ) «Бакалавр» [4], ориентированное: на информационную поддержку процесса выполнения ВКР студентами-соискателями степени бакалавра, систематический контроль за ходом выполнения ВКР в соответствии с разработанным выпускающей кафедрой планом, а также оперативное и регулярное взаимодействие студентов с научными руководителями. Использование АРМ «Бакалавр»при контроле и организации выполнения ВКР дает следующие преимущества [2,3,4]: возможность создания структурированных электронных архивов выполненных ВКР для помощи следующим поколениям студентов и контроля плагиата; оперативная публикация текущих результатов ВКР и прогноз её будущей оценки; критический разбор представленных ВКР и их рецензирование; формирование каталога аннотаций библиографических источников по предметной области ВКР.
4) Издательская система LaTex, которая является одним из общепринятых международных стандартов подготовки научных и технических текстов. Редакции большинства научных журналов рекомендуют готовить статьи в системе LaTex. Принципиальное удобство издательской системы LaTeX заключается в следующем: 1) документ LaTex содержит лишь структурную и семантическую разметку, таким образом, одна строчка, подключающая некоторый стилевой файл, полностью меняет оформление работы; 2) набор формул эффективнее чем в Word; 3) пакет Bibtex позволяет создать «библиотеку изданий» и подключать к документу любые элементы этой библиотеки, при этом оформляться список литературы будет согласно параметрам, заданным в документе, что делает систему устойчивой к изменениям стандартов оформления; 4) автоматическая генерация ссылок на источники. В соответствии с требованиями оформления выпускной квалификационной работы, действующими в Волжском политехническом институте (филиал) ВолгГТУ, разработан стилевой файл в формате Latex для оформления бакалаврской работы [6].
5) Процедура оценки текста пояснительной записки ВКР на наличие плагиата и ложного цитирования, реализуемая с помощью бесплатной программы Advego Plagiatus (http://advego.ru/) – программа поиска в интернете частичных или полных копий текстового документа с интуитивным интерфейсом. Плагиатус показывает степень уникальности текста, источники текста, процент совпадения текста. Кроме того, к пояснительной записке ВКР студенты прикладывают заявление о соблюдении профессиональной этики.
6) Процедура оценки качества текста пояснительной записки ВКР с использованием следующих метрик удобочитаемости текста [1]: метрика Флеша (Flesch Reading Ease Readability Formula) и метрика Флеша – Кинсайда (Flesch – Kincaid Grade Level Formula).
7) Учебные пособия [5,6] и методические указания [7] по курсу «Выполнение выпускной работы», ориентированные на информационную поддержку процесса выполнения ВКР.
Оценка эффективности предлагаемой технологии для повышения эффективности информационной поддержки, мониторинга и контроля за ходом выполнения ВКР проводилась на основе сопоставления результатов защит выпускных квалификационных работ студентов Волжского политехнического института по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника» до внедрения предлагаемой технологии (2007/2008 уч.г., 2008/2009 уч.г.) с результами защит, полученными после её внедрения (2009/2010 уч.г., 2010/2011 уч.г., 2011/2012 уч.г.).
Сравнительный анализ показателей, характеризующих результативность ВКР на соискание академической степени бакалавра, позволяют сделать следующие утверждения:
1) Динамика изменения коэффициента публикационной активности студентов-соискателей академической степени бакалавра (рис. 1) показывает увеличение не только роста числа публикаций по результатам ВКР, но и их качественного уровня, о чём свидетельствует повышение коэффициента публикационной активности по такому виду публикаций, как статьи в центральной печати.
Рис. 1. Коэффициент публикационной активности студентов-соискателей академической степени бакалавра
2) Динамика изменения коэффициента активности студентов-соискателей академической степени бакалавра по регистрации программ для ЭВМ в РОСПАТЕНТ (рис. 2) показывает, что с 2010 г. появляются ВКР, по результатам которых подаются заявки на регистрацию программных разработок, при этом, официальные свидетельства о регистрации данных разработок приходят до момента защиты, что является следствием грамотного планирования и эффективной организации процесса выполнения ВКР.
Рис. 2. Коэффициент активности студентов-соискателей по регистрации программ для ЭВМ в РОСПАТЕНТ
3) Динамика изменения относительного количества работ, отмеченных дипломами на конференциях и конкурсах (рис. 3), говорит об увеличении качества выпускных квалификационных работ. С момента внедрения предлагаемой технологии, уровень научных мероприятий, в которых участвуют студенты-соискатели, значительно повысился.
Рис. 3. Относительное количество выпускных работ, отмеченных дипломами на научных конкурсах и конференциях
В заключение можно сделать вывод, что предлагаемая технология для повышения эффективности мониторинга и контроля за процессом выполнения ВКР, направленная на повышение их качества и результативности, показала свою состоятельность и её можно и нужно реализовать в рамках процесса организации выполнения и контроля выпускных
квалификационных работ.
Библиографический список
- Рыбанов А.А. Подходы к анализу качества текста пояснительной записки выпускной квалификационной работы // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2011. Т. 10. № 8. С. 113-116.
- Рыбанов А.А. Подходы к разработке web-ориентированной информационной системы мониторинга и управления процессом выполнения выпускной квалификационной работы / Рыбанов А.А. // Современные аудиовизуальные и информационные технологии в образовании : сб. матер. IV межрегион. науч.-практ. конф. Вып. 4 / Коми гос. пед. ин-т. – Сыктывкар, 2012. – C. 23-24.
- Рыбанов А.А. Web-ориентированная информационная система мониторинга и управления процессом выполнения выпускной квалификационной работы / Рыбанов А.А. // Информационные технологии в науке и образовании : матер. междунар. науч.-практ. Интернет-конф. (март-июнь 2012 г.) : матер. V всерос. семинара “Применение MOODLE в сетевом обучении” (Железноводск, 29-31 мая 2012 г.) / ФГБОУ ВПО “Юж-но-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса (ЮРГУЭС)” [и др.]. – Шахты, 2012. – C. 74-76.
- Рыбанов А.А. Свид. о гос. регистрации программы для ЭВМ № 2011616029 от 3 августа 2011 г. РФ, Автоматизированное рабочее место “Бакалавр” / Рыбанов А.А.; ВолгГТУ. – 2011.
- Рыбанов А.А. Бакалаврская работа по направлению 230100.62 «Информатика и вычислительная техника»: выполнение, оформление и защита [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Рыбанов А.А., Макушкина Л.А., Александрова В.О.; ВПИ (филиал) ВолгГТУ // Учеб. пособия: сб. Сер. “Информатика и технол. программир.” (№ ГР 0321102871, свид. № 23943). – Волжский, 2011. – 78 с.
- Рыбанов А.А. Издательская система LaTex: оформление выпускных квалифика-ционных работ по направлениям 230100.62 «Информатика и вычислительная техника» и 231000.62 «Программная инженерия» [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Рыба-нов А.А.; ВПИ (филиал) ВолгГТУ // Учебные пособия : сб. Сер. «Естественнонаучные и технические дисциплины”. Вып. 2. – Волгоград, 2012. – 47 с.
- Рыбанов А.А. Информационные и программные системы как объекты активного экспериментирования / А.А. Рыбанов. – Волгоград: ВолгГТУ, 2010. – 32 c.
- Рыбанов А.А. Алгоритмическое и математическое обеспечение автоматизированной системы оценки качества учебного процесса по контрольным картам // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2009. № 2. С. 30-36.