УДК 62-50

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ ШУМОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В САЛОНЕ АВТОБУСА «ВОЛЖАНИН 5270.06»

Викторов М.Э.1, Кулько П.А.1, Синьков А.В.1
1Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета

Аннотация
В статье исследуются изменения внутреннего шума внутри салона низкопольных городских автобусов «Волжанин 5270.06» с увеличением пробега.

Ключевые слова: низкопольный автобус., уровень шума


STUDY OF INTERNAL NOISE CHARACTERISTICS INSIDE THE BUS «VOLZHANIN 5270.06»

Viktorov V.Е.1, Kul'ko P.A.1, Sin'kov A.V.1
1Volzhsky polytechnical institute (branch) Volgograd state technical

Abstract
The article examines the changes in the internal noise inside the cabin of low-floor buses "Volzhanin 5270.06" with increasing mileage.

Библиографическая ссылка на статью:
Викторов М.Э., Кулько П.А., Синьков А.В. Исследование внутренних шумовых характеристик в салоне автобуса «Волжанин 5270.06» // Современная техника и технологии. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/01/2882 (дата обращения: 26.05.2017).

Целью исследования является изучение изменения внутреннего шума внутри салона низкопольных городских автобусов «Волжанин 5270.06» с увеличением пробега.

Уровень шума в автотранспортных средствах является одним из важных показателей, который влияет на утомляемость водителей и, следовательно, на безопасность движения. Допускаемая величина внутреннего шума должна составлять: для кабины водителя – 78 дБ, для салона автобуса –  82 дБ согласно требованиям СНиП № 51616-2000.

Исследования проводились в следующей последовательности.

1) В декабре 2011 году в автоколонне №1732 были проведены замеры уровня шума автобусов «Волжанин 5270.06».

2) Повторные измерения на тех же автобусов были выполнены в мае 2013 года.

Измерения уровня шума проводились у сиденья водителя, а также над первым (за сиденьем водителя) и последним рядами сидений при максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. В каждой точке расположения микрофона проводились по три измерения, и за результат были приняты среднее арифметическое значение, округленное до целого числа. Измерения выполнялись прибором Октава-110А, принадлежащим экологической лаборатории ВПИ.  Результаты занесены в таблицы 1 и 2.

Таблица 1. Замеры уровня шума автобусов «Волжанин 5270.06» 2011 год

Номер измерения

Гаражный номер

Пробег, тыс. км

Уровень шума, дБ

Водитель

Первый ряд

Последний ряд

1

373

135,9

67,9

74,3

80,8

2

382

200,9

63,6

71

77,8

3

375

201,6

65,1

73,8

78,6

4

371

216,3

68

70,5

76,1

5

392

232,6

70,5

71

73,6

6

374

237,4

62

66,7

71,4

Таблица 2. Замеры уровня шума автобусов «Волжанин 5270.06» 2013 год

Номер измерения

Гаражный номер

Пробег, тыс. км

Уровень шума, дБ

Водитель

Первый ряд

Последний ряд

1

373

344,6

69

75

82

2

382

410,3

67

75

81

3

375

400,9

67

75

80

4

371

436,2

75

77

85

5

392

451,6

79

82

84

6

374

463,1

63

69

75

Для выявления связи между пробегом автобусов и уровнем шума были простроены 6 графиков. Каждый график соответствует своему гаражному номеру автобуса.

Анализ результатов измерений показал, что с увеличением пробега увеличивается внутренний шум в автобусах. При пробеге автобусов от 200…250 тыс. км. внутренний шум увеличивается в среднем на 4 дБ.

По показателям уровня внутреннего шума в городских автобусах с гаражными номерами 371 и 392 имеются превышения допускаемых значений уровня шума:

371: на последнем ряду на 3 дБ.

392: в кабине водителя на 1 дБ и на последнем ряду на 2 дБ.

В настоящее время Роспотребнадзор города Волжского проводит проверку внутреннего шума в салонах городских автобусов и указанные автобусы могут быть сняты с эксплуатации. Таким образом, в автоколонне необходимо организовать участок для дополнительной установки шумопоглащающего материала, что увеличивает себестоимость перевозки пассажиров.

На автотранспортном производстве «Волжанин» устанавливается шумоизоляция двигателя, которая состоит из следующих компонентов, приведенных в таблице 3.

Таблица 3. Шумопоглащающие компоненты автобусов «Волжанин 5270.06»

Наименование материала

Толищина

Слой шумопоглощающего материала ПЖ-140

80 мм

Стальной лист

1,5 мм

Слой вибропоглотителя «Технониколь»

3 мм

Слой фанеры

15 мм

Согласно методике профессора Н. И. Иванова [1] необходимо увеличить толщину шумопоглащающего материала в моторном отсеке с 80 до 110 мм для снижения уровня шума на 6 дБ на последнем ряду.

Предложения

Волжскому заводу «Волжанин» необходимо увеличить толщину звукопоглащающего материала ПЖ-140 с 80 до 110 мм для того, чтобы гарантировать величину шума в 82 дБ в салоне автобусов до их списания.


Библиографический список
  1. Техническая акустика транспортных машин/ Под ред. Н. И. Иванова. С-Петербург: Политехника, 1992: 365 с.


Все статьи автора «pkulkopa»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: