Целью исследования является изучение изменения внутреннего шума внутри салона низкопольных городских автобусов «Волжанин 5270.06» с увеличением пробега.
Уровень шума в автотранспортных средствах является одним из важных показателей, который влияет на утомляемость водителей и, следовательно, на безопасность движения. Допускаемая величина внутреннего шума должна составлять: для кабины водителя – 78 дБ, для салона автобуса – 82 дБ согласно требованиям СНиП № 51616-2000.
Исследования проводились в следующей последовательности.
1) В декабре 2011 году в автоколонне №1732 были проведены замеры уровня шума автобусов «Волжанин 5270.06».
2) Повторные измерения на тех же автобусов были выполнены в мае 2013 года.
Измерения уровня шума проводились у сиденья водителя, а также над первым (за сиденьем водителя) и последним рядами сидений при максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. В каждой точке расположения микрофона проводились по три измерения, и за результат были приняты среднее арифметическое значение, округленное до целого числа. Измерения выполнялись прибором Октава-110А, принадлежащим экологической лаборатории ВПИ. Результаты занесены в таблицы 1 и 2.
Таблица 1. Замеры уровня шума автобусов «Волжанин 5270.06» 2011 год
Номер измерения |
Гаражный номер |
Пробег, тыс. км |
Уровень шума, дБ |
||
Водитель |
Первый ряд |
Последний ряд |
|||
1 |
373 |
135,9 |
67,9 |
74,3 |
80,8 |
2 |
382 |
200,9 |
63,6 |
71 |
77,8 |
3 |
375 |
201,6 |
65,1 |
73,8 |
78,6 |
4 |
371 |
216,3 |
68 |
70,5 |
76,1 |
5 |
392 |
232,6 |
70,5 |
71 |
73,6 |
6 |
374 |
237,4 |
62 |
66,7 |
71,4 |
Таблица 2. Замеры уровня шума автобусов «Волжанин 5270.06» 2013 год
Номер измерения |
Гаражный номер |
Пробег, тыс. км |
Уровень шума, дБ |
||
Водитель |
Первый ряд |
Последний ряд |
|||
1 |
373 |
344,6 |
69 |
75 |
82 |
2 |
382 |
410,3 |
67 |
75 |
81 |
3 |
375 |
400,9 |
67 |
75 |
80 |
4 |
371 |
436,2 |
75 |
77 |
85 |
5 |
392 |
451,6 |
79 |
82 |
84 |
6 |
374 |
463,1 |
63 |
69 |
75 |
Для выявления связи между пробегом автобусов и уровнем шума были простроены 6 графиков. Каждый график соответствует своему гаражному номеру автобуса.
Анализ результатов измерений показал, что с увеличением пробега увеличивается внутренний шум в автобусах. При пробеге автобусов от 200…250 тыс. км. внутренний шум увеличивается в среднем на 4 дБ.
По показателям уровня внутреннего шума в городских автобусах с гаражными номерами 371 и 392 имеются превышения допускаемых значений уровня шума:
371: на последнем ряду на 3 дБ.
392: в кабине водителя на 1 дБ и на последнем ряду на 2 дБ.
В настоящее время Роспотребнадзор города Волжского проводит проверку внутреннего шума в салонах городских автобусов и указанные автобусы могут быть сняты с эксплуатации. Таким образом, в автоколонне необходимо организовать участок для дополнительной установки шумопоглащающего материала, что увеличивает себестоимость перевозки пассажиров.
На автотранспортном производстве «Волжанин» устанавливается шумоизоляция двигателя, которая состоит из следующих компонентов, приведенных в таблице 3.
Таблица 3. Шумопоглащающие компоненты автобусов «Волжанин 5270.06»
Наименование материала |
Толищина |
Слой шумопоглощающего материала ПЖ-140 |
80 мм |
Стальной лист |
1,5 мм |
Слой вибропоглотителя «Технониколь» |
3 мм |
Слой фанеры |
15 мм |
Согласно методике профессора Н. И. Иванова [1] необходимо увеличить толщину шумопоглащающего материала в моторном отсеке с 80 до 110 мм для снижения уровня шума на 6 дБ на последнем ряду.
Предложения
Волжскому заводу «Волжанин» необходимо увеличить толщину звукопоглащающего материала ПЖ-140 с 80 до 110 мм для того, чтобы гарантировать величину шума в 82 дБ в салоне автобусов до их списания.
Библиографический список
- Техническая акустика транспортных машин/ Под ред. Н. И. Иванова. С-Петербург: Политехника, 1992: 365 с.