УДК 623.09

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ ГЕНЕРАТОРОВ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА БТР-80

Гумелёв Василий Юрьевич1, Ишкинин Ренат Рафаэльевич2, Москаленко Валентин Александрович3
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, кандидат технических наук
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, начальник лаборатории
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, курсант

Аннотация
В статье представлено устройство, предназначенное для принудительного возбуждения генераторов бронетранспортера БТР-80, которое целесообразно использовать в случае отказа аккумуляторных батарей машины.

Ключевые слова: бронетранспортер, буксирование, выпрямленный ток, маневренность, подключение, пуск двигателя, резервная система


DEVICE FOR FORCED EXCITATION GENERATORS OF ARMORED PERSONNEL CARRIER BTR-80

Gumelev Vasiliy Yuryevich1, Ishkinin Renat Rafaelevich2, Moskalenko Valentin Aleksandrovich3
1Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences
2Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, Head of Laboratory
3Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, cadet

Abstract
The article is a device designed to force the generators excitation of armored personnel carriers BTR-80, which is suitable for use in case of refusal of the batteries of the machine.

Keywords: a connection, armored personnel carrier, maneuverability, rectified current, reserve system, starting the engine, towing


Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю., Ишкинин Р.Р., Москаленко В.А. Устройство для принудительного возбуждения генераторов бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/02/2774 (дата обращения: 27.05.2017).

Бронетранспортер БТР-80 – это боевая колесная машина высокой проходимости, предназначенная в Вооруженных Силах РФ главным образом для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений к полю боя, а также для их огневой поддержки (рисунок 1). Стоит также на вооружении подразделений морской пехоты и широко применяется в войсковых подразделениях других российских силовых структур.

 

Рисунок 1 – Бронетранспортер БТР-80

Воинские соединения, части и подразделения на бронетранспортерах БТР-80 обладают высокой подвижностью, то есть способностью к быстрому передвижению до начала боя и в ходе боевых действий [1].

Подвижность войск есть функция маневренности военной техники – ее возможности быстро изменять скорость и направление движения на местности, в воде, в воздухе в зависимости от складывающейся обстановки. Маневренность военной техники определяется тактико-техническими характеристиками ее отдельных объектов [2]. Маневренность БТР-80, а значит и подвижность подразделений и воинских частей на этих боевых машинах, в значительной мере определяется исправным функционированием систем электрооборудования бронетранспортера, в первую очередь системы электроснабжения и системы электростартерного пуска. Отметим, что двигатели подавляющего большинства многоцелевых машин имеют две системы пуска двигателя:

- основную – систему воздушного пуска;

- резервную – систему электростартерного пуска.

На бронетранспортере БТР-80 установлен автомобильный форсированный дизель КамАЗ-7403 восьмой комплектации [3], что значительно удешевляет стоимость машины. Но дизель бронетранспортера имеет только одну систему пуска – электростартерную, единственным источником электроэнергии для которой являются аккумуляторные батареи.

На дизели многоцелевых машин, как правило, устанавливаются генераторы с самовозбуждением, в независимости от того, постоянного [4] они или переменного тока [5]. На дизельном двигателе бронетранспортера БТР-80 хотя и установлено два генератора Г 290В, но эти генераторы автомобильные с независимым возбуждением.

Отсутствие резервной системы пуска дизеля и необходимость возбуждать каким-либо способом генераторы бронетранспортера при потерянных аккумуляторных батареях (например, приведенных в неисправное состояние в ходе ведения боевых действий) могут значительно снизить маневренность машин, и в целом повлиять на подвижность отдельных подразделений на бронетранспортерах БТР-80.

В машине имеется розетка для пуска двигателя от внешнего источника (аккумуляторной батареи) напряжением 24В. Для доступа к розетке необходимо открыть люк ниши аккумуляторных батарей. Затем, для пуска дизеля соединить внешний источник с розеткой внешнего пуска проводами из группового комплекта ЗИП (на 10 машин). Пуск двигателя при помощи розетки внешнего пуска можно выполнять и при отсутствии штатных аккумуляторных батарей на машине [3].

В особых условиях провода из группового комплекта по разным причинам могут отсутствовать и, как правило, отсутствуют. Достаточно простые способы нештатного пуска дизеля БТР-80 и возбуждения его генераторов при отсутствующих на машине батареях изложены в статьях [6, 7, 8, 9, 10].

Несколько подробнее остановимся на способе принудительного возбуждения генераторов бронетранспортера БТР-80, предложенном в работе [10]. Способ реализован с использованием устройства для принудительного возбуждения генераторов бронетранспортера БТР-80.

Устройство состоит из полевого телефонного аппарата ТА-57 образца 1957 года, к корпусу которого прикреплен понижающий трансформатор с выпрямителем.

Если на боевой машине отсутствуют по какой-либо причине аккумуляторные батареи, то пуск дизеля бронетранспортера легко осуществить путем его буксирования другой машиной (в ЗИПе каждого БТР-80 имеется буксирный трос, а бронетранспортеры, как правило, действуют в составе подразделения). При таком способе пуска двигатель внутреннего сгорания БТР-80 легко выходит на рабочий режим, но генераторы в силу их конструкции не возбуждаются. Поэтому не работает все электрооборудование боевой машины. При вращении ручки телефонного аппарата в цепь обмотки возбуждения генератора Г 290 бронетранспортера подается выпрямленный ток величиной до 1 А при номинальном напряжении 20 В, вполне достаточный для принудительного (независимого) возбуждения одного генератора, даже с учетом потерь с соединениях электрической цепи. Но возбуждать генераторы приходится последовательно – сначала один, затем другой. Устройство на базе телефонного аппарата ТА-57 является самостоятельным источником электрического тока – и в этом заключается его большое достоинство. Но его главным недостатком является то, что полевые телефонные аппараты не валяются, где попало. Поэтому при попытке изготовить такое устройство могут возникнуть определенные, часто непреодолимые трудности.

Поэтому нами предложено другое устройство для возбуждения генераторов бронетранспортера БТР-80. Оно представляет из себя преобразователь постоянного напряжения величиной 12В в переменное напряжение 24В, которое выпрямляется на встроенном на выходе устройства полупроводниковом выпрямителе на диодах Шоттки (SBL1640CT). Электрическая схема устройства представлена в соответствии с рисунком 2.

Рисунок 2 – Электрическая схема устройства для возбуждения генераторов бронетранспортера БТР-80

Размещение элементов электрической схемы на монтажной плате устройства представлено согласно рисунку 3.

Рисунок 3 – Размещение элементов электрической схемы на монтажной плате устройства для возбуждения генераторов бронетранспортера БТР-80

Выпрямленный ток на выходе устройства может достигать 10А при напряжении 24В. Для работы устройства необходима аккумуляторная батарея напряжением 12В. Ей может быть исправная трофейная автомобильная или мотоциклетная батарея практически любой емкости.

Вместо двух штатных танковых батарей типа 12СТ-85 номинальным напряжением 24В каждая (соединяются между собой при установке на бронетранспортер параллельно) на БТР-80 могут быть установлены автомобильные батареи типа 6СТ-190 номинальным напряжением 12В (соединяются между собой при установке на бронетранспортер последовательно) [3]. В случае отказа одной из батарей возбудить генераторы можно будет от оставшейся исправной батареи с помощью рассмотренного устройства. Естественно, перед возбуждением генераторов необходимо осуществить пуск дизеля бронетранспортера путем его буксирования другой машиной. Батареи типа 6СТ-190 взаимозаменяемы с рядом других автомобильных батарей номинальным напряжением 12 В, например, батареями типа 6СТ-132 [6].

В соответствии с рисунком 4 представлено подключение устройства для возбуждения генераторов БТР-80 к бортовой сети бронетранспортера. На машине отсутствует одна из установленных на ней батарей типа 6СТ-132. Устройство установлено в нише для аккумуляторных батарей (ее люк расположен справа по ходу движения бронетранспортера сразу за десантным люком). После пуска двигателя бронетранспортера путем буксирования машины выводы устройства подключаются к бортовой сети и к аккумуляторной батарее согласно рисунку 4.

Рисунок 4 – Подключение устройства для возбуждения генераторов БТР-80 к бортовой сети бронетранспортера

После возбуждения генераторов (в этом случае напряжение бортовой сети согласно показаниям вольтметра вольтамперметра на щитке приборов водителя будет 28В) немедленно выключить выключатель аккумуляторных батарей, а выводы устройства отсоединить от батареи и бортовой сети бронетранспортера.

Несомненным преимуществом представленного устройства является то, что при его применении можно возбудить одновременно оба генератора, причем в отличие от устройства, рассмотренного в статье [10], его выходные параметры позволяют возбуждать генераторы при малой частоте вращения коленчатого вала дизеля бронетранспортера.

Данное устройство для возбуждения генераторов БТР-80 при наличии подготовленного специалиста относительно легко изготовить в ремонтном подразделении. Кроме того преобразователи напряжения с требуемыми для устройства для возбуждения генераторов БТР-80 параметрами выпускаются предприятиями промышленности и продаются в торговой сети. Их стоимость составляет от 1500 до 2000 рублей.


Библиографический список
  1. Советская военная энциклопедия. Под ред. Гречко А.А. Т. 6. [Текст]: – М.: Воениздат. 1976 – 1980. – 671 с.
  2. Советская военная энциклопедия. Под ред. Гречко А.А. Т. 5. [Текст]: – М.: Воениздат. 1976 – 1980. – 685 с.
  3. Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – Рязань: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. 2006 – 494 с.
  4. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. Система электрооборудования БМД-2. // Современная техника и технологии. – Май, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/05/1790
  5. Кудрявцев А.М., Гумелёв В.Ю., Чимэдсурэн С. Бесконтактный вентильный генератор ГП-10А // Современная техника и технологии. – Ноябрь 2013. – № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/11/2532   (дата обращения: 01.11.2013).
  6. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. Взаимозаменяемость стартерных батарей бронетранспортера БТР-80. // Современная техника и технологии. – Июнь, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/06/2069
  7. Гумелёв В.Ю., Картуков А.Г., Пархоменко А.В. Использование трофейных аккумуляторных батарей на бронетранспортер БТР-80. // Современная техника и технологии. – Январь, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/01/1480
  8. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Палутов Р.В. Пуск дизеля БТР-80 при неисправностях системы электростартерного пуска. // Современная техника и технологии. – Март, 2013 [Электронный ресурс]. http://technology.snauka.ru/2013/03/1683“>URL:http://technology.snauka.ru/2013/03/1683
  9. Гумелёв, В.Ю. Способы пуска дизеля бронетранспортера БТР-80 [Текст] / В.Ю. Гумелёв, А.Г. Картуков // Научный резерв – Рязань, 2013. РВВДКУ – № 10 (29). – С. 15 – 20
  10. Каpтуков А.Г. Способ принудительного возбуждения генераторов бронетранспортера БТР-80 [Текст] / А.Г. Картуков, В.Ю. Гумелёв // Грузовик с приложением. – 2013. – №10. С. 9-10


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: