На электромобилях и гибридных автомобилях используются электрические сети с двумя уровнями напряжения. К высоковольтной сети напряжением 130 ÷ 400 В подключаются тяговые аккумуляторные батареи и электродвигатели, генератор, стартер и другие мощные потребители.
От низковольтной сети с напряжением 14 В получает питание различное маломощное электрооборудование − освещение, стеклоподъемники, аудиотехника, приборы и т.д. Массовое производство этого оборудования хорошо отлажено и нет необходимости его изменять. Для питания низковольтного электрооборудования на автомобилях с высоковольтной силовой сетью используются понижающие преобразователи постоянного напряжения, которые могут снабжаться буферными аккумуляторными батареями [1, с.19].
Важнейшими параметрами источников питания низковольтных потребителей являются мощность, максимальный ток, емкость буферной батареи.
В этой статье предлагается методика определения основных параметров источников питания низковольтных потребителей по типовым режимам работы электрооборудования автомобилей [2, с.1].
Рассчитаем типовые режимы нагрузки от потребителей электроэнергии в сети 14 В для небольшого гибридного легкового автомобиля с уровнем комфорта моделей ВАЗ. Эти режимы такие: режим движения по шоссе – зимой (днем, ночью); режим движения по шоссе – летом (днем, ночью); режим движения по городу – зимой (днем, ночью); режим движения по городу – летом (днем, ночью).
Нагрузки в сети 14 В характеризуются потребляемым током Iпотр, мощностью Рпотр и коэффициентом времени работы по отношению ко времени работы двигателя или длительности поездки Кt [2, с.2], например для системы зажигания Кt = 1, а для клаксона Кt = 0.1. Коэффициенты времени работы потребителей в типовых режимах Кt приведены в таблице 1 [2, с.3].
Таблица 1. Коэффициенты времени работы потребителей
Потребители |
Кt |
|||||||
Город |
Шоссе |
|||||||
Зима |
Лето |
Зима |
Лето |
|||||
День | Ночь | День | Ночь | День | Ночь | День | Ночь | |
Приборы (датчики, панель, электронный щиток, маршр.компьютер и т.д.) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Освещение внешнее (фары передние, габаритные огни, освещение номерного знака) | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Овещение панели приборов | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Радио, CD | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
Система отопления | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 |
Сигналы поворота | 0.15 | 0.15 | 0.15 | 0.15 | 0.1 | 0.1 | 0.1 | 0.1 |
Стоп–сигнал | 0.15 | 0.15 | 0.15 | 0.15 | 0.05 | 0.05 | 0.05 | 0.05 |
Передние стеклоочистители | 0.25 | 0.25 | 0.25 | 0.25 | 0.25 | 0.25 | 0.25 | 0.25 |
Освещение салона | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Сигнал (клаксон) | 0.1 | 0.1 | 0.1 | 0.1 | 0.1 | 0.1 | 0.1 | 0.1 |
Противотуманная фара | 0.2 | 0.2 | 0.2 | 0.2 | 0.3 | 0.3 | 0.3 | 0.3 |
Прикуриватель | 0.1 | 0.1 | 0.1 | 0.1 | 0.1 | 0.1 | 0.1 | 0.1 |
Система зажигания | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Система подачи топлива | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
В таблице 2 приведены мощности потребителей электроэнергии от низковольтной сети при номинальном напряжении 14 В [3, с.93; 4].
Таблица 2. Мощности потребителей электроэнергии
Типы потребителей | Потребители | Мощность, Вт | Ток ,А |
Включены постоянно | Приборы | 10 | 1 |
Система зажигания | 30 | 2 | |
Система подачи топлива | 140 | 10 | |
Включены длительно | Освещение внешнее | 400 | 30 |
Овещение панели приборов | 25 | 2 | |
Радио, CD | 15 | 1 | |
Включены периодически
|
Система отопления | 50 | 3,5 |
Сигналы поворота | 80 | 5 | |
Стоп – сигнал | 40 | 3 | |
Передние стеклоочистители | 80 | 6 | |
Освещение салона | 10 | 1 | |
Сигнал (клаксон) | 40 | 3 | |
Противотуманная фара | 40 | 3 | |
Прикуриватель | 100 | 7 |
Просчитаем типовые режимы, используя информацию из таблиц 1 и 2. Наиболее тяжелым типовым режимом оказался режим «зима-ночь-город» (таблица 3) со средним потребляемым током 54.3 А и средней потребляемой мощностью 732.5 Вт. Максимальный ток имеет величину 76.5 А, максимальная потребляемая мощность – 1050 Вт.
Таблица 3. Режим движения «зима-ночь-город».
Потребители | Макс. мощность,
Рпотр, Вт |
Макс. ток,
Iпотр, А |
Kt |
Ср., ток
Iпотр·Кt, А |
Ср. мощность,
Kt·Рпотр, Вт |
Приборы |
10 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Система зажигания |
30 |
2 |
1 |
2 |
30 |
Система подачи топлива |
140 |
10 |
1 |
10 |
140 |
Освещение внешнее |
400 |
30 |
1 |
30 |
40 |
Овещение панели приборов |
25 |
2 |
1 |
20 |
25 |
Радио, CD |
15 |
1 |
0.5 |
0.5 |
7.5 |
Система отопления |
50 |
3.5 |
1 |
3.5 |
50 |
.Сигналы поворота |
80 |
5 |
0.15 |
0.75 |
12 |
Стоп – сигнал |
40 |
3 |
0.15 |
0.45 |
6 |
Передние стеклоочистители |
80 |
6 |
0.25 |
1.5 |
20 |
Освещение салона |
10 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Сигнал (клаксон) |
40 |
3 |
0.1 |
0.3 |
4 |
Противотуманная фара |
40 |
3 |
0.2 |
0.6 |
8 |
Прикуриватель |
100 |
7 |
0.1 |
0.7 |
10 |
Средний ток, А |
54.3 |
||||
Средняя мощность, Вт |
732.5 |
||||
Макс. ток, А |
76.5 |
||||
Макс. мощность, Вт |
1050 |
Итоговые показатели по всем режимам приведены в таблице 4.
Таблица 4. Итоговые показатели по всем режимам
Типовые режимы |
Город |
Шоссе |
||||||
Зима |
Лето |
Зима |
Лето |
|||||
День | Ночь | День | Ночь | День | Ночь | День | Ночь | |
Средний ток, А | 21.3 | 54.3 | 17.8 | 50.8 | 21.25 | 54.25 | 17.75 | 50.75 |
Средняя мощность, Вт | 297.5 | 732.5 | 247.5 | 682.5 | 296.5 | 731.5 | 246.5 | 681.5 |
В варианте без буферной аккумуляторной батареи источник питания низковольтных потребителей должен иметь выходной ток, равный максимальному потребляемому нагрузкой, т.е. 76.5А и мощность 1050 Вт.
С буферной батареей источник питания низковольтных потребителей должен иметь выходной ток, равный среднему потребляемому нагрузкой, т.е. 54.3 А и мощность 732 Вт.
В данном варианте параллельно выходным клеммам понижающего преобразователя включена буферная аккумуляторная батарея. Определим ее емкость для наихудшего режима, когда в пределах типового цикла все нагрузки сначала включаются одновременно, а затем поочередно отключаются в соответствии с значениями Kt. В начале цикла батарея только разряжается, затем з На рисунке 3.1 представлен график изменения потребляемого тока от преобразователя 42/14 В ся. Длительность цикла «зима-ночь-город» составляет 5 часов [2, с.5]. В таблице 5 показана очередность включения потребител
Таблица 5. Очередность включения потребителей
Потребители |
Kt |
Ток, А |
Интервал времени, час |
|||||
0-0.5 |
0.5-0.75 |
0.75-1 |
1-1.25 |
1.25-2.5 |
2.5-5 |
|||
Приборы |
1 |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Система зажигания |
1 |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Система подачи топлива |
1 |
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Освещение внешнее |
1 |
30 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Освещение панели приборов. |
1 |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Радио, CD. |
0.5 |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Система отопления. |
1 |
3.5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
.Сигналы поворота |
0.15 |
5 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
Стоп – сигнал. |
0.15 |
3 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
Передние стеклоочистители. |
0.25 |
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Освещение салона. |
1 |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сигнал (клаксон). |
0.1 |
3 |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Противотуманная фара |
0.2 |
3 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Прикуриватель |
0.1 |
7 |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Ток нагрузки на временном интервале, А |
76.5 |
67.5 |
59.5 |
56.5 |
50.5 |
49.5 |
На рисунке 1 представлен график изменения потребляемого тока.
Рис.1.График изменения тока нагрузки в режиме «зима-ночь-город»
Буферная аккумуляторная батарея работает в режиме разряда, когда потребляемый нагрузкой ток превышает средний ток источника питания. По данным из таблицы 5 батарея в пределах типового цикла разряжается на интервале времени 0 ÷ 1.25 ч токами 22.2 А, 13.2 А, 5.2 А и 2.2 А. Затем на интервале 1.25 ÷ 5 ч производится заряд токами 3.8 А и 4.8 А.
В режиме разряда аккумулятор должен обеспечить емкость не менее:
q = 22.2·0.5 + 13.2·0.25 + 5.2·0.25 + 2.2·0.25 = 16.25 А·час. (1)
Номинальное значение емкости аккумулятора Q определим по формуле [4]:
(2)
Здесь η – отдача по емкости, k – температурный коэффициент, t − температура электролита. Автомобильный аккумулятор эксплуатируется при температурах до -40 ˚С без предпускового подогрева, примем η = 0.8, k = 0.01 [4] тогда:
≈ 58.1 А час (3)
Отечественная промышленность производит достаточную номенклатуру аккумуляторных батарей такой емкости для легковых автомобилей.
Библиографический список
- Яковлев В.Ф. Электрические процессы в аккумуляторных и конденсаторных пусковых устройствах при пуске автомобильных двигателей. Москва, Электроника и электрооборудование транспорта, №4, 2013, с. 18-21.
- ОСТ 37.003.034-77. «Баланс электроэнергии автомобилей и автобусов. Метод расчета, критерии оценки». (Дата введения 1978.07.01).
- Яковлев В.Ф. Определение параметров преобразователя 42/14 В для электропитания ламп блок-фары. Тамбов, Альманах современной науки и образования, №11, 2009, с.92-94.
- Соснин Д.А. Автотроника. Электрическое, электронное и автотронное оборудование легковых автомобилей, – М., Солон-Пресс, 2010. – 384 с.