УДК 629.113

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА И РАБОТЫ РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА РР361-А

Рогачёв Владимир Дмитриевич1, Писарчук Андрей Васильевич2, Гумелёв Василий Юрьевич3
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук, доцент
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд.техн. наук, доцент
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук

Аннотация
В представленной статье подробно рассмотрена установка на машине, устройство и работа контактно-транзисторного реле-регулятора РР361-А, взаимозаменяемого с транзисторным (бесконтактным) реле-регулятором типа РР-390.

Ключевые слова: блок реле, контакты, корпус, обмотка возбуждения, регулятор напряжения, реле защиты


FEATURES OF THE DEVICE AND OPERATION RELAY CONTROL RR-361-А

Rogachev Vladimir Dmitrievich1, Pisarchuk Andrey Vasilyevich2, Gumelev Vasiliy Yuryevich3
1Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences, associate professor
2Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate candidate of technical Sciences, associate professor
3Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences

Abstract
In the present article will detail the installation on the machine structure and operation of the contact-transistor relay control РР-361-А interchangeable with transistor (contactless) relay-type regulator PP-390.

Keywords: building, contacts, relay protection, the relay unit, voltage regulator, winding


Библиографическая ссылка на статью:
Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства и работы реле-регулятора РР361-А // Современная техника и технологии. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/09/4335 (дата обращения: 26.05.2017).

Легкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТ-ЛБ (на вооружение Советской Армии он поступил в 1964 году) и его многочисленные модификации, например, МТ-ЛБВ, МТ-ЛБ с оборудованием для самоокапывания, МТ-ЛБВМ, модификации 32, 35 и 49 [1] и другие нашли также широкое применение в наше время  в Вооруженных Силах Российской Федерации. В частности, на вооружении подразделений морской пехоты стоят некоторые модификации этого плавающего транспортера. Кроме того, различные модификации этой универсальной машины также широко используются и в народном хозяйстве нашей страны.

Основным источником электрической энергии МТ-ЛБ является генераторная установка, в состав которой входят генератор Г290 и транзисторный (бесконтактный) реле-регулятор РР390 (на рисунке 1 поз. 14 и 33, соответственно).

 1, 9 – фара основного света; 2, 8 – фара со светомаскировочной насадкой;

3, 7, 23, 27 – светильник – указатель габаритов и поворотов; 4 – приемник давления воздуха в пневмосистеме; 5 – фара поворотная; 6 – приемник давления масла в главной передаче; 10 – панель управления башенной установкой;
11 – кнопка электроспуска; 12 – токосъемник; 13, 21, 41 – плафон; 14 – реле-регулятор; 15 – фильтровентиляционная установка; 16, 17, 36 – фильтры радиопомех; 18 – передняя аккумуляторная батарея; 19 – розетка внешнего пуска;
20 – задняя аккумуляторная батарея; 22, 26 – светильник – указатель торможения; 24 – розетка грузового отделения; 25 – розетка прицепа; 28 – датчик перегрева; 29 – датчик горения; 30 – отопительно-вентиляционная установка;
31 – датчик давления масла в двигателе; 32 – датчик аварийного давления масла в двигателе; 33 – генератор; 34 – стартер; 35 – приемник термометра охлаждающей жидкости; 37 – щиток отопителя; 38 – звуковой сигнал; 39 – щиток подогревателя; 40 – щиток приборов водителя

 Рисунок 1 – Компоновка системы электрооборудования МТ-ЛБ

 Но на различных складах до сих пор осталось значительное количество реле-регуляторов РР-361, которые взаимозаменяемы с РР-390.

Рассмотрим подробнее назначение, установку на машину, устройство и работу реле-регулятора РР361-А.

Контактно-транзисторный реле-регулятор РР361-А предназначен для автоматического регулирования напряжения на выводах генератора в заданных пределах, защиты генератора от перегрузок и автоматической защиты регулирующего элемента (транзистора) при коротком замыкании клеммы «Ш» на корпус машины.

Внешний вид реле-регулятора РР361-А представлен на рисунке 2. 

1 – крышка корпуса; 2 – крышка корпуса верхняя; 3 – винты; 4 – корпус;
5 – планка

Рисунок 2 – Реле-регулятор РР 361-А

Электрическая схема реле-регулятора РР361-А включает в себя блок реле и регулятор напряжения. В блок реле входят реле блокировки (РБ), реле включения стартера (РС), реле защиты (РЗ), реле включения (РВ), регулятор напряжения (РН), ограничитель тока (ОТ) (рисунок 3).

Регулятор напряжения и ограничитель тока с нормально разомкнутыми контактами, в зависимости от режима работы генератора, воздействуют на базу транзистора V1, управляющего током возбуждения генератора.

Реле-регулятор РР361-А имеет следующую техническую характеристику:

- напряжение включения реле «РВ», В, не более – 15;

- ток срабатывания реле «РЗ», А, не менее – 4,2;

- пределы регулируемого напряжения, В – 26,5–28;

- пределы ограничения тока, А – 115–125. 

1 – корпус; 2 – реле блокировки; 3 – реле включения; 4 – реле защиты; 5 – диод Д202; 6 – транзистор П217; 7 – радиатор; 8 – диод Д214; 9 – панель изоляционная; 10 – пластина неподвижного контакта; 11 – реле регулятора напряжения; 12 – вывод «ВЗ»; 13 – вывод «Л»; 14 – вывод «Ш»; 15 – вывод «+»; 16 – реле ограничителя тока; 17 – вывод «Б»; 18 – вывод «РС»; 19 – вывод «КС»; 20 – вывод «Л2» РР361-А без крышек (вид сверху)

 Рисунок 3 – Реле-регулятор

Установка реле-регулятора РР361-А на машине представлена согласно рисунку 4. Маркировка для соединения электрических проводов представлена на рисунке 5.

1 – реле-регулятор РР361-А; 2 – контровочная проволока; 3 – болт крепления;
4 – провода обозначенные «+» и «Б»; 5 – планка; 6 – гайка накидная

Рисунок 4 – Установка реле-регулятора РР361-А на МТ-ЛБ

Рисунок 5 – Маркировка для соединения электропроводки с РР361-А

 Устройство реле-регулятора РР 361-А представлено на рисунках 3 и 6, а его принципиальная электрическая схема – на рисунке 7.

1 – диод; 2, 3, 5, 6 – проволочные резисторы; 4, 7, 9 – панели изоляционные; 8 – шины 

Рисунок 6 – Реле-регулятор РР361-А без крышек (вид снизу)

РВ – реле включения: РН – регулятор напряжения; ОТ – ограничитель тока; РЗ – реле защиты; ВО – включающая обмотка; УО – удерживающая обмотка; Rуск – резистор ускоряющий; R3 – термокомпенсирующий резистор базы; Rд – дополнительный резистор; V1 – транзистор; V2 – диод; V3 – диод обратной связи; V4 – диод демпфирующий; S1 – выключатель «Возбуждение генератора»

 Рисунок 7 – Схема электрическая принципиальная реле-регулятора РР361-А (без реле блокировки и стартера)

 Схема подключения реле-регулятора РР361-А к бортовой сети транспортера-тягача МТ-ЛБ представлена на рисунке 8.

Рисунок 8 – Схема подключения РР361-А и Г290-0

 К основным особенностям конструкции реле-регулятора РР361-А можно отнести применение в нём контактно-транзисторного регулятора напряжения, который состоит из электромагнитного реле (РН) и транзистора, что объясняет наличие дополнительного, по сравнению с блоком реле реле-регулятора РР390-Б, электромагнитного реле (РН) в его блоке реле. А также то, что реле защиты служит для защиты транзистора в случае возрастания тока в обмотке возбуждения при замыкании её витков.

Работа реле-регулятора РР-361-А происходит в следующей последовательности. При включении на щитке приборов механика-водителя выключателя «Возбуждение генератора» S1 (рисунок 7) через нормально замкнутые контакты реле защиты напряжение аккумуляторных батарей (АКБ) подводится к обмотке реле включения РВ.

Оно срабатывает, замыкая цепь: «+» АКБ – включающая обмотка реле защиты РЗ – обмотка возбуждения ОВ генератора – корпус. Транзистор V1 открыт, так как его база через R1 и R2 соединена с отрицательным выводом АКБ.

Таким образом, еще до начала работы двигателя в генераторе протекает ток возбуждения. R1 и R2 задают величину базового тока V1 с определенной степенью насыщения.

При возрастании напряжения генератора Uг и достижении им определенного предела срабатывает реле напряжения (РН), его контакты замыкаются, соединяя базу транзистора V1 с «+» источника питания. При этом потенциал эмиттера будет ниже потенциала базы на величину падения напряжения на диоде VЗ, и транзистор V1 закроется. Ток возбуждения Iв проходит через ускоряющий резистор Rуск, добавочный резистор Rд, шунтирующие транзистор, что вызывает уменьшение Iв, a следовательно, и уменьшение напряжения на выходе генератора. Но уменьшение напряжения генератора Uг приводит к тому, что контакты РН размыкаются и транзистор V1 снова отпирается. Процесс повторяется с определенной частотой. При этом на выходе генератора получаем напряжение пилообразной формы с отклонением мгновенного значения напряжения от постоянной составляющей, не превышающим несколько десятых вольта.

R3 термокомпенсирующий резистор для поддержания напряжения на заданном уровне при изменении температуры окружающей среды.

При увеличении температуры сопротивление обмотки РН увеличивается, что приводит к изменению уровня напряжения генератора. Чтобы это изменение не превышало пределы, последовательно с обмоткой РН включен резистор R5, выполненный из провода с малым температурным коэффициентом изменения сопротивления. Диод V3, включенный в цепь эмиттера транзистора V1, служит для активного запирания V1.

Реле защиты РЗ служит для защиты от больших токов, возникающих при коротком замыкании зажима «Ш» на корпус. РЗ имеет две обмотки: включающую (ВО) и удерживающую (УО). Обмотки действуют согласованно. Контакты РЗ замкнуты, если Iв < 3,5 А. При коротким замыкании в цепи ОВ генератора ток в включающей обмотке возрастает, контакты реле защиты (РЗ) размыкаются, отключая реле включения РВ и прерывая цепь тока возбуждения.

Контакты РЗ удерживаются в разомкнутом состоянии обеими обмотками под действием тока аккумуляторных батарей, так как они соединяются последовательно через диод V2 с обмоткой возбуждения. Диод V4 уменьшает искрение контактов РЗ и выключателя S1. Ограничитель тока (ОТ) вступает в действие, когда ток нагрузки достигает 120 А. При замыкании контактов ОТ база транзистора подключается к эмиттеру через диод обратной связи V3 и транзистор закрывается. При этом напряжение и ток генератора уменьшаются, а регулятор напряжения работать перестаёт.

Дальнейшая работа ограничителя тока (ОТ) аналогична работе регулятора напряжения – его контакты постоянно вибрируют, поддерживая ток генератора на уровне 120 А.

Авторы надеются, что данная статья может оказать определенную практическую пользу лицам, занимающимся эксплуатацией транспортера-тягача МТ-ЛБ.


Библиографический список
  1. Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТ-ЛБ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации [Текст]. – Челябинск : ЧВАИ, 2002. – 400 с.


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: