УДК 629.113

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА ГЕНЕРАТОРА Г290В И ЕГО УСТАНОВКИ НА ДИЗЕЛЬ ТЯГАЧА МТ-ЛБ

Рогачёв Владимир Дмитриевич1, Писарчук Андрей Васильевич2, Гумелёв Василий Юрьевич3
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук, доцент
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук, доцент
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук

Аннотация
В статье подробно рассмотрены маркировка, особенности устройства модификации Г290В генератора переменного тока типа Г290, установка на дизеле машины МТ-ЛБ этой модификации генератора и регулировка привода Г290В.

Ключевые слова: генератор, маркировка, нулевой провод, особенности устройства, регулировка привода, статор, щеточный узел


FEATURES OF THE DEVICE GENERATOR G290-V AND ITS INSTALLATION ON DIESEL OF TRACTOR MT-LB

Rogachev Vladimir Dmitrievich1, Pisarchuk Andrey Vasilyevich2, Gumelev Vasiliy Yuryevich3
1Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences, associate professor
2Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, ccandidate of technical Sciences, associate professor
3Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences

Abstract
The article covers in detail marking, instrument features modification G290V of ge-nerator type G290, installation of diesel tracked vehicles MT-LB of this modification generator and adjustment of drive G290V.

Keywords: brush site, drive control, instrument features, marking, zero wire


Библиографическая ссылка на статью:
Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства генератора Г290В и его установки на дизель тягача МТ-ЛБ // Современная техника и технологии. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/10/4514 (дата обращения: 26.05.2017).

Генератор переменного тока типа Г290 и его модификации нашли достаточно широкое применение в составе генераторных установок боевых и специальных машин. Например, на современных транспортерах-тягачах МТ-ЛБ устанавливается генератор Г290В, а на бронетранспортерах БТР-80 – два таких генератора и каждый из них работает совместно со своим реле-регулятором.

При номинальном напряжении 28 В генератор Г290В выдает постоянный ток силой 150 А. Масса генератора – 20,5 кг (без шкива)

Согласно рисунку 1, а на экране генератора сзади нанесена маркировка [1]. Для конкретного генератора (рисунок 1, б) она имеет следующий вид: наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; условное обозначение модели генератора – Г290В; номинальные напряжение 24 В (28 В) и ток 150 А; обозначение государственного стандарта или конструкторской документации на данное изделие – ГОСТ 3940–71(84); дата изготовления (месяц, год), указанные арабскими цифрами – 01.85 (10.96); номер партии – 0691 (0021); надпись «Сделано в СССР (России)» (для изделий, изготовляемых в России).

                             а                                               б

а – экран генератора, вид сзади; б – экран генератора с нанесённой маркировкой (товарный знак предприятия-изготовителя – Калужского завода автотракторного электрооборудования)

Рисунок 1 – Маркировка генератора Г290В

Внешний вид генератора Г290В и основные особенности его устройства представлены на рисунке 2.

                а                                                           б

                     в                                                        г

а – вид Г290В сзади слева; б – экран Г290В сзади; в – щеткодержатель Г290;
г – щеткодержатель Г290В; 1 – винт крепления экрана генератора; 2 – экран генератора Г290В; 3 – защитная лента; 4 – разъем выводов обмотки возбуждения, двух фаз и нулевого провода генератора; 5 – вывод «+»; 6 – узел крепления силового провода; 7 – щеткодержатель Г290 в сборе; 8 – вывод обмотки возбуждения «Ш»; 9 – щеткодержатель Г290В в сборе; 10 – вывод средней точки обмоток фаз генератора (нулевого провода); 11 – вывод обмотки возбуждения «Ш»

Рисунок 2 – Внешний вид и основные особенности устройства  генератора Г290В

Шкив, вентилятор, крышка со стороны привода, катушка возбуждения, ротор, вал ротора, основание щеткодержателя, выпрямительные блоки – отличий от соответствующих конструкционных элементов генератора Г290 не имеют. Крышка со стороны щеткодержателя в сборе отличается тем, что имеет семь отверстий (вместо четырех) для крепления экрана и защитной ленты генератора. Экран генератора вместо трех выводов ШР-25 имеет разъем выводов обмотки возбуждения, двух фаз и нулевого провода генератора (рисунок 2, а, б); щеткодержатель имеет два вывода «Ш» (8 и 11) обмотки возбуждения и дополнительный вывод средней точки обмоток фаз генератора 10 (рисунок 2, г).

Вывод провода средней точки обмоток фаз генератора (нулевого провода) 2 статора генератора представлен также согласно рисунку 3.

1 – выводы фаз обмотки статора; 2 – вывод провода средней точки обмоток фаз генератора (нулевого провода)

Рисунок 3 – Статор генератора Г290В в сборе

Устройство щеткодержателя генератора Г290 представлено на рисунке 4.

1 – основание щеткодержателя; 2 – крышка щеткодержателя; 3 – болт специальный; 4 – держатель; 5 – вывод средней точки обмоток фаз генератора (нулевого провода); 6 – выводы обмотки возбуждения; 7 – щетки

Рисунок 4 – Щеточный узел генератора Г290В

Электрическая схема генераторной установки в составе генератора Г290В и реле-регулятора представлена согласно рисунку 5. Подключение к генератору Г290 реле-регулятора РР361-А подробно рассмотрено в работе [2].

                      а                                                                                            б

а – для работы с регулятором напряжения РР390-Б; б – для работы с регулятором напряжения РР361-А

Рисунок 5 – Электрическая схема генераторной установки в составе

 генератора Г290В и реле-регулятора

Фазы обмотки статора (якоря) генератора Г290В соединены в «звезду». У некоторых автомобильных генераторов переменного тока обмотки статора соединены в «треугольник» [3]. Но следует помнить, что генератор с соединением фазных обмоток статора по схеме «звезда» отдает в бортовую сеть номинальное напряжение при меньшей частоте вращения его ротора, поэтому аккумуляторные батареи машины начинают раньше заряжаться. А это крайне важно при эксплуатации специальных и, особенно, боевых машин.

На МТ-ЛБ генератор Г290В расположен на двигателе ЯМЗ-238ВМ в передней части сверху (поз. 7 рисунка 6). Привод осуществляется ременной передачей от шкива привода компрессора и генератора двигателя [4].

Перед установкой генератора на двигатель необходимо выключить выключатель аккумуляторных батарей.

1 – расширительный бачок системы охлаждения; 2 – компрессор пневмосистемы; 3 – пробка маслоналивной горловины смазочной системы двигателя; 4 – термостатная коробка системы охлаждения двигателя; 5 – соединительный патрубок системы питания воздухом; 6 – топливный насос высокого давления; 7 – генератор; 8 – впускной трубопровод левой головки блока цилиндров; 9 – выпускная труба пускового подогревателя; 10 – масляный фильтр центробежной очистки

Рисунок 6 – Компоновка генератора Г290В на двигателе

Установка генератора, детали его крепления на двигатель и ремни его привода представлены на рисунке 7.

1 – шкив приводной; 2, 3, 8, 10, 17, 18, 19 – гайки; 4 – болт передней опоры генератора; 5 – кронштейн генератора; 6 – ремень приводной; 7 – генератор;
9 – планка; 11 – шкив генератора; 12 – контргайка; 13 – винт регулировочный; 14 – кронштейн натяжного устройства; 15 – ролик натяжной; 16 – болт задней опоры генератора

Рисунок 7 – Установка генератора Г290В на двигатель ЯМЗ-238ВМ машины МТ-ЛБ

Проверка прогиба ремней представлена на рисунке 7. Регулировка привода генератора производится в соответствии с требованиями [3, 4]. Нормально натянутые ремни привода генератора при нажатии на середину каждой правой ветви (рисунок 8) с усилием 40±2 Н (4±0,2 кгс) прогибаются на величину от 10 до15 мм. Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, то следует отрегулировать их натяжение.

Проверку натяжения ремней производить нажатием руки или с помощью прибора, или устройства для проверки натяжения ремней.

Рисунок 8 – Место проверки прогиба ремней привода генератора (вид из десантного отделения машины при снятой задней панели

ограждения двигателя)

Для проверки и регулировки ремней привода генератора необходимо (рисунок 9):

- снять заднюю панель ограждения двигателя;

- проверить прогиб ремней привода генератора и, если он не соответствует требованиям, провести регулировку в следующем порядке;

- расстопорить гайку 4 оси натяжного ролика;

- отпустить контргайку 2 и винтом регулировочным 1 отрегулировать натяжение до нормы;

- застопорить регулировочный винт 1, завернув до плотного упора контргайку 2 и гайку 4 оси натяжного ролика;

- застопорить гайку 4 оси натяжного ролика шайбой стопорной 3;

- проверить натяжение ремней, установить на место заднюю панель ог-раждения двигателя.

После регулировки следует надежно закрепить ослабленные болты и гайки.

При увеличенной вытяжке хотя бы одного из ремней привода генератора заменить комплектом оба ремня для обеспечения равномерной нагрузки на них. Ремни заменять только в паре из одной группы по длине с разницей не более 2 мм.

1 – винт регулировочный; 2 – контргайка; 3 – шайба стопорная; 4 – гайка оси натяжного ролика

Рисунок 9 – Регулировка натяжения ремней генератора

Детали крепления и ремни привода генератора представлены в соответствии с рисунком 10.

1 – гайка; 2 – шайба разрезная; 3 – планка; 4 – генератор; 5 – шайба; 6 – болт;
7 – втулка резьбовая; 8 – кронштейн; 9 – шпилька; 10 – кронштейн в сборе;
11 – винт натяжной; 12 – шайба стопорная; 13 – пресс-масленка; 14 – устройство натяжное; 15 – ремень приводной; 16 – шкив приводной; 17 – прокладка;
18 – ось натяжного шкива; 19 – кольцо стопорное; 20 – подшипник; 21 – кольцо; 22 – шкив натяжной

Рисунок 10 – Детали крепления и ремни привода генератора

При эксплуатации машины необходимо предохранять ремни от попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и, если необходимо, регулировать его. Особенно тщательно следует проверять натяжение ремней в первые 50 ч работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка. Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, так как излишнее натяжение приводит к преждевременному выходу из строя генератора, а недостаточное натяжение – к выходу из строя аккумуляторных батарей из-за их систематического недозаряда.


Библиографический список
  1. ГОСТ Р 52230–2004. Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия [Текст]. – Введ. 2004-03-01. – М. : Издательство стандартов, 2004.
  2. Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства и работы реле-регулятора РР361-А // Современная техника и технологии. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/09/4335 (дата обращения: 21.09.2014).
  3. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Рогачёв В.Д. Взаимозаменяемость, применяемость и устройство генератора Г 288Е // Современная техника и технологии. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/02/1663 (дата обращения: 21.09.2014).
  4. Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТ-ЛБ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации [Текст]. – Челябинск: ЧВАИ, 2002. – 400 с.


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: