УДК 62-519

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЁРОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

Абрамов Александр Евгеньевич
ФГБОУ ВПО "Ульяновская Государственная Сельскохозяйственная Академия имени П.А.Столыпина"

Аннотация
Рассматриваются вопросы использования современных технологий и технических средств обучения в условиях приближенных к реальным процессам, как рабочего места, так и производственного процесса в целом.

Ключевые слова: Аппаратура, программное обеспечение, технические средства обучения, тренажёры


THE USE OF SIMULATORS DURING TRAINING ENGINEERS

Abramov Alexander Evgenevich
Ulyanovsk State Agricultural Academy named after Pyotr Stolypin

Abstract
Deals with the use of modern technologies and means of training in conditions close to the real processes, as a workplace, and the production process as a whole.

Keywords: CAD/CAM модуль, Keller SumPlus 5.1, PALplus


Библиографическая ссылка на статью:
Абрамов А.Е. Использование тренажёров при подготовке инженерных кадров // Современная техника и технологии. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/10/4565 (дата обращения: 29.05.2017).

Использование современных технологий и технических средств обучения в образовательном процессе предполагает применение мультимедийной техники, компьютеров и других устройств, а также создание и применение специальных интерактивных тренажеров, таких как применяются в авиации и космонавтике при подготовке персонала.

Современные тренажеры позволяют имитировать технологические процессы в режиме виртуальной реальности в условиях приближенных к реальным процессам, как рабочего места, так и производственного процесса в целом.

Аппаратура и программное обеспечение таких тренажеров позволяет погрузить студента в обстановку реальности и выработать у него психомоторные реакции, необходимые для выполнения процессов, происходящих на реальных производствах.

Следует выделить две основные области применения тренажеров:

  • освоение и закрепление учебного материала при подготовке специалистов в учебных заведениях различного профиля и уровня.
  • отработка навыков работы с конкретным технологическим оборудованием при повышении квалификации и переподготовке технического персонала на том или ином предприятии и в отраслевом учебном центре [1].

При имитации поведения технологического объекта тренажеры могут строиться на основе статической или динамической модели в зависимости от поставленных задач обучения [5].

Задачами технологического тренажера являются:

  • изучение технологического процесса и средств управления им;
  • отработка действий при работе технологического объекта;
  • отработка действий при изменении условий работы;
  • отработка навыков принятия правильных решений в аварийных ситуациях;
  • проверка знаний обучаемых;

С 2008 года на кафедре «Материаловедение и технология машиностроения» ФГБОУ ВПО Ульяновская ГСХА им. П.А.Столыпина активно внедряются тренажёры сварщика и система Keller SumPlus 5.1. Данные тренажёры адаптированы к реальным производственным условиям и позволяют студентам получить навыки работы на виртуальном производстве без риска поломки промышленного оборудования, аварий и получения травм.

Особенно хотелось отметить роль системы Keller SumPlus 5.1 в формировании профессиональных компетенций выпускников, таких как способность правильно выбирать материал и назначать его обработку, способность контролировать качество продукции, способность обеспечивать выполнение правил техники безопасности, способность обеспечивать автоматизированное проектирование изделий и технологических процессов их изготовления и др.[2].

Система Keller SumPlus 5.1 представляет собой программное обеспечение, которое можно отнести к системам автоматизированного проектирования со встроенным мультимедийным интерактивным тренажёром. Система имеет блочно-модульную структуру (см. рис. 1) и позволяет установить взаимосвязь теоретических знаний и практических навыков, получаемыми в цикле общетехнических дисциплин с основами систем автоматизированного проектирования изделий и технологических процессов, а также с гибкими производственными системами.

Разработчиком системы является фирма R. & S. KELLER GmbH, которая с 1982 года разрабатывает прогрессивное программное обеспечение для обучения и аттестации в области техники CNC.

Рисунок 1 – Блочно-модульная структура системы Keller SymPlus 5.1.

Система Keller SymPlus 5.1 имеет следующие модули:

- виртуальная мастерская предназначена для изучения организации технологических процессов в мастерской, оснащенной современным оборудованием с программным управлением (рис.2). В виртуальной обучающей среде модуля представлены рабочие режимы: «виртуальный цех», «Станок» и «Обслуживание». В рабочем режиме «Виртуальный цех» студенты в интерактивном режиме знакомятся с окружением станков, с зажимными приспособлениями, средствами измерений и т.д.  В рабочем режиме «Станок» студенты полностью разбирают станок и знакомятся с принципом работы отдельных его агрегатов. Особенно важен рабочий режим «Обслуживание»: Здесь они получают опыт в настройках виртуального станка и важные для практической деятельности знания;

Рисунок 2 – Виртуальная мастерская системы Keller SymPlus 5.1

- PALplus мультимедиа имитатор – программный модуль системы, предназначенный для визуализации технологических процессов.

Рисунок 3 – PALplus мультимедиа имитатор.

PALplus позволяет изучать основы программирования с помощью имитатора PAL, который позволяет моделировать процесс обработки детали в режимах G1, G2 и G3. Для этого модуля разработчик поставляет специальную рабочую тетрадь с большим количеством справочных иллюстраций и материалов, благодаря которым студенты легко ориентируются в этом модуле;

- имитатор систем управления программный модуль системы, имитирующий работу и процесс управления технологического оборудования. Данный модуль позволяет изучать системы управления станков с программным управлением различных фирм. В процессе изучения студенты имеют возможность наблюдать за процессом в реальном времени в виртуальном пространстве;

Рисунок 4 – Имитатор системы управления

 - CAD/CAM модуль – полноценная система автоматизированного проектирования технологических процессов использующая метод графического программирования. Модуль позволяет студенту выполнять графическое моделирование детали в реальных размерах, разрабатывать технологию обработки детали и её имитацию, оптимизацию технологических операций и передачу полученных данных в станок;

Рисунок 5 – Возможности CAD/CAM модуля.

Данные модули системы Keller SymPlus 5.1 успешно используются в учебном процессе кафедры «Материаловедение и технология машиностроения» ФГБОУ ВПО Ульяновская ГСХА им. П.А.Столыпина при освоении следующих дисциплин: «Системы автоматизированного проектирования технологических процессов», «Технология сельскохозяйственного машиностроения» и «Технология изготовления типовых деталей», а также при освоении рабочей профессии токарь.

Опыт применения системы Keller SymPlus 5.1 на кафедре показал, что студенты мотивированно осознают значимость технологической подготовки производства деталей в современных условиях развития машиностроения, знакомятся с новыми возможностями систем автоматизированного проектирования, приобретают навыки проектирования технологических процессов изготовления деталей и их производства на учебных станках.


Библиографический список
  1. Б.А. Мырзахметов, Г.К. Айтореева Особенности применения «интеллектуальных» тренажеров-имитаторов в подготовке кадров для нефтегазовой промышленности. URL: http://www.do.gendocs.ru›docs/index-50833.html (дата обращения: 19.11.2013).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 110800 Агроинженерия, приказ министерства образования и науки Российской Федерации №552 от 9 ноября 2009 года. – URL: http://www.ugsha.ru/DOC/gos_new/gos_agroinzh_bak_new.pdf (дата обращения: 19.11.2013).
  3. Механообработка. Prospect-SYMplus-RUS-кратко 1./ Межрегиональный отраслевой ресурсный центр “Авиастроения” URL: http://morc.kai.ru/wp-content/uploads/2013/06/Prospect-SYMplus-RUS-кратко-1.pdf.
  4. SYMplus 5.1 Рабочая тетрадь. Токарная обработка./ R. & S. KELLER GmbH –, М.: ЗАО «Дидактические системы», 110 с.-ил.
  5. Морозов, А.В. Качество прессового соединения, полученного объемным электромеханическим дорнованием бронзовых втулок в замкнутом объеме/А.В.Морозов, А.Е.Абрамов, А.В.Байгулов//Научное обозрение: Издательский дом “Наука образования” (Москва), 2013. №1-с.91-96.


Все статьи автора «Абрамов Александр Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: