УДК 629.113

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА И РАБОТЫ РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА РР390-Б

Рогачёв Владимир Дмитриевич1, Писарчук Андрей Васильевич2, Гумелёв Василий Юрьевич3
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук, доцент
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук, доцент
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук

Аннотация
В статье подробно рассмотрено устройство и работа реле-регулятора РР 390-Б с транзисторным регулятором напряжения.

Ключевые слова: блок реле, контакты, корпус, обмотка возбуждения, регулятор напряжения, реле защиты


FEATURES OF THE DEVICE AND OPERATION RELAY CONTROL RR390-В

Rogachev Vladimir Dmitrievich1, Pisarchuk Andrey Vasilyevich2, Gumelev Vasiliy Yuryevich3
1Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences, associate professor
2Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences, associate professor
3Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences

Abstract
The article covers in detail the structure and operation of the relay-regulator RR 390-В with a transistor voltage regulator.

Keywords: building, contacts, relay protection, the relay unit, voltage regulator, winding


Библиографическая ссылка на статью:
Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства и работы реле-регулятора РР390-Б // Современная техника и технологии. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/11/4809 (дата обращения: 26.05.2017).

Реле-регулятор РР 390-Б работает совместно с генератором переменного тока модели Г 290В [1] в обычном порядке (при установке на транспортер-тягач МТ-ЛБ) и при параллельном включении двух генераторных установок на общую нагрузку (на бронетранспортере БТР-80)  в составе генератора Г 290В и реле-регулятора РР 390-Б каждая.

Изготовитель электротехнический завод ОАО «МиассЭлектроАппарат» выпускает реле-регулятор РР390-Б в экранированном исполнении, для подавления помех теле- и радиоприему, возникающих при работе его элементов. РР 390Б изготовлен в пылебрызгозащищенном исполнении, то есть его корпус герметизирован. Реле-регулятор РР 390-Б с электронным (транзисторным) регулятором напряжения взаимозаменяем с реле-регулятором РР 361-А [2] с контактно-транзисторным регулятором напряжения. На тягаче МТ-ЛБ реле-регулятор установлен на правом переднем наклонном броневом листе внутри машины возле места командира машины [3]. На бронетранспортере БТР-80 – два реле-регулятора РР 390-Б установлены в отделении силовой установки (моторно-трансмиссионном отделении) в колесных нишах четвертых колес (рисунок 1).

Рисунок 1 – Установка реле-регулятора РР 390-Б на БТР-80 в отделении силовой установки на колесной нише левого четвертого колеса

Отметим, что соединение реле-регулятора с генератором всегда осуществляется блочными разъемами наружного подсоединения.

Реле-регулятор РР 390-Б подключается автоматически к бортовой сети машины при напряжении от 11 до 15 В. При работе двигателя реле-регулятор в автоматическом режиме поддерживает напряжение генераторной установки в пределах от 27 до 28,2 В и обеспечивает защиту генератора от перегрузок (свыше 128 А). При выходе из строя регулятора напряжения и повышении в результате этого напряжения ботовой сети машины от 29,5 до 33 В реле-регулятор отключает обмотку возбуждения генератора. Это позволяет защитить приемники электрической энергии от перегрузок.

Внешний вид реле-регулятора представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Реле-регулятор РР 390-Б (внешний вид)

Общее устройство реле-регулятора РР 390-Б следующее: корпус; передняя и задняя крышки; блок реле; транзисторный регулятор напряжения (рисунки 3 – 5).

1 – основание; 2 – реле блокировки в сборе; 3 – реле стартера в сборе; 4 – реле защиты в сборе; 5 – реле включения в сборе; 6 – сердечник с ярмом – обмоткой сериесной в сборе; 7 – кольцо уплотнительное верхнее; 8 – вывод массовый в сборе; 9 – разъем для подключения генератора и АКБ; 10 – разъем для подключения к коммутационной аппаратуре

Рисунок 3 – РР 390-Б без крышки (вид сверху)

1 – корпус; 2 – проволочные резисторы; 3 – диоды; 4 – печатная плата;
5 – внутренний разъем; 6 – резисторы; 7 – разъем для подключения генератора и аккумуляторных батарей

Рисунок 4 – РР 390-Б без нижней крышки (вид снизу)

 

1 – днище; 2 – печатная плата; 3 – внутренний разъем; 4 – резисторы; 5 – диоды; 6 – стабилитроны; 7 – терморезистор

Рисунок 5 – Нижняя крышка РР 390-Б (вид изнутри)

В блоке реле смонтированы следующие электромагнитные реле: включения; защиты; ограничения тока; стартера; блокировки стартера.

Три первых реле и бесконтактный регулятор напряжения обеспечивают работу генераторной установки, оставшиеся два – электрического стартера двигателя машины.

Реле включения подключает регулятор напряжения к генератору. Его обмотка через выключатель «Возбуждение генератора» включена на напряжение как генератора, так и аккумуляторных батарей, то есть, подключена к зарядной цепи системы электроснабжения. Реле защиты отключает регулятор напряжения от обмотки возбуждения генератора при увеличении его напряжения выше установленного предела.

Ограничитель тока ограничивает ток генератора на уровне до 120 А, хотя максимальный ток, отдаваемый генератором – 150 А. Ограничение тока генератора обеспечивает долговечность его приводных ремней. Обмотка ограничителя включена последовательно в силовую цепь генератора, а его контакты воздействуют на цепь возбуждения генератора, уменьшая одновременно напряжение генератора и отдаваемый им ток.

Реле стартера позволяет включать стартер дистанционно – при нажатии кнопки, а реле блокировки стартера отключает стартер после пуска двигателя и исключает возможность его включения при работающем двигателе.

Схема подключения реле-регулятора РР 390-Б к бортовой сети тягача МТ-ЛБ представлена согласно рисунку 6.

Рисунок 6 – Схема подключения РР 390-Б в бортовую сеть тягача МТ-ЛБ

На рисунке 7 представлена электрическая принципиальная схема реле-регулятора РР 390-Б.

  R1-R16 – резисторы; C1 – конденсатор; K4 – реле стартера; K3 – реле включения; K2 – реле защиты; K2.1 – основная обмотка реле защиты; K2.2 – удерживающая обмотка реле защиты; K1 – реле ограничения тока; K5 – реле блокировки; K5.1 – основная обмотка реле блокировки; K5.2 – форсирующая обмотка реле блокировки; L2 – дроссель; V1 – выпрямительный блок; V4, V6, V8, V10-V12 – диоды; V5, V7, V9 – транзисторы; V2, V3 – стабилитроны; Ш1-Ш2 – разъемы; S1 – выключатель «Возбуждение генератора»

Рисунок 7 – Схема электрическая принципиальная реле-регулятора РР 390-Б

Схема бесконтактного регулятора напряжения включает три кремниевых транзистора. Основными элементами измерителя регулятора являются стабилитроны V2 и V3, усилителя – транзисторы V5 и V7, исполнительного устройства – транзистор V9.

Работа регулятора напряжения при поддержании заданной величины напряжения аналогична работе других транзисторных регуляторов напряжения в автомобильных генераторных установках, например, регулятора 2712.3702 [5]. При включении выключателя S1 «Возбуждение генератора» напряжение от батарей подается на обмотку реле включения К3, контакты которого подключают регулятор напряжения к сети электрооборудования (к корпусу машины, так называемой «массе»). Но напряжение батарей меньше предела регулирования для напряжения генератора, то есть меньше напряжения, необходимого для пробоя стабилитронов V2 и V3. Поэтому транзистор V5 закрыт, а открыт работающий с ним в противофазе промежуточный транзистор V7 и силовой V9. Отметим, что все три транзистора работают в режиме ключа – «открыт – закрыт».

При этом вокруг обмотки возбуждения генератора на его роторе создается постоянное магнитное поле, которое намагничивает когтеобразные полюса ротора. При работе двигателя машины ротор генератора вращается и в обмотках статора наводится переменная ЭДС, которая подается на выпрямительный блок, а затем с вывода «+» генератора в бортовую сеть машины выдается выпрямленное постоянное напряжение.

С увеличением частоты вращения ротора возрастает напряжение генератора и, когда оно превышает напряжение аккумуляторных батарей, генератор начинает питать все приемники электрического тока на машине, в том числе и свою собственную обмотку возбуждения.

При достижении предела регулирования (в интервале от 27 до 28,2 В) стабилитроны V2 и V3 пробиваются и ток, проходящий через них, открывает транзистор V5, который шунтирует вход транзистора V7. Вследствие этого транзисторы V7 и V9 закрываются, прерывая ток в обмотке возбуждения генератора.

Резкое уменьшение силы тока возбуждения приводит к снижению напряжения генератора, что вызывает закрытие стабилитронов и транзистора V5, а транзисторы V7 и V9 открываются. Сила тока возбуждения вновь начинает возрастать, повышая напряжение генератора.

В дальнейшем регулятор напряжения устанавливает такую среднюю величину тока возбуждения, при которой напряжение генератора остается практически неизменным.

Обмотка реле К1 включена последовательно в цепь нагрузки генератора, а его контакты воздействуют на цепь базы транзистора V7 регулятора напряжения. Если сила тока нагрузки генератора превышает допустимую величину (порядка 120 А), срабатывает реле К1 (измерительное устройство ограничителя тока) и через его замкнутые контакты K1.1 на базу транзистора V7 подается отрицательный потенциал. Транзистор V7 закрывается, что вызывает закрытие и транзистора V9. Ток в обмотке возбуждения генератора уменьшается, соответственно уменьшается его напряжение и ток нагрузки. При уменьшении тока нагрузки нормально разомкнутые контакты K1.1 сразу размыкаются и транзисторы V7 и V9 открываются. Указанный процесс повторяется периодически, ограничивая силу тока нагрузки генератора.

Реле К2 имеет две обмотки: включающую К2.1 и удерживающую К2.2. Включающая обмотка питается от генератора через силовой транзистор V9 регулятора напряжения. При срабатывании реле защиты замыкаются его контакты, в результате чего под напряжением оказывается удерживающая обмотка и через диод V4 шунтируется обмотка реле включения К3.

При пробое (замыкании перехода коллектор-эмиттер) силового транзистора V9 ток в обмотке возбуждения генератора не ограничивается и поэтому напряжение генератора растет. При напряжении (30 – 33 В) вступает в работу реле К2. Под действием его включающей обмотки К2.1. контакты К2.3 шунтируют обмотку реле К3 и подают напряжение на удерживающую обмотку К2.2. Контакты К3.1 размыкаются, разрывая цепь тока возбуждения генератора. Пока напряжение в бортовой сети не уменьшится до 17,5 В контакты реле включения останутся разомкнутыми.


Библиографический список
  1. Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства генератора Г290В и его установки на дизель тягача МТ-ЛБ // Современная техника и технологии. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/10/4514 (дата обращения: 25.10.2014).
  2. Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства и работы реле-регулятора РР361-А // Современная техника и технологии. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/09/4335 (дата обращения: 12.10.2014).
  3. Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТ-ЛБ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации [Текст]. – Челябинск : ЧВАИ, 2002. – 400 с.
  4. Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – Рязань: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. 2006 – 494 с.
  5. Рогачев В.Д., Гумелев В.Ю., Картуков А.Г. Регулятор напряжения 2712.3702. // Современная техника и технологии. – Май, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2012/05/939 (дата обращения: 3.11.2014).


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: