УДК 62-82

ТРЕНИЕ В ГИДРОМАШИНАХ С ЗУБЧАТЫМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ

Можаев Артём Анатольевич1, Бурмистров Сергей Петрович1
1Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П. А. Столыпина

Аннотация
Рассматриваются вопросы трения в гидромашинах с рабочими органами в виде зубчатых колёс.

Ключевые слова: зубчатое зацепление, трение в гидромашинах


THE FRICTION IN THE HYDRAULIC MACHINES WITH TOOTHED GEARING

Mozhaev Artem Antolevich1, Burmistrov Sergei Petrovich1
1Ulyanovsk state agricultural Academy named P. A. Stolypin

Abstract
Discusses issues of friction in hydraulic machines working bodies in the form of a gear wheel.

Библиографическая ссылка на статью:
Можаев А.А., Бурмистров С.П. Трение в гидромашинах с зубчатым зацеплением // Современная техника и технологии. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2014/12/4826 (дата обращения: 12.07.2023).

В настоящее время широко применяется в сельскохозяйственном машиностроении гидропривод рабочих органов, ходового оборудования и различных приводных устройств [3 стр.138].

Для успешного решения задачи обеспечения необходимого и достаточного уровня надежности гидропривода машин и его элементов, как в начале эксплуатации, так и в послеремонтный период необходима оценка чувствительности гидросистемы к различным типам и видов отказов. Отказы связаны с изнашиванием деталей гидромашин за счет различных видов трет

Работа гидромашин характеризуется гидромеханическими потерями, которые основываются на двух режимах трения. Режимы трения описываются законами Кулона и Ньютона.

По взаимодействию поверхностей и состоянию смазочного слоя трение квалифицирую основном, как трение сухих поверхностей, а также приграничной и гидродинамической смазки. В реальных машинах часто встречаются смешанные режимы смазки и соответственно трение [1, стр.25].

Кроме того, при полном описании работы гидромашин необходимо учитывать потери от инерционного сопротивления движению рабочей жидкости, пропорциональные квадрату скорости, и постоянные по величине потери холостого хода.

Анализ научно-технической литературы показал, что при малых значениях частоты вращения и вязкости жидкости преобладают потери на смешанное трение, сопровождающиеся разрывом масляной пленки и непосредственным контактом материала деталей. С увеличением частоты вращения и вязкости жидкости доля этих потерь значительно сокращается. Влияние параметров рабочего процесса на триботехнические характеристики гидромашины, можно определить из условий ее работы в зависимости от частоты вращения шестерен, давления и вязкости жидкости.

В зависимости от частоты вращения и увеличения давления нагрузки характер изменения сивых соответствует диаграмме Герси – Штрибека, которая используется в триботехнических процессах при смазывании подшипников скольжения [5, стр.93].

Потери крутящего момента от вязкости рабочей жидкости идентичны изменению частоты вращения [4, стр. 32]. Поэтому, чтобы достичь минимальных потерь на трение, с ростом давления нагрузки необходимо увеличить вязкость рабочей жидкости.

В зависимости от давления в шестеренных гидромашинах потери на трение хорошо аппроксимируются линейной функцией по законам Кулона или Ньютона [2, стр.123].

При сравнительно низкой скорости и высоком давлении применение математических моделей, основанных на законах Кулона и Ньютона, приводит к значительным качественным и количественным ошибкам [6, стр.15].

Поэтому разработка математических моделей, отражающих все потери, возникающие в гидромашинах, требует более детального учета потерь на трение, а также учета влияния сопротивления движению рабочей жидкости и гидродинамического эффекта.


Библиографический список
  1. Машиностроение: энциклопедия. – Т. IV-!: Детали машин. Конструкционная прочность. Трения, износ, смазка. – М.: Машиностроение, 1995. -156 с.
  2. Объемные гидромеханические передачи: расчет и конструирование / О. М. Бабаев [и др.] – Л.: Машиностроение, 1987.- 256 с.
  3. Абpамов А. Е., Кундpотас К. P., Ваpнаков В. В. Теоpетическая модель метода оценки качества топлив пpи фоpмиpовании их физико-химических свойств//Матеpиалы Междунаpодной научно-пpактической конфеpенции. Ульяновск: Ульяновская ГСХА, 2006. – С. 137-144.
  4. Ваpнаков В. В., Абpамов А. Е. Улучшение качества pаботы автотpактоpных двигателей путем изменения показателей химмотологического пpоцесса фоpмиpования физико-химических свойств топлив//Матеpиалы междунаpодной научно-пpактической конфеpенции. Самаpа: Самарская ГСХА, 2004. – С. 30-35.
  5. Морозов А. В., Абpамов А. Е., Байгулов А. В. Качество прессового соединения, полученного объемным электромеханическим дорнованием бронзовых втулок в замкнутом объеме//Научное обозрение. 2013. №1. С.91-96.
  6. Варнаков В.В., Абрамов А.Е., Варнаков Д.В., Ботоногов Е.В. Совершенствование оперативного контроля качества топлива двигателей//Ремонт, восстановление, модернизация. 2007. № 6. С. 12-17.


Все статьи автора «mogaev»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: