Изменения в образовательной системе Российской Федерации выдвигают серьезные требования к качеству и уровню педагогической деятельности в высших учебных заведениях. Многообразный характер педагогического труда профессорско-преподавательского состава генерирует такие проблемы: как и кем должны решаться подобного рода задачи; каким образом определить, кто лучше справляется с профессиональной деятельностью; какой должна быть система оценки эффективности деятельности исполнителей.
В российских вузах одним из распространенных методов определения лучших по исполнению своих обязанностей стала рейтинговая система оценки. В.Е.Талынёв рассматривает преподавателя в системе высшего образования и его рейтинг деятельности [1]. Рейтинг преподавателей как фактор повышения качества образования показала О.Н.Шумилова [2]. Л.Г.Шестакова привела планирование показателей учебно-методического рейтинга преподавателя вуза [3]. Рейтинг преподавателей и кафедр в вузе рассматривала Е.Ю.Васильева [4]. А.А.Протопопов и др. описали опыт использования рейтинговой оценки деятельности кафедр и профессорско-преподавательского состава в управлении основными процессами системы качества образования медицинского вуза [5]. Разработку типологии рейтинговых оценок деятельности преподавателей и кафедр для системы морального и материального стимулирования привели М.И.Рабинович и Е.Ю.Степанова [6].
Подсчет рейтинга является трудоемкой задачей, поэтому многие исследователи предлагали его автоматизировать. А.А.Аббакумов и др. рассмотрели автоматизацию учета рейтинга преподавателей [7]. Г.Г.Куликов и др. провели формирование показателей критериев для автоматизированного расчета и мониторинга рейтинга преподавателя в едином информационном пространстве кафедры [8]. Автоматизированную систему мониторинга и оценки публикационной активности преподавателя кафедры вуза представили Г.Х.Ирзаев и М.М.Мурадов [9]. Разработку системы автоматизированного формирования рейтинга профессорско-преподавательского состава вуза показали И.А.Капралов и др. [10]. О.Н.Медведева и др. применили автоматизированную систему рейтинговой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава в Тверском государственном университете [11]. Информационную систему рейтинговой оценки деятельности преподавателя во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса представили В.В.Крюков и К.И.Шахгельдян [12].
В Приамурском государственном университете им.Шолом-Алейхема в течение нескольких лет действует рейтинговая система оценки научной и учебно-методической деятельности преподавателя. Рейтинг-листы в MS Excel заполняются на кафедрах преподавателями, заверяются зав.кафедрой и отдаются для дальнейшей обработки в отдел сертификации и менеджмента качества. Процесс обработки достаточно трудоемкий, происходит изменение критериев, методов начисления баллов, поэтому было принято решение автоматизировать этот процесс. Используя предыдущий опыт авторов разработки подобных систем [13-23] была спроектирована и внедрена информационная система рейтинга преподавателей. Разработка программы производилась на языке php с использованием MySQL. Система размещена во внутренней корпоративной сети. Представим ее.
После анализа предметной области было выделено несколько видов пользователей (администратор, зав.кафедрой. пользователь-преподаватель) со своими функциями (рис.1, рис. 2, рис. 3).

Рисунок 1 – Диаграмма вариантов использования для администратора

Рисунок 2 – Диаграмма вариантов использования зав.кафедрой

Рисунок 3 – Диаграмма вариантов использования преподавателя
После успешного входа в систему от имени администратора отображается панель навигации (рис. 4) со следующими функциональными возможностями:
- выбрать учебный год;
- добавить учебный год (рис. 5);
- редактировать список критериев.
При выборе учебного года отображается список кафедр (рис. 6) сотрудники которых должны заполнить индивидуальные карточки.

Рисунок 6 – Список кафедр
При выборе требуемой кафедры отображается список преподавателей, в котором указано (рис. 7) ФИО, должность, значение рейтинга (общее), значение по 1 группе рейтинга, значение по 2 группе рейтинга, значение по 3 группе рейтинга.

Рисунок 7– Рейтинг преподавателей кафедры
При переходе по ссылке «Отчет по кафедре» формируется отчет в программе MS Excel (рис. 8).
Рисунок 8 – Пример отчета по кафедре
Администратор может редактировать список критериев для этого необходимо пройти по ссылке «Редактировать список критериев». В открывшемся окне (рис 9) можно произвести следующие действия:
- добавить новый критерий (рис. 10);
- редактировать уже существующий критерий.
Рисунок 9 – Окно редактирования критериев
Для того чтобы утвердить критерии, необходимо (рис. 11):
- выбрать нужный год;
- перейти по ссылке «Критерии текущего года»;
- поставить галочки напротив нужного критерия;
- нажать кнопку сохранить.
При авторизации в роли преподавателя, пользователь обладает небольшим списком прав таких как печать отчета; заполнение критериев (рис. 12).
При авторизации от имени заведующего кафедрой остаются права преподавателя, и добавляется право просмотра и редактирования сотрудников только своей кафедры.
Заполнение критериев осуществляется в соответствии с положением о рейтинговой системе оценивания показателей вклада профессорско-преподавательского состава в достижения ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема».
Разработанная информационная система в настоящий момент проходит пробное тестирование, показала положительные результаты на нескольких кафедрах. Использование такого программного продукта позволило существенно снизить затраты на обработку рейтинга преподавателей кафедр факультета Математики, информационных технологий и техники.
Библиографический список
- Талынёв В.Е. Преподаватель в системе высшего образования и его рейтинг деятельности // Поволжский педагогический поиск. 2012. № 1 (1). С. 90-94.
- Шумилова О.Н. Рейтинг преподавателей как фактор повышения качества образования: теория и практический опыт // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 228-230
- Шестакова Л.Г. Планирование показателей учебно-методического рейтинга преподавателя вуза // Nauka-Rastudent.ru. 2014. № 1 (01). С. 12.
- Васильева Е.Ю. Рейтинг преподавателей и кафедр в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 3. С. 39-48.
- Протопопов А.А., Лим В.Г., Черненков Ю.В., Спиваковский Ю.М. Опыт использования рейтинговой оценки деятельности кафедр и профессорско-преподавательского состава в управлении основными процессами системы качества образования медицинского вуза // Саратовский научно-медицинский журнал. 2010. Т. 6. № 2. С. 472-474.
- Рабинович М.И., Степанова Е.Ю. О разработке типологии рейтинговых оценок деятельности преподавателей и кафедр для системы морального и материального стимулирования // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 3. С. 23-28.
- Аббакумов А.А., Егунова А.И., Табаева А.А. Автоматизация учета рейтинга преподавателей // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. № 23. С. 109-111.
- Куликов Г.Г., Конев К.А., Суворова В.А., Старцев Г.В. Формирование показателей критериев для автоматизированного расчета и мониторинга рейтинга преподавателя в едином информационном пространстве кафедры // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2010. Т. 14. № 4 (39). С. 175-184.
- Ирзаев Г.Х., Мурадов М.М. Автоматизированная система мониторинга и оценки публикационной активности преподавателя кафедры вуза // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8-1 (40). С. 64-70.
- Капралов И.А., Коданев В.Л., Павличева Е.Н. Разработка системы автоматизированного формирования рейтинга профессорско-преподавательского состава вуза // Информационные ресурсы России. 2014. № 2 (138). С. 35-37.
- Медведева О.Н., Супонев Н.П., Солдатенко И.С., Миняев П.М. Автоматизированная система рейтинговой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава Тверского государственного университета // Информатизация образования и науки. 2014. № 3 (23). С. 86-94.
- Крюков В.В., Шахгельдян К.И. Информационная система рейтинговой оценки деятельности преподавателя в вузе // Информатизация образования и науки. 2009. № 4. С. 54-65
- Баженов Р.И., Мохно Д.Е. О разработке информационной системы по учету оценочных средств в университете // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-1 (37). С. 24.
- Баженов Р.И., Никитин А.В. О разработке информационной системы по контролю над пролонгацией страховых договоров // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-1 (38). С. 25.
- Баженов Р.И., Кузнецова Я.И. О разработке информационной системы по учету благотворительной помощи в малой организации // Современная техника и технологии. 2014. № 6 (34). С. 10.
- Баженов Р.И., Семёнова Д.М. О разработке информационной системы учета деятельности членов общественной молодежной палаты // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-1 (38). С. 26.
- Баженов Р.И., Глухова А.А. Разработка информационной системы учета заказов в компьютерной мастерской // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-1 (38). С. 30.
- Баженов Р.И., Кривошеева О.Н. Разработка автоматизированной информационной системы для учета деятельности по обслуживанию и ремонту пожарных и охранных комплексов // Современная техника и технологии. 2014. № 6 (34). С. 11.
- Баженов Р.И., Векслер В.А., Гринкруг Л.С. RFM-анализ клиентской базы в прикладном решении 1С:Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. № 2. С. 51-54.
- Векслер В.А., Баженов Р.И. Определение взаимосвязи номенклатурных позиций средствами 1С:Предприятие 8.3 // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 (39). С. 45-49.
- Манойленко И.Г., Баженов Р.И. Разработка информационной системы распечатки дипломов государственного образца для высшего профессионального образования // Современная техника и технологии. 2014. № 7 (35). С. 75-86.
- Костин А.А., Баженов Р.И. Разработка информационной системы учета изъятия драгоценного металла из оборудования // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8-1 (40). С. 108-119.
- Карданов А.З., Баженов Р.И. Разработка программной системы по расчету работы конструкции бесстыкового пути // Современная техника и технологии. 2014. № 8 (36). С. 37-46.