УДК 001.8

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА IT-ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНОГО МАСШТАБА

Рыжков Никита Александрович1, Шадрин Денис Борисович2
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», студент каф. ИСиТ
2ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», старший преподаватель каф. ИСиТ

Аннотация
В настоящей работе рассматриваются различные типы предприятий и необходимые средства для организации мониторинга IT-инфраструктуры предприятия. Выбраны наиболее оптимальные варианты необходимого программного обеспечения с точки зрения минимальных затрат временных и материальных ресурсов.

Ключевые слова: крупное предприятие., малое предприятие, мониторинг, средние предприятие


PROBLEMS OF INSTALLATION THE MONITORING SYSTEM OF IT-INFRASTRUCTURE FOR COMPANIES OF VARIOUS SIZES

Ryzhkov Nikita Aleksandrovich1, Shadrin Denis Borisovich2
1Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin», student of "ISIT"
2Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin», chief teacher of "ISIT"

Abstract
This paper discusses the different types of enterprises and the necessary funds for the organization of monitoring IT-infrastructure. Choose the best option of the necessary software from the perspective of a minimum of time and material resources.

Keywords: ERP-система, IBM Tivoli, IT


Библиографическая ссылка на статью:
Рыжков Н.А., Шадрин Д.Б. Проблемы внедрения системы мониторинга IT-инфраструктуры для предприятий различного масштаба // Современная техника и технологии. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/03/5787 (дата обращения: 28.05.2017).

В наше время информационных технологий любое предприятие, от маленькой конторы, до крупнейшей корпорации, применяют в своей работе IT-среды или ERP системы для решения своих задач. Однако недостаточно просто внедрить в производственный процесс дополнительную программу или систему, её нужно будет поддерживать и сопровождать, чтобы повышать производительность труда и оставаться конкурентоспособным  на рынке услуг. В данной статье будет произведена попытка классификация предприятий по их величине и попытка предложить решение проблемы повышения отказоустойчивости систем с помощью программного продукта IBM Tivoli Monitoring.

Применение  системы IBM Tivoli на предприятиях разного уровня

Малое предприятие характеризуется небольшим числом сотрудников, количеством до 100 человек. При такой малой численности персонала нет необходимости использовать сложные и большие ERP системы для управления предприятием и, следовательно, использовать сложную серверную инфраструктуру. Обычно на малых предприятиях используется не больше одного или двух серверов для приложений и баз данных. Технологии резервирования серверов обычно не применяются. Отдела по сопровождению обычно не предусмотрено, этим занимаются либо сотрудники фирмы, в виде дополнительной работы, либо сопровождение отдают на аутсорсинг, специализированным компаниям, и в редких случаях для этих задач нанимают администраторов специалистов. Для систем в малых предприятиях необязателен круглосуточный режим работы. Серьёзные проблемы с передачей информаций также обычно отсутствуют, так как для организации локальной сети используется самое простое оборудование и минимальное количество связей между системами. В таком случае отказоустойчивость системы не является приоритетным параметром, а ситуация с выходом системы из строя быстро решается, так как обнаружение проблемы не занимает много времени. При такой небольшой серверной инфраструктуре нет смысла использовать для мониторинга такие большие и дорогие системы как система IBM Tivoli Monitoring.  Для решения задачи управления IT-инфраструктурой такого масштаба вполне подходят ERP системы, позиционируемые для малого бизнеса, например система SAP Business One, решение от Microsoft Dynamics NAV, или очень популярные в России системы от «1C».

Среднее предприятие характеризуется числом сотрудников до 500 человек. Такое предприятие может иметь несколько крупных отделов, в том числе IT отдел, который сопровождает информационные ресурсы предприятия, а некоторые и несколько IT отделов, и по этому параметру  их можно приравнивать к крупным предприятиям. Но при этом можно выделить и средние предприятия, по численности персонала и величине серверной инфраструктуры близкие к малым предприятиям. Для таких предприятий характерны многие черты малых предприятий, но для обеспечения функционирования системы управления предприятием выделяется больше средств. В таких информационных системах часто использую неоднородные, связанные между собой, системы управления для решения разнообразных задач. Вопрос отказоустойчивости уже не откладывается в долгий ящик, ведь обычно все отделы на таких предприятиях связаны между собой и работают на достижение общей цели, и если выходит одна система это останавливает работу других систем, а может и целого предприятия. В случае отказа системы, выявить проблему становиться уже гораздо сложнее из-за большого числа связей между системами. Для увеличения скорости обнаружения проблемы можно использовать системы мониторинга, которые точно будут указывать, в каком месте системы возникла проблема. Одной из таких систем является система IBM Tivoli Monitoring, а именно её облегченная версия для небольших предприятий IBM Tivoli Monitoring Express.

IBM Tivoli Monitoring Express (ITM Express) обеспечивает возможности мониторинга и управления и упрощает администрирование гетерогенных сред. ITM Express предоставляет централизованный портал для устранения узких мест, ликвидации проблем с производительностью и устранения сбоев. ITM Express обеспечивает доступ пользователей к большим объемам данных о состоянии подконтрольной системы, которые можно использовать для раннего обнаружения и быстрого исправления проблем до того, как пострадает производительность конечных пользователей.

ITM Express обеспечивает:

  • быстрое обнаружение и разрешение проблем в критически важных компонентах IT-инфраструктуры;
  • сокращение общих эксплуатационных затрат на IT-инфраструктуру, благодаря простоте установки и внедрения;
  • визуализацию текущих и архивных показателей производительности в табличном и графическом форматах, предоставление экспертных советов и автоматизацию процессов для повышения производительности;
  • автоматическое отслеживание состояния критически важных элементов разнородной IT-инфраструктуры и получение предупреждений только при возникновении проблем.

Для средних предприятий с численностью персонала более 200-300 человек возникает уже совсем другая ситуация. Из-за большого числа сотрудников и разделения их на узкоспециализированные отделы возникает необходимость использовать информационную систему управления предприятием, а также другие автоматизированные системы управления процессами предприятия, для повышения оперативности распределения и обработки информации. Для функционирования таких систем необходима развитая серверная инфраструктура, с отдельными серверами приложений и баз данных. В такой инфраструктуре важную роль играет обеспечение отказоустойчивости. Для обеспечения отказоустойчивой работы применяют резервирование серверов приложений и баз данных. Добавление резервных серверов, которые также необходимо всегда держать в рабочем состояний, на случай отказа основных, еще больше увеличивает число обслуживаемых технических единиц для IT отдела, что приводит либо к увеличению числа персонала либо к увеличению загруженности персонала, что в любом случае негативно отражается на бизнесе. В таких предприятиях начинают всерьёз задумываться над интеграцией системы мониторинга, для повышения производительности и качества предоставляемых услуг. Для этих задач можно использовать не только систему мониторинга IBM Tivoli Monitoring но и другой продукт из серии Tivoli, IBM Tivoli Storage Manager Express.

IBM Tivoli Storage Manager Express предоставляет недорогое и простое во внедрении и использовании решение резервного копирования и восстановления базового уровня. Данное решение обеспечивает:

•        быструю установку (установка и первое резервное копирование менее чем за 1 час);

•        удобный пользовательский интерфейс;

•        автоматическую настройку устройств;

•        поиск устройств.

Для резервного копирования реализована традиционная методология «дед-отец-сын», что помогает повысить производительность благодаря таким функциям, как:

•        управление ленточными накопителями «в фоновом режиме»;

•        встроенная система оперативной отчётности;

•        резервное копирование клиентских систем без монтирования лент.

Крупные предприятия классифицируются по числу сотрудников свыше 500 человек.  На крупном предприятий обычно используют настолько большую серверную инфраструктуру, что для её функционирования необходима работа сразу нескольких отделов предприятия. Для управления таким предприятием используют ERP системы, которые должны обладать очень высокой отказоустойчивостью, так как от работы этой системы зависит работа множества отделов предприятия. Для обеспечения отказоустойчивости применяют полное резервирование всех систем и серверов. Это расширяет полигон обслуживание в два, а то и в три раза. Использования такого метода резервирования позволяет рассматривать серверную инфраструктуру предприятия как ЦОД уровня Tier 2 или Tier 3. Но обслуживания такого уровня ЦОД предприятия просто невозможно без систем мониторинга и систем контроля защиты и резервирования данных.  Для таких систем уже устанавливается полная версия системы мониторинга IBM Tivoli Monitoring, а также другие системы линейки продуктов Tivoli, такие как:

  • Identity Manager Express —­ решение для управления учётными записями;
  • Provisioning Manager — применяется для управления данными, которое обеспечивает сбор и хранение информации об активах, программном и аппаратном обеспечении;
  • IBM Tivoli Business Service Manager — обеспечивает слежение за работоспособностью служб, а также бизнес-контекст и назначение приоритетов для управления важными бизнес-службами.

А также другие системы помогающие организовать управление IT инфраструктурой на предприятии.

Заключение

В статье была приведена классификация предприятий по трём типам от малого к крупному. Были выявлены типовые проблемы обслуживания IT-инфраструктуры на предприятиях различного масштаба. По типовой организации серверной инфраструктуры и персонала предприятия, был предложен вариант решения вопроса по организации мониторинга и попытка предложить необходимые для этого пакеты прикладных программ серии IBM Tivoli.

Система IBM Tivoli предназначена в основном для крупных предприятий и обеспечивает возможность мониторинга и управления, при упрощении  администрирование гетерогенных сред. При этом использовать такую систему на малых предприятиях является избыточным и наиболее затратным способом мониторинга и управления. Использование системы мониторинга IBM Tivoli целесообразнее всего на средних и крупных предприятиях при этом сроки окупаемости системы будут гораздо короче, а эффект от внедрения будет проявляться на ранних стадиях эксплуатации системы на предприятии.



Все статьи автора «Mustafin»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: