УДК 629.113

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА ДИЗЕЛЯ МТ-ЛБ

Рогачёв Владимир Дмитриевич1, Писарчук Андрей Васильевич2, Гумелёв Василий Юрьевич3, Постников Александр Александрович4
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук, доцент
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук, доцент
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук
4в/ч 21208, начальник станции

Аннотация
В представленной статье рассмотрен состав системы электростартерного пуска двигателя транспортера-тягача МТ-ЛБ, назначение дополнительных реле этой системы, а также описаны пути тока в цепях электростартерного пуска.

Ключевые слова: путь тока., реле блокировки, реле стартера, реле-регулятор, управляющий сигнал, электрическая цепь


FEATURES OF THE SYSTEM ELECTRIC START DIESEL MT-LB

Rogachev Vladimir Dmitrievich1, Pisarchuk Andrey Vasilyevich2, Gumelev Vasiliy Yuryevich3, Postnikov Aleksandr Aleksandrovich4
1Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Marge-lov, candidate of technical Sciences, associate professor
2Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Mar-gelov, candidate of technical Sciences, associate professor
3Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences
4m/u 21208, the chief of station

Abstract
In presented article the structure of the system electric starter engine start conveyor-tractor MT-LB, the appointment of additional relays this system, and describes the path of current in the circuits electric start.

Keywords: a control signal, an electrical circuit, relay block, relay-regulator, starter relay, the current path.


Библиографическая ссылка на статью:
Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю., Постников А.А. Особенности работы системы электростартерного пуска дизеля МТ-ЛБ // Современная техника и технологии. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/03/5831 (дата обращения: 26.05.2017).

Система электростартерного пуска боевых и специальных машин во многом обеспечивает подвижность образца.

На двигателе ЯМЗ-238ВМ2 транспортера-тягача МТ-ЛБ установлен стартер с электродвигателем постоянного тока с последовательным возбуждением, с электромагнитным приводом, с дистанционным электромагнитным включением, с автоблокировкой. Электрическая схема системы электростартерного пуска дизеля МТ-ЛБ и ее состав представлены на рисунке 1.

1 – генератор Г290В; 2 – включатель стартера ВК-322; 3 – фильтр радиопомех ФР-82; 4 – контактор ТКС-101ДОД с клеммами 1, 2, 12, 22; 5 – стартер 25.3708-01; 6 – аккумуляторные батареи 6СТ-140 или их заменители; 7 – включатель аккумуляторных батарей ВБ-404; 8 – вольтамперметр ВА-340; 9 – шунт вольтамперметра; 10 – выключатель возбуждения генератора В-45М; П7, П8, П11 – соединительные панели; РС – реле стартера; РБ – реле блокировки; V1 – V3 – диоды; Х1, Х2 – разъёмы реле-регулятора РР390-Б1

Рисунок 1 – Электрическая схема системы электростартерного пуска

транспортера-тягача МТ-ЛБ

В системе управления стартером предусмотрены дополнительные реле:

- реле стартера – обеспечивает дистанционное включение стартера;

- реле блокировки – обеспечивает автоматическое отключение стартера от аккумуляторных батарей после пуска двигателя и предотвращение включения стартера при работающем двигателе.

Реле стартера служит для дистанционного включения цепи обмотки контактора при пуске двигателя. Представляет собой электромагнитное реле с нормально разомкнутыми контактами и предназначено для коммутации электрических цепей постоянного тока. Имеет четыре вывода. Реле блокировки стартера предназначено для автоматического отключения стартера после пуска двигателя и для предотвращения его случайного включения при работающем двигателе. Оба реле конструктивно расположены в реле-регуляторах РР390-Б1 [1] или РР361-А [2]. Внешний вид реле и место их установки в реле-регуляторах представлены на рисунках 2 и 3, соответственно.

Отметим, что реле-регуляторы РР390-Б1 или РР361-А взаимозаменяемы. Поэтому электрические схемы реле стартера и реле блокировки и их устройство в реле-регуляторах РР390-Б1 и РР361-А аналогичны.

1 – основание; 2 – реле блокировки в сборе; 3 – реле стартера в сборе; 4 – реле защиты в сборе; 5 – реле включения в сборе; 6 – сердечник с ярмом обмоткой сериесной в сборе; 7 – кольцо уплотнительное верхнее; 8 – вывод массовый в сборе; 9 – разъем для подключения генератора и АКБ; 10 – разъем для подключения к коммутационной аппаратуре

Рисунок 2 – Расположение реле стартера и реле блокировки

в реле-регуляторе РР 390Б1

 

1 – корпус; 2 – реле блокировки; 3 – реле включения; 4 – реле защиты; 5 – диод Д202; 6 – транзистор П217; 7 – радиатор; 8 – диод Д214; 9 – панель изоляционная; 10 – пластина неподвижного контакта; 11 – реле регулятора напряжения; 12 – вывод «ВЗ»; 13 – вывод «Л»; 14 – вывод «Ш»; 15 – вывод «+»; 16 – реле ограничителя тока; 17 – вывод «Б»; 18 – вывод «РС»; 19 – вывод «КС»; 20 – вывод «Л2»

Рисунок 3 – Расположение реле стартера и реле блокировки

в реле-регуляторе РР361-А

Электрические схемы реле представлены на рисунке 4.

                                                                                                                                                                                   а                                                                                        б

а – схема реле стартера; б – схема реле блокировки стартера

Рисунок 4 – Электрические схемы реле

Общее устройство электромагнитных реле стартера и блокировки представлено на рисунке 5.

 

 

а                                                                                       б

а – реле стартера; б – реле блокировки; 1 – ярмо; 2 – пружина; 3 – якорек;
4 – сердечник; 5 – ограничитель; 6 – подвижный контакт; 7 – стойка с неподвижным контактом; 8, 9 – обмотки

Рисунок 5 – Общее устройство реле

Отличие реле стартера и реле блокировки в том, что у реле стартера контакты нормально разомкнуты, а у реле блокировки – замкнуты. Также реле блокировки имеет две обмотки: подмагничивающую и намагчивающую.

Реле действуют следующим образом. При подаче напряжения на обмотки (8, 9) реле сердечник реле 4 (рисунок 5) намагнитится, притянет якорек 3, в результате чего замкнутся контакты 6 у реле стартера и разомкнутся контакты 6 у реле блокировки. При срабатывании реле стартера подает напряжение на обмотку контактора, а реле блокировки размыкает цепь питания обмотки реле стартера.

Отметим, что в электрической схеме системы электростартерного пуска дизеля тягача МТ-ЛБ (рисунок 1) одна из обмоток реле блокировки РБ питается через выпрямительный блок V1 – V2 от фазовых обмоток Л1 и Л2 статора генератора переменного тока [3].

После включения выключателей 7 и 10 при нажатии кнопки 2 ток поступает в обмотку реле стартера РС и подмагничивающую обмотку реле блокировки РБ. При прохождении тока по подмагничивающей обмотке реле блокировки сердечник реле намагничивается, но возникающая электромагнитная сила будет недостаточна, чтобы преодолеть усилие пружины якорька, и контакты реле РБ остаются в замкнутом положении, а контакты реле РС замыкаются, подключая обмотку контактора ТКС-101ДОД. Последний подключает тяговое реле стартера под напряжение. Втягивающая и удерживающая обмотки тягового реле создают магнитный поток, который перемещает сердечник с приводом и вводит шестерню стартера в зацепление. После этого замыкаются контакты электродвигателя стартера, который проворачивает коленчатый вал, пуская двигатель. Когда двигатель начнет работать, ток от фазных обмоток генератора поступает через выпрямительный блок V1 – V2 в намагничивающую обмотку реле блокировки. Магнитные потоки обеих обмоток реле РБ складываются, и контакты реле блокировки размыкаются. Прерывается цепь обмотки реле стартера РС, а следовательно, и цепи обмоток тягового реле и электродвигателя стартера. Стартер отключается от аккумуляторных батарей. При работающем двигателе контакты реле блокировки РС будут находиться всегда в разомкнутом состоянии. Это не позволит включить стартер при работающем двигателе.

Путь тока в обмотку реле стартера: положительный вывод аккумуляторных батарей; шунт вольтамперметра 9; выключатель 10 ВОЗБУЖДЕНИЕ ГЕНЕРАТОРА; кнопка 2 СТАРТЕР; соединительная панель П11; контакт 10 разъёма Х1 реле-регулятора; контакты реле блокировки стартера, обмотка реле стартера, корпус, «–» аккумуляторных батарей.

Сердечник реле стартера намагнитится, притянет якорек, в результате чего замкнутся его контакты. Сработала первая цепь системы электростартерного пуска, цепь реле стартера, и под напряжение аккумуляторных батарей подключилась обмотка контактора.

Путь тока в обмотку контактора: положительный вывод аккумуляторных батарей; соединительная панель П8; фильтр 3 радиопомех; контакт Б разъема Х2 реле-регулятора; замкнутые контакты реле стартера; контакт 9 разъема Х1 реле-регулятора; соединительная панель П8; контакт 2 контактора; обмотка контактора; корпус, «–» аккумуляторных батарей.

Сердечник контактора намагнитится, притянет якорек, в результате чего замкнутся его контакты. Сработала вторая цепь системы электростартерного пуска, цепь контактора, и под напряжение АКБ подключились обмотки тягового реле.

Путь тока в обмотки тягового реле: положительный вывод аккумуляторных батарей; левая клемма соединительной панели П8; контакт 12 контактора; замкнутые контакты контактора; контакт 22 контактора; правая клемма соединительной панели П8; левая клемма соединительной панели П7; вывод обмоток тягового реле стартера и далее по двум параллельным ветвям: 1) втягивающая обмотка; электродвигатель стартера; корпус; отрицательный вывод аккумуляторных батарей; 2) удерживающая обмотка; корпус; отрицательный вывод аккумуляторных батарей.

Величина тока, протекающая через обмотки электродвигателя стартера, в этом случае мала, так как определяется сопротивлением соединительных проводов и втягивающей обмотки, и якорь электродвигателя не вращается. Но под действием намагничивающей силы обеих обмоток сердечник тягового реле, перемещаясь, вводит шестерню привода в зацепление с зубчатым венцом маховика, а затем контактный диск замыкает между собой неподвижные контакты тягового реле. При замыкании контактов тягового реле к батареям напрямую подключается электродвигатель стартера, а втягивающая обмотка шунтируется (отключается) и сердечник удерживается во втянутом положении под действием намагничивающей силы одной удерживающей обмотки.

Сработала третья цепь системы электростартерного пуска – цепь тягового реле и электродвигатель стартера подключился под напряжение аккумуляторных батарей.

Путь тока в обмотки электродвигателя стартера: положительный вывод аккумуляторных батарей; замкнутые контакты тягового реле; обмотки (катушки) возбуждения статора; положительные щетки; обмотка якоря; отрицательные щетки; корпус; отрицательный вывод аккумуляторных батарей. Сработала четвертая цепь системы электростартерного пуска – цепь электродвигателя. Якорь электродвигателя стартера начинает вращаться и через шестерню механизма привода поворачивает коленчатый вал двигателя.

После пуска двигателя вращающий момент будет передаваться от маховика двигателя на шестерню стартера, храповая муфта разъединит маховик и якорь стартера. Пока не будет выключен выключатель стартера и приборов, якорь электродвигателя вращается в режиме холостого хода с большой частотой вращения, что снижает срок службы медно-графитовых втулок, в которых он вращается. После начала устойчивой работы двигателя водитель должен немедленно отпустить ключ выключателя стартера и приборов, что приведет к выключению стартера.

Если это не сделано, то в работу вступает реле блокировки стартера, которое обесточивает обмотку реле стартера, контакты его размыкаются и выключают стартер. При работающем двигателе через выводы Л1 и Л2 генератора и диоды V1, V2 на намагничивающую обмотку реле блокировки стартера подается синусоидальное напряжение двух фаз генератора. В результате чего контакты реле блокировки стартера размыкаются и прерывается цепь питания обмотки реле стартера. В результате этого выключаются цепи тягового реле и электродвигателя стартера.

Управляющий сигнал на реле блокировки поступает от генератора по следующей цепи: выводы двух фаз генератора Л1 и Л2; диоды V1 и V2; резисторы; намагничивающая обмотка реле блокировки; корпус; «–» генератора; диод отрицательной шины выпрямителя генератора; третья фаза генератора; первые две фазы генератора.

Сработала пятая цепь (цепь реле блокировки), и стартер выключается.

Усилием пружины якорька реле стартера произойдет размыкание контактов реле стартера и цепь тягового реле стартера выключится. В обмотки тягового реле стартера не будет поступать ток. Возвратная пружина отведет сердечник тягового реле в исходное положение, а вместе с ним контактный диск и механизм привода также вернутся в исходное положение – выключилась цепь электродвигателя стартера.

Электродвигатель стартера отключается от напряжения аккумуляторных батарей и его якорь перестанет вращаться.


Библиографический список
  1. Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства и работы реле-регулятора РР390-Б // Современная техника и технологии. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/11/4809 (дата обращения: 15.02.2014).
  2. Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства и работы реле-регулятора РР361-А // Современная техника и технологии. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/09/4335 (дата обращения: 15.02.2015).
  3. Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТ-ЛБ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации [Текст]. – Челябинск : ЧВАИ, 2002. – 400 с.


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: