УДК 629.113

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА И РАБОТА ПРЕДПУСКОВОГО ПОДОГРЕВАТЕЛЯ ДИЗЕЛЯ МТ-ЛБ

Рогачёв Владимир Дмитриевич1, Писарчук Андрей Васильевич2, Гумелёв Василий Юрьевич3
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук, доцент
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук, доцент
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук

Аннотация
В статье подробно раскрыто устройство предпускового подогревателя МТ-ЛБ – войскового артиллерийского тягача и транспортера, различные модификации которого десятилетиями успешно эксплуатируются в народном хозяйстве страны в условиях Крайнего Севера.

Ключевые слова: горелка, дизель, пуск, свеча накаливания, техническая характеристика, форсунка., электромагнит


FEATURES OF THE DEVICE AND OPERATION OF THE PRE-HEATER DIESEL MT-LB

Rogachev Vladimir Dmitrievich1, Pisarchuk Andrey Vasilyevich2, Gumelev Vasiliy Yuryevich3
1Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences, associate professor
2Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences, associate professor
3Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences

Abstract
The article elaborated the pre-heater device MT-LB – military artillery tractor and transporter,various modifications of which have operated successfully for decades in the economy of the country in the Far North.

Keywords: burner, diesel, glow plug, nozzle., solenoid, start, technical specification


Библиографическая ссылка на статью:
Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства и работа предпускового подогревателя дизеля МТ-ЛБ // Современная техника и технологии. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/04/6367 (дата обращения: 26.05.2017).

Работа системы электростартерного пуска дизеля транспортера-тягача МТ-ЛБ рассмотрена нами в статье [1]. Из устройств, улучшающих пуск двигателя, транспортер-тягач МТ-ЛБ оснащен системой предпускового подогрева двигателя, которая позволяет снизить минимальную пусковую частоту вращения коленчатого вала дизеля при низких температурах окружающего воздуха.

Система предпускового подогрева служит для обеспечения пуска двигателя при зимней эксплуатации и для поддержания двигателя прогретым, но без его пуска. Она обеспечивает подогрев жидкости в системе охлаждения, масла в картере двигателя и масляном баке главной передачи [2].

Предпусковой подогреватель – это устройство, подогревающее охлаждающую жидкость, масло и детали двигателя перед его пуском в холодное время года при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и ниже.

Техническая характеристика предпускового подогревателя дизеля транспортера-тягача МТ-ЛБ следующая:

- модель – ПЖД-44Л, жидкостный, пламенный, с принудительной циркуляцией теплоносителя, теплопроизводительность – 37,2 кВт (32 000 ккал/ч);

- расход топлива – 5–6 кг/ч:

- топливный бачок подогревателя емкостью 3 л;

- форсунка центробежного типа, марки ПЖД-30-1015610-17;

- свеча накаливания марки СН-65-00-00;

- время от начала прогрева двигателя до его пуска при температуре до минус 45 °С – 30 мин.

Источником электрической энергии при работе подогревателя служат аккумуляторные батареи машины. На гусеничной машине МТ-ЛБ устанавливаются две последовательно соединенные свинцовые стартерные батареи типа 6СТ-190. Они взаимозаменяемы с другими типами отечественных батарей [3]. На МТ-ЛБ, также как на бронетранспортер БТР-80, могут быть по аналогичному принципу установлены трофейные аккумуляторные батареи [4].

Схема системы предпускового подогрева двигателя представлена на рисунке 1.

Система подогрева состоит из котла подогревателя, насосного агрегата, трубопроводов, шлангов, органов управления и электрооборудования.

К крышке горелки котла подогревателя прикреплены электромагнитный клапан с форсункой центробежного типа и электронагревателем топлива, свеча накаливания (рисунок 2).

а – охлаждающая жидкость; б – воздух; в – газы подогревателя; г – топливо; д – путь движения воздуха при работе подогревателя; е – путь движения газов при работе подогревателя; ж – путь движения жидкости при работе подогревателя; 1 – газоход котла подогревателя;
2 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 3 – термостаты; 4 – жидкостной насос двигателя; 5 – расширительный бачок; 6 – паровоздушный клапан; 7 – вентилятор центробежный; 8 – жалюзи; 9 – радиатор масляный; 10 – радиатор жидкостный; 11 – клапан;
12 – котел подогревателя; 13 – свеча подогревателя; 14 – топливный кран подогревателя;
15 – электромагнитный клапан; 16 – топливный насос насосного агрегата; 17 – электродвигатель насосного агрегата; 18 – воздушный насос насосного агрегата; 19 – жидкостный насос насосного агрегата; 20 – сливной кран; 21 – боковая стенка корпуса транспортера

Рисунок 1 – Схема системы предпускового подогрева двигателя

1 – свеча накаливания; 2 – котел подогревателя; 3 – горелка котла подогревателя;
4 – электромагнитный клапан; 5 – нагреватель топлива; 6 – трубопровод подвода топлива к нагревателю

Рисунок 2 – Установка электромагнитного клапана с нагревателем топлива и свечи накаливания (вид из-за сиденья механика-водителя)

Внешний вид свечи накаливания и ее устройство изображено на рисунках 3 и 4.

Рисунок 3 – Свеча накаливания

1 – гайка контрольная; 2 – гайка; 3 – миконит; 4 – стержень; 5 – корпус; 6 – спираль

Рисунок 4 – Однопроводная свеча накаливания

Электромагнитный клапан с форсункой центробежного типа и электронагревателем топлива представлены на рисунке 5.

1 – электронагреватель топлива 1102.3741.060; 2 – электромагнит РС-335; 3 – клапан;
4 – седло клапана; 5 – корпус; 6 – фильтр топливный; 7 – прокладка; 8 – пружина фильтра; 9 – корпус фильтра; 10 – распылитель; 11 – корпус форсунки; 12 – камера;
13 – штифт; 14 – фильтр топливный; 15 – прокладка; 16 – винт регулировочный;
17 – прокладка

Рисунок 5 – Электромагнитный клапан с форсункой и электронагревателем топлива

Электромагнит РС-335 предназначен  для управления топливным клапаном предпусковых подогревателей, а также автономных отопителей. Его внешний вид представлен на рисунке 6.

 

Рисунок 6 – Электромагнитный клапан РС-335, вид с разных сторон

Электронагреватель топлива 1102.3741.060 служит для подогрева проходящего через корпус электромагнитного клапана топлива для облегчения пуска предпускового подогревателя. Его внешний вид представлен согласно рисунку 7.

 

 

Рисунок 7 – Электронагреватель топлива 1102.3741.060

Насосный агрегат включает вентилятор (нагнетатель воздуха), жидкостный насос и топливный насос, приводимые в действие электродвигателем (рисунок 8).

1 – подводящий патрубок; 2 – рабочее колесо; 3 – манжета; 4 – ступица крыльчатки вентилятора; 5 – крыльчатка вентилятора; 6 – улитка нагнетателя; 7 – электродвигатель; 8 – соединительная муфта; 9 – переходник; 10 – ведомая шестерня; 11 – крышка; 12 – штуцер; 13 – ведущая шестерня; 14 – проставка; 15 – дренажное отверстие; 16 – корпус насоса; 17 – корпус нагнетателя; 18 – шпонка

Рисунок 8 – Насосный агрегат

Вентилятор и водяной насос крепятся к корпусу электродвигателя со стороны длинного выходного конца вала, а шестеренный топливный насос – со стороны коллектора.

Электродвигатель МЭ-252 служит для привода насосного агрегата системы подогрева.

Общее устройство электродвигателя представлено на рисунке 9.

1 – крышка со стороны коллектора; 2 – щетка; 3 – корпус; 4 – полюс; 5 – катушка возбуждения; 6 – полюсный винт; 7 – крышка; 8 – подшипник; 9 – шайба; 10 – болт; 11 – наконечник; 12 – якорь; 13 – стяжные болты; 14 – пазовый клин; 15 – бандаж; 16 – коллектор; 17 – подшипник; 18 – щеточная пружина; 19 – защитная лента; 20 – уплотнительная прокладка;
21 – щеткодержатель; 22 – рычаг; 23 – ось рычага

Рисунок 9 – Электродвигатель МЭ-252, общее устройство

Внешний вид электродвигателя показан на рисунке 10.

Рисунок 10 – Электродвигатель МЭ-252, общий вид

Электродвигатели предпусковых подогревателей работают в кратковременном и повторно кратковременном режимах при температуре окружающей среды до 323 К (минус 50 °С). Они допускают следующую продолжительность включения:

- при температуре от плюс 5 до минус 10 °С – не более 20 мин;

- при температуре от 263 до 248 К (от минус 10 до минус 25 °С) не более 30 мин;

- при температуре от 248 до 223 К (от минус 25 до минус 50 °С) не более 50 мин.

Управление системой подогрева – ручное, дистанционное, обеспечивается электроприборами, установленными на щитке подогревателя (рисунки 11, 12), расположенном в отделении управления, слева от механика-водителя.

1 – кнопка предохранителя в цепи электродвигателя; 2 – выключатель свечи; 3 – выключатель нагревателя топлива; 4 – выключатель электромагнитного клапана; 5 – переключатель электродвигателя; 6 – индикатор

Рисунок 11 – Щиток подогревателя

1 – асбестовое основание для контрольной спирали; 2 – добавочное сопротивление контрольной спирали; 3 – выключатель электромагнитного клапана; 4 – переключатель электродвигателя; 5 – выключатель нагревателя топлива 11.3704.01; 6 – выключатель свечи ПС-317-А2; 7 – предохранитель на 2А; 8 – предохранитель ПР2-Б; 9 – панель соединительная ПС2-А2

Рисунок 12 – Устройство щитка подогревателя (вид изнутри)

Включается свеча выключателем, расположенным на щитке подогревателя.

Индикатор включается в цепь свечи накаливания подогрева последовательно и контролирует ее работу. Индикатор (спираль контрольная ОВ65-2000) установлен на асбестовом основании совместно с добавочным сопротивлением (рисунок 13) в щитке подогревателя. Схема электрооборудования предпускового подогревателя представлена на рисунке 14.

1 – спираль контрольная; 2 – оси крепления контрольной спирали; 3 – добавочное сопротивление; 4 – асбестовое основание для контрольной спирали

Рисунок 13 – Индикатор (вид спереди, изображение повернуто)

S1 – выключатель электродвигателя; R1 – резистор; S2 – кнопка нагревателя топлива;
S3 – выключатель электромагнитного клапана; S4 – выключатель свечи накаливания;
S5 – выключатель батареи; F1-F2 – предохранители; П1, П3, П4 – соединительные панели; Rш – шунт вольтамперметра; GB – аккумуляторные батареи; VA – вольтамперметр; СК, СН – свечи контрольная и накаливания; М – электродвигатель; Ф – фильтр радиопомех; ЭмК – электромагнитный клапан; НТ – нагреватель топлива; Х1 – разъем

Рисунок 14 – Схема электрическая предпускового подогревателя

Подогреватель используется при температуре окружающего воздуха ниже минус 10 С. Для подготовки подогревателя к работе следует открыть крышку и сетку вентиляционного лючка на крышке люка моторного отделения и установить насадок на газоотводящую трубу подогревателя, закрыть жалюзи радиатора. Затем включить выключатель аккумуляторных батарей, открыть кран подачи топлива и включить подогреватель топлива в следующем порядке:

- продуть воздушную систему подогревателя (для этого включить выключатель электродвигателя в положение «Работа» на 10–15 с, а выключатель электромагнитного клапана должен быть в положении «Продув» (рисунок 13);

- включить электронагреватель топлива, нажав на кнопку S2, и выключатель свечи накаливания S4 (рисунок 2.56) и удерживать их во включенном состоянии (выключатель свечи накаливания удерживается до нагрева контрольной свечи до ярко-красного цвета, а кнопка нагревателя топлива в зависимости от температуры окружающего воздуха не более:

20 с – при температуре воздуха не ниже минус 20 С;

30 с – при температуре от минус 20 до минус 30 С;

60 с – при температуре от минус 30 до минус 45 С;

- по истечении 30–60 с, удерживая выключатель свечи накаливания S4, установить выключатель электромагнитного клапана S3 в положение «Работа», а выключатель электродвигателя S1 в положение «Пуск», и после начала стабильного гудения в подогревателе перевести его в положение «Работа» и отпустить рычажок выключателя свечи накаливания.

Работа подогревателя должна продолжаться до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости достигнет плюс 50–60 С. После чего подогреватель можно выключить, предварительно в течение 1–2 мин вновь продуть подогреватель (выключатель электромагнитного клапана установить в положение «Продув») для удаления остатков продуктов сгорания и исключения возможного взрыва при последующем пуске. Затем выключатель электродвигателя установить в нейтральное положение и закрыть кран подачи топлива.

При неудавшемся пуске подогревателя повторный пуск производить, предварительно снова продув подогреватель. Если подогреватель не удалось пустить за две попытки, необходимо найти и устранить причину плохого пуска.


Библиографический список
  1. Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю., Постников А.А. Особенности работы системы электростартерного пуска дизеля МТ-ЛБ // Современная техника и технологии. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/03/5831  (дата обращения: 08.04.2015)
  2. Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТ-ЛБ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации [Текст]. – М. : Воениздат, 1985. – 448 с.
  3. Картуков А. Г., Гумелёв В. Ю. Аккумуляторные батареи для бронетранспортера БТР-80 // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. – ART 53220. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53220.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
  4. Гумелёв В.Ю., Картуков А.Г., Пархоменко А.В. Использование трофейных аккумуляторных батарей на бронетранспортере БТР-80. // Современная техника и технологии. – Январь, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/01/1480 (дата обращения: 09.04.2015).


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: