УДК 004:37

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Балалаева Елена Юрьевна
Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, г. Киев
старший преподаватель кафедры украинского и классических языков

Аннотация
В статье анализируются разные точки зрения на понимание понятия «информационные технологии»; исследуется их роль в становлении новой парадигмы образования.

Ключевые слова: информационные технологии, образование


INFORMATION TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF MODERNIZATION OF EDUCATION

Balalajeva Olena Yurievna
National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine, Kyiv
The department of Ukrainian and Classical Languages, Senior Lecturer

Abstract
The article deals with various approaches to understanding the concept «information technologies», examines their role in the formation of a new paradigm of education.

Библиографическая ссылка на статью:
Балалаева Е.Ю. Информационные технологии как фактор модернизации образования // Современная техника и технологии. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/04/6418 (дата обращения: 27.05.2017).

Проблемам использования информационных технологий в сфере образования посвящены работы А. Вербицкого, Б. Гершунского, Л. Гурьевой, А. Ершова, М. Жалдака, И. Зверева, Е. Машбица, Д. Матроса, И. Пидласого, Е. Полат, С. Ракова, И. Роберт, Н. Тверезовской, С. Христочевского и др. Несмотря на достаточно большое количество исследований, в которых изучаются различные аспекты информатизации образования, среди педагогов нет единой точки зрения на понятие «информационные технологии».

Согласно исследованиям А. Муковоза, большинство ученых (В. Быков, Г. Гуревич, М. Жалдак, Ю. Жук, В. Лапинский, Е. Машбиц, И. Роберт и др.) характеризуют понятие «информационная технология» такими двумя признаками: педагогическая технология и использование электронных средств обучения.

Ныне большое количество ученых склоняется к использованию более общего термина «информационно-коммуникационные технологии обучения», который сочетает в себе признаки педагогической технологии, использование в ней компьютера и возможностей телекоммуникационных сетей. Фактически информационно-коммуникационная технология обучения является метатехнологией, поскольку содержит все компоненты педагогической технологии (взаимодействие преподавателей и студентов, порой опосредованное и асинхронное; специфические формы, методы и средства обучения) [6].

Н. Тверезовская интерпретирует понятие «образовательно-информационные технологии» как иерархизированную и упорядоченную систему процедур, выполнение которых максимизирует вероятность достижения заданного результата радикальным обновлением инструментальных и методологических средств педагогики и методики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и образовательной практики, набором технологических процедур, которые модифицируют профессиональную деятельность педагога с интуитивного на информационно-технологический подход, целью которого является достижение оптимального результата в обучении, определяемого требованиями общества к образованию [12].

Н. Побережная под информационными технологиями обучения понимает целостную технологическую учебную систему, представляющую собой интеграцию технической, дидактической, пользовательской и информационно-образовательной среды, обеспечивающей выполнение ранее обусловленной последовательности совместных действий субъектов обучения в условиях информатизации образования, ориентированных на достижение проектируемых результатов профессиональной подготовки рабочих кадров [9].

А. Беспалько рассматривает новые информационные технологии обучения как качественно новый комплекс методов и средств обучения, который отличается от традиционных структурно, содержательно и функционально. Структурные различия заключаются в возможности реализации индивидуально-адаптированной организации учебной информации в рамках единой древовидной структуры учебного материала; содержательные – выражаются в индивидуальном отборе элементов учебной информации для каждого ученика; функциональные – реализуются включением в учебный материал виртуальных объектов, формирующих и направляющих процесс обучения.

По мнению И. Захаровой, информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией; приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса [3].

М. Изергин и др. под понятием «новые информационные технологии» понимают наукоемкие технологии получения, накопления, хранения, поиска, обработки и передачи информации в цифровом виде, использующих мультимедийные и телекоммуникационные средства для производства качественно новых продуктов, услуг и результатов в интеллектуальных сферах деятельности специалистов: в сфере информационного обеспечения деятельности и в обучении студентов [10].

А. и И. Башмаковы подчеркивают активную роль информационных технологий в образовании, которые не только выполняют функции инструментария для решения определенных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, способствуя развитию новых форм обучения и образования.

Проблеме преимуществ и недостатков обучения с применением информационных технологий посвящено немало работ, в которых авторы нередко приходят к противоположным выводам. По мнению Е. Машбица, А. Гокуня, М. Жалдака и др., разнобой в оценках обусловлен неправомерностью обобщений результатов исследований, касающихся по сути только тех учебных систем, на материале которых проводились исследования. Чтобы избежать таких ошибок, исследователи предлагают выявить принципы оценивания информационных технологий обучения и считают, что:

1. Сравнительные эмпирические исследования эффективности компьютерного обучения и традиционного, как правило, некорректны. В каждом из этих исследований автор имеет дело не с новыми информационными технологиями в целом, а с отдельными учебными системами. В результате, обучение выступает определенной проекцией преимуществ и недостатков данной системы, а не новых информационных технологий обучения, которые охватывают различные технологии.

2. Каждый тип обучающих систем имеет определенные ограничения (например, системы, обеспечивающие общение на естественном языке имеют большие возможности, чем те, которые допускают взаимодействие с помощью меню). Поэтому следует различать ограничения отдельных типов учебных систем и недостатки новых информационных технологий обучения в целом.

3. Во многих компьютерных обучающих системах разработчики не соблюдают психолого-педагогические требования к выбору основных и вспомогательных учебных воздействий, организации диалога и т.д. Однако эти недостатки нельзя отнести к новым информационным технологиям обучения в целом.

4. Подавляющее большинство недостатков обусловлено уровнем развития технических и программных средств, с их усовершенствованием соответствующие недостатки сами по себе исчезают.

5. Значительное количество недостатков новых информационных технологий обучения обусловлено недостаточным уровнем разработки психолого-педагогических проблем.

6. Преимущества и недостатки новых информационных обучающих систем необходимо анализировать, основываясь на лучших образцах учебных систем. При этом следует помнить, что в данных случаях преимущества одной системы весят больше, чем аналогичные недостатки ряда систем, потому что эти преимущества всегда являются реальными, а указанные недостатки можно преодолеть [8].

На наш взгляд, последний методологический принцип несколько противоречит как принципу объективности вообще, так и первому предложенному принципу в частности, согласно которому исследователи рассматривают как недостаток формирование выводов об эффективности новых информационных технологий обучения на основе отдельных исследований учебных систем, предостерегают при анализе принимать часть за целое; однако третий и пятый пункты, относящиеся к психолого-педагогическим требованиям, по сути почти не отличаются.

По мнению Л. Зайнутдиновой, то, что учебный материал предоставляется с помощью компьютеров и телекоммуникаций само по себе еще не означает решения всех педагогических проблем и, в принципе, может даже заострить их. Аналогичное мнение высказывают и Т. Наумова, И. Федоров, подчеркивая, что нельзя средства информатизации просто добавить к существующей дидактической системе и надеяться, что они сделают революцию в образовании. Необходимо осуществлять интеграцию информационно-коммуникационных технологий с инфраструктурой образования с учетом всех аспектов проблемы, опираться на определенные теоретические концепции учебного процесса.

В современной педагогике разработаны критерии необходимости, возможности и целесообразности использования новых информационных технологий в учебном процессе и построения на их основе учебной среды. Необходимость их использования возникает, когда выполнение человеком действий, необходимых для достижения поставленной педагогической цели оказывается сложным или неэффективным для реализации, а другие меры по повышению эффективности деятельности не обеспечивают решение задач обучения на нужном качественном уровне. Возможность использования информационных технологий появляется, когда выполняемые человеком функции могут быть в достаточной мере формализованы и адекватно воспроизведены с помощью технических средств. Целесообразность использования информационных технологий определяется степенью достижения педагогической и методической эффективности по сравнению с традиционными формами учебной деятельности, а также в плане их дополнения и модернизации [1].

Лаконично обобщают эту мысль слова А. Моргуна, А. Пидласого: «внедрение в учебный процесс новых информационных технологий может сопровождаться положительным эффектом от использования педагогических программных средств только при условии приоритета педагогической цели, подчинение техники педагогике» [4].

Общепризнанным является тезис о смене парадигмы педагогической науки, структуры и содержания образования в условиях информатизации (А. Гуркова, А. Кузнецов, В. Осадчий, И. Роберт, Т. Сергеева, С. Шаров и др.).

Среди основных характеристик новой парадигмы образования ученые называют: переход к эвристически-поисковой модели учебного процесса; ориентацию на развивающее образование, лично-ориентированное обучение и интегрированные учебные курсы; оптимальное сочетание гуманитарной и естественно-математической составляющих образования, их теоретических и практических компонентов; широкое внедрение в учебно-воспитательный процесс информационных технологий; вариативность учебных программ; технологизацию обучения как способ достижения высокого и прогнозируемого уровня усвоения знаний в условиях массового обучения; перенос содержательных акцентов с освоения суммы знаний на выработку навыков самостоятельного информационного поиска, обработки и усвоения учебного материала; развитие системы непрерывного образования.

Педагоги отмечают, что изменение парадигмы образования (с знаниецентристской на гуманистическую, природосообразную) требует пересмотра всей системы обучения: его целей, содержания, методов, организационных форм и средств.

По мнению В. Осадчего, С. Шарова, эти изменения касаются в первую очередь совершенствования методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, которые основаны на активных самостоятельных формах приобретения знаний и обработки информации; создания систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального и профессионального потенциала студентов; создание и использование методик компьютерного контроля и оценки уровня знаний студентов [7].

Современные педагогические исследования показывают, что содержание и задачи образования обновляются в направлениях расширения, дифференциации и интеграции знаний, личностно ориентированного развития и индивидуализации обучения, активизации процесса формирования творческих способностей студентов, умений и навыков применения полученных знаний для решения нетрадиционных проблемных задач; соответственно содержанием профессионального образования должны стать не конкретные знания, умения и навыки, а развитые способности личности к их расширению и усовершенствованию.

Глубокий компаративный анализ компонентов парадигмы традиционной педагогики и педагогики в условиях информатизации (объекта, предмета, цели, задач, результатов педагогических воздействий) представлен в работах И. Роберт, в которых отмечается, что целью традиционной дидактики является создание теории обучения, направленной на разработку методических приемов, а также организационных форм и методов обучения, которые оптимизируют процесс усвоения знаний, умений и навыков учебной деятельности, инициируют умственное развитие ученика. Дидактика в условиях информатизации образования ставит основной целью раскрытие, развитие и реализацию интеллектуального потенциала индивида при обеспечении педагогического воздействия пролонгированного характера, направленного на достижение образовательных целей, определяемых необходимостью интенсификации процессов интеллектуального развития будущего члена информационного общества. Эти цели наиболее эффективно осуществляются при реализации возможностей информационных технологий.

Если традиционная дидактика, в основном, предлагает иллюстративно-объяснительные методы обучения с незначительной по объему (относительно всего методического инструментария) самостоятельной работой учащихся, которая выполняется в рамках различных теорий обучения, то в условиях информатизации образования дидактика предлагает широкий спектр различных видов учебной деятельности (информационно-учебная, учебно-игровая, экспериментально-исследовательская, самостоятельная деятельность по обработке информации), ориентированных на активное использование средств информационных технологий как инструмента познания и самопознания, на самостоятельное получение знаний, совершение «микрооткрытия» в процессе изучения определенной закономерности. [11].

Новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах получения знаний и работе с информацией, вытесняют демонстрационные и иллюстративно-объяснительные методы, широко используемые традиционной методикой обучения, ориентированной в основном на коллективное восприятие информации.

Внедрение в образование информационных технологий существенно влияет на всю систему обучения, способствует формированию новой парадигмы образования. Основной концептуальной установкой современной педагогики в условиях информатизации признается субъект-субъектная парадигма, которая рассматривает дидактические отношения как взаимодействие и сотрудничество личностей, участвующих в учебном процессе, обеспечивающие развитие и реализацию интеллектуального потенциала студента, адекватного уровню информатизации общества. Содержание и задачи образования обновляются в направлениях расширения, дифференциации и интеграции знаний, личностно ориентированного развития и индивидуализации обучения, активизации процесса формирования творческих способностей индивида. Значительная роль в этих процессах отводится информационным технологиям, дидактический потенциал которых еще не изучен в должной мере и составляет перспективное направление в исследованиях проблем информатизации образования.


Библиографический список
  1. Гуржій А. М. Засоби навчання : навч. посібник для студ. вузів та слухачів підвищення кваліфікації / А. М. Гуржій,  Ю.О. Жук, В.П. Волинський. – К. : ІЗМН, 1997. – 208 с.
  2. Зайнутдинова Л. Х. Создание и применение электронных учебников : на примере общетехнических дисциплин  / Л.Х. Зайнутдинова. – Астрахань : ЦНТЭП, 1999. –  363 с.
  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М. : ИД «Академия», 2003. – 192 с.
  4. Моргун О.М. Комп’ютерний підручник як новий дидактичний засіб / О.М. Моргун, А.І. Підласий // Педагогіка і психологія. Вісник АПН України. – 1994. – №1. – С.117-125.
  5. Муковіз О.М. Застосування інформаційно-комунікаційних технологій у ВНЗ / О.М. Муковіз // Психолого-педагогічні проблеми сільської школи: зб. наук. праць. – Умань : УДПУ ім. Павла Тичини, 2009. – Вип. 30. – С. 103-109.
  6. Національна доктрина розвитку освіти у ХХІ столітті // Освіта України. – 2001. – №1. – С.22-25.
  7. Осадчий В.В. Створення електронного підручника: принципи, вимоги та рекомендації: навч.-метод. посіб. / В.В. Осадчий, С.В. Шаров – Мелітополь : РВЦ МДПУ, 2011. – 120 с.
  8. Основи нових інформаційних технологій навчання : посіб. для вчителів / [Ю. І. Машбиць,  О. О. Гокунь, М. І. Жалдак та ін.]. – К. : ІЗМН, 1997. – 260 с.
  9. Побережна Н.О. Дидактичні умови впровадження інформаційних технологій у навчальний процес вищого навчального закладу: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.09 / Н.О. Побережна. – Кривий Ріг, 2010. – 20 с.
  10. Разработка электронных учебных изданий. Создание и использование информационных средств обучения /  Н.Д. Изергин, А.А. Кудряшов, А.Ю. Руднев, В.А. Тегин. – Коломна : [б.и.] 2005. – 160 с.
  11. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт  – М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.
  12. Тверезовська Н. Т. Теоретичні та методичні основи створення і використання навчальних експертних систем у підготовці фахівців вищих навчальних закладів : автореф. дис… д-ра пед. наук: 13.00.04 / Н.Т. Тверезовська. – Х., 2003. – 43 с.


Все статьи автора «balalaeva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: