УДК 004.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСА GOOGLE DOCS ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ «ВВЕДЕНИЕ В БАЗЫ ДАННЫХ»

Дронова Екатерина Николаевна
Алтайский государственный педагогический университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ информатики

Аннотация
В статье охарактеризованы организационные формы обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная), раскрыт потенциал сервиса Google Docs для организации групповой формы работы. Представлен опыт использования сервиса Google Docs для организации групповой работы на примере занятия «Введение в базы данных».

Ключевые слова: сервис


THE SERVICE GOOGLE DOCS FOR GROUP WORK SESSIONS ON THE EXAMPLE OF «INTRODUCTION TO DATABASES»

Dronova Catherine Nikolaevna
Altaian state pedagogical university
candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of theoretical bases of informatics

Abstract
The article described the organizational forms of training (frontal, group, individual), unlock the potential of the service Google Docs for the organization of group forms of work. The experience of using the service Google Docs for group work sessions on the example of «Introduction to the database».

Keywords: Google Docs


Библиографическая ссылка на статью:
Дронова Е.Н. Использование сервиса Google Docs для организации группой работы на примере занятия «Введение в базы данных» // Современная техника и технологии. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/04/6459 (дата обращения: 26.05.2017).

В современной дидактике выделяют следующие организационные формы обучения: фронтальную, групповую и индивидуальную.

Фронтальная форма обучения характеризуется совместной учебно-познавательной деятельностью всех учащихся, единым темпом работы всего класса. Эффективность данной организационной формы обучения зависит от мастерства учителя держать в поле зрения весь класс и видеть при этом каждого ученика. Неизбежным следствие этой организационной формы является ориентация на «среднего» ученика, в результате которой одни ученики отстают от заданного общего темпа учебно-познавательной деятельности, а другие откровенно скучают.

В сравнении с фронтальной формой обучения индивидуальное обучение имеет прямопротивоположные характеристики. Индивидуальная организационная форма ориентирована на индивидуальные особенности конкретного учащегося, его способности, индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности. Индивидуальное обучение не предполагает контакта с другими участниками педагогического процесса, по сути оно представляет собой самостоятельное выполнение каких-либо учебных заданий. В результате, сглаживание основного «недостатка» фронтальной формы обучения здесь влечет за собой другой – недостаток коммуникации между участниками педагогического процесса, неспособность учащихся работать в коллективе.

Разрешить возникшее противоречие призвана групповая форма обучения. Данная организационная форма позволяет не только индивидуально регулировать объем и темп учебной работы, но и дает возможность организации совместной деятельности членов одной группы. Групповая форма обучения позволяет процессу обучения придать характер поисковой, исследовательской деятельности, в ходе которой происходит обмен мнениями, поиск объективных аргументов в защиту какой-либо позиции, формирование способности взаимоконтроля и взаимооценки осуществляемой учебно-познавательной деятельности.

Однако следует отметить, что групповая форма обучения будет действительно эффективна при условии, что учащиеся имеют опыт работы в группе. К сожалению, на сегодняшний день групповая форма обучения не широко распространена и занимает весьма скромное место среди других организационных форм.

В настоящее время расширению границ использования групповой организационной формы способствует применение информационных технологий в учебном процессе. Они позволяют «более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации» [1]. В данной статье будет представлен опыт организации групповой работы с использованием сервиса Google Docs.

Google Docs – это бесплатный онлайн-офис, включающий в себя текстовый и табличный процессоры, сервис для создания презентаций, форм, рисунков и другие приложения, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена, разрабатываемый компанией Google [2]. Охарактеризуем ряд его преимуществ.

1. Сервис позволяет незамедлительно начать работу с онлайн офисными приложениями в случае, если на данный момент на рабочем компьютере не установлен офисный пакет приложений, при этом созданные пользователем документы сохраняются на специальном сервере Google и могут быть экспортированы в файл (поддерживается и импорт документов).

2. Сервис позволяет нескольким пользователям одновременно работать с одним и тем же документом, что позволяет эффективно организовать совместную работу группы людей (в том числе и физически удаленных друг от друга). При этом:

– все изменения в процессе совместной работы с документом отображаются в реальном времени в том месте, где происходит редактирование, причем кнопка «Сохранить» на панели инструментов в приложениях отсутствует, все изменения сохраняются автоматически. В документах ведется учет истории изменений с возможностью их открытия в режиме предпросмотра или загрузки на компьютер;

– в боковой панели доступен чат, поэтому в документе можно вести обсуждение, доступно также комментирование текста пользователями;

– права доступа к документу просты в управлении: можно открыть общий доступ к документу, а также добавить пользователя и указать его уровень доступа (редактирование, комментирование, чтение) (рис. 1); контакты пользователей несложно объединить в группы, что делает распределение прав над документом более оперативным.

Рисунок 1 – Диалоговое окно настройки доступа к документу в сервисе Google Docs

3. Поддерживается синхронизация Google документов с папкой Google Диска на вашем компьютере при условии установки приложения Google Диск, что позволяет редактировать документы не только в режиме онлайн, но и в режиме офлайн.

В дополнении к высказанному, хочется добавить, что сервис Google Docs обладает интуитивно понятным интерфейсом и имеет русскоязычное  справочное руководство: https://support.google.com/drive/?hl=ru#topic=14940.

В качестве примера, иллюстрирующего использование возможностей сервиса Google Docs для организации групповой работы в учебном процессе, представим конспект занятия по теме «Введение в базы данных».

Данное занятие проводилось в рамках дисциплины «Программное обеспечение ЭВМ» на 2 курсе у студентов специальности «Математика и Информатика» в институте физико-математического образования Алтайского государственного педагогического университета. Данная дисциплина является курсом по выбору и нацелена на формирование системных знаний у студентов о современном программном обеспечении ЭВМ. Согласно рабочей программе дисциплины тема «Системы управления базами данных» рассматривается после изучения следующих тем: «Текстовый процессор LibreOffice Writer», «Редактор формул LibreOffice Math», «Табличный процессор LibreOffice Calc», «Редактор презентаций LibreOffice Impress», «Графический редактор LibreOffice Draw». Формирование практических умений работы с системой управления базами данных осуществлялось с помошью СУБД LibreOffice Base.

Представленное ниже занятие являлось первым практическим занятием у студентов после прослушанного лекционного материала по теме «Системы управления базами данных».

Следует отметить, сервис Google Docs на занятии использовался впервые, хотя некоторые студенты в группе были с ним уже знакомы ранее. С целью более оптимальной организации работы на занятии целесообразно до его начала попросить всех учащихся зарегистрироваться в google и сообщить свой аккаунт, что и было сделано. После этого был создан текстовый документ с аккаунтами всех студентов в группе и открыт доступ каждому для чтения этого документа.

Тема занятия: «Введение в базы данных».

Продолжительность: 2 часа.

Форма занятия: лабораторная работа.

Форма организации учебной деятельности: групповая работа с помощью сервиса Google Docs.

Цель: формирование представления о базах данных, о системах управления базами данных; знакомство с возможностями сервиса Google Docs для организации групповой работы.

Структура занятия

1. Оргмомент (2 мин.)

2. Постановка цели занятия (1 мин.).

3. Актуализация знаний (2 мин.).

4. Индивидуальная работа (5 мин.).

5. Групповая работа (75 мин.).

6. Постановка домашнего задания (2 мин.).

7. Подведение итогов занятия (3 мин.).

Ход занятия

1. Оргмомент

Активизация внимания учащихся, проверка присутствующих на занятии.

2. Постановка цели занятия

Постановка цели занятия, краткая характеристика структуры занятия.

3. Актуализация знаний

Вопросы:

1. Каковы преимущества сервиса Google Docs? (Ответ: позволяет пользователю хранить свои данные на серверах в облаке и делиться ими с другими пользователями в Интернете.)

2. Что в первую очередь нужно сделать, чтобы новый пользователь смог приступить к работе с Google диском? (Ответ: создать аккаунт google.)

4. Индивидуальная работа

Задания

1. Зайдите в свою почту google.

2. В верхнем правом углу экрана нажмите на кнопку «Сервисы» и выберете «Диск».

3. Изучите интерфейс открывшегося окна.

4. Какие документы позволяет создавать виртуальный офис Google Docs? (Ответ: текстовый документ, презентацию, электронную таблицу, форму, рисунок).

5. Создайте текстовый документ. Напишите в нем предложение «У меня день рождение …, а у тебя?» и откройте доступ для редактирования соседу справа (команда Файл>Совместный доступ). Дождитесь, когда сосед слева откроет вам доступ для редактирования своего текстового документа и ответьте ему на вопрос о дате своего день рождения.

5. Групповая работа

Студенты разбиваются на группы по 3-4 человека. В каждой группе определяются спикер, оппонент, эксперт. Спикер занимает лидирующую позицию, организует совместную работу малой группы. Оппонент отслеживает содержание работы, формулирует вопросы по предлагаемой информации. Эксперт формирует оценочное суждение по результатам работы группы, сравнивает работу группы с работой других групп.

Первое задание  для  групп (теоретическое)

Совместно подготовьте презентацию, слайды которой будут содержать ответы на поставленные теоретические вопросы по теме «Базы данных» (табл. 1). При подготовке презентации используйте лекции, предлагаемую вам учебную литературу, сеть Интернет.

Таблица 1 – Содержание теоретических вопросов для групп

1 группа

2 группа

3 группа

1. Определение информационной системы. Примеры информационных систем.

2. Определение базы данных.

3. Функции информационной системы.

4. Различные классификации баз данных.

 

1. Основные понятия базы данных (объект, атрибут, ключевое поле).

2. Определение иерархической, сетевой, реляционной баз данных. Примеры.

3. Основные понятия реляционной базы данных (поле, запись, ключевое поле).

4. Типы связей в реляционной базе данных (1:1; 1:М; М:М).

1. Понятие нормализации отношений в реляционной базе данных.

2. Этапы создания базы данных.

3. Определение системы управления базами данных.

4. Типы объектов в СУБД Base (таблицы, запросы, формы, отчеты).

После завершения работы откройте доступ для чтения разработанной презентации всем студентам в группе. Время работы групп над презентацией: 12-15 минут.

После этого спикер каждой группы комментирует работу своей группы, оппоненты других групп задают вопросы по предлагаемой информации. В завершении выступают эксперты групп, оценивают результаты работы.

Важным результатом работы над первым заданием являются этапы создания базы данных:

1) определение цели создания базы данных (на данном этапе необходимо определить назначение базы данных, как она будет использоваться, какие сведения она должна содержать);

2) определение таблиц, которые должна содержать база данных (определение необходимых в базе данных таблиц может оказаться самым непростым этапом процесса проектирования базы данных, поскольку результаты, которые должна выдавать база данных: отчеты, формы и т.п. – не всегда дают полное представление о структуре таблиц, по которым они создаются.

Основные принципы разработке таблиц:

– сведения не должны дублироваться в таблице или между таблицами;

– данные, хранящие только в одной таблице, обновляются только в этой таблице, тем самым исключает возможность дублирования записей;

– каждая таблица должна содержать информацию только на одну тему (работать независимо от других тем);

3) определение необходимых в таблице полей (каждая таблица содержит сведения по конкретной теме, а каждое поле в таблице содержит конкретный факт по теме таблицы, причем: содержимое полей следует разбить на наименьшие логические единицы, не рекомендуется включать в таблицу данные, которые являются результатом выражения);

4) определение полей с уникальными значениями в каждой записи (каждая таблица БД должна содержать поля или набор полей, однозначно определяющих каждую запись, то есть первичный ключ);

5) определение связей между таблицами (после разбиения сведений на таблицы и определения ключевых полей необходимо выбрать способ, которым СУБД будет объединять связанные сведения);

6) усовершенствование структуры БД (необходимо еще раз просмотреть структуру базы данных и выявить возможные недочеты);

7) ввод данных и создание других объектов БД (если структуры таблиц отвечают поставленным требованиям, то можно вводить все данные, а затем создавать все необходимые запросы, формы и отчеты).

Второе задание для групп (практическое)

Разработайте структуры таблиц базы данных (табл. 2), ключевые поля и установите связи между таблицами. Работу оформите в виде схемы на последнем слайде своей презентации (рис. 2). Для полей каждой таблицы укажите их тип (табл. 3, 4).

Таблица 2 – Тематика баз данных для групп

1 группа

2 группа

3 группа

Предметная область: библиотека

Минимальный список характеристик:

- вид издания (книга, журнал, газета и пр.);

- автор;

- название;

- год издания;

- является ли новым изданием;

- номер читательского билета;

- ФИО читателя;

- адрес и телефон читателя;

- дата выдачи издания читателю;

- дата сдачи издания читателем

Предметная область:

абитуриенты

Минимальный список характеристик:

- ФИО абитуриента;

- дата рождения;

- сведения о предыдущем образовании;

- факультет, на который подано заявление;

- специальность, на которую подано заявление;

- количество баллов по каждому из трех вступительных экзаменов;

- является ли медалистом абитуриент;

- адрес и телефон абитуриента;

- дата сдачи документов в приемную комиссию

Предметная область:

магазин

Минимальный список характеристик:

- наименование товара;

- дата поступления товара;

- сведения о поставщике товара;

- сведения о сотруднике магазина, принявшего товар;

- отдел магазина, в который поступил товар;

- действующая цена товара;

- есть ли ограничения на продажу товара;

- срок годности товара;

- количество единиц поступившего товара;

- количество проданных единиц товара

 

  Рисунок 2 – Пример  схемы, иллюстрирующей структуру базы данных

Таблица 3 – Пример оформления типов полей для таблиц базы данных

Имя поля

Тип поля

Длина

Код клиента

Целое[INTEGER]

Фамилия

Текст[VARCHAR]

25

Имя

Текст[VARCHAR]

20

Отчество

Текст[VARCHAR]

20

Паспорт

Памятка[LONGVARCHAR]

300

Таблица 4 – Типы полей в СУБД LibreOffice Base [3]

VARCHAR Текст строка до 256 знаков. Если реальная длина строки в поле меньше заданной, возможна экономия памяти.
VARCHAR_IGNORECASE Текст строка, в которой не различаются строчные и прописные буквы
CHAR Текст (фикс.) строка с заданным количеством символов.
LONGVARCHAR Памятка большой текст. В других базах данных такой тип называется MEMO.
BOOLEAN Логическое данные логического типа (да/нет)
DATE Дата календарная дата
TIME Время время
LONGVARBINARY Картинка большой двоичный объект с переменным размером размера, например картинка, звукозапись, документ OOWriter (в других базах данных такой тип называется BLOB)
TINYINT Короткое целое используется чаще всего для нумерации при небольшом количестве позиций (От 0 до 255)
SMALLINT Короткое целое целое число (От -32768 до 32767)
INTEGER Целое целое число (От -2147483648 до 2147483647)
BIGINT Длинное целое целое увеличенной разрядности (От -9223372036854775808 до 9223372036854775807)
DECIMAL Десятичное число с плавающей точкой. Необходимо указывать количество знаков после десятичной точки.
FLOAT С плавающей точкой число с плавающей точкой (аналогично DECIMAL).
VARBINARY Двоичное двоичный объект с переменным размером. Имеется возможность экономии памяти, если в разных записях это поле реально имеет разный размер
BINARY Двоичное (фикс .) двоичный объект фиксированного размера
NUMERIC Число натуральное число. Диапазон чисел определяется разрядностью системы.
REAL Вещественное вещественное число. В 32-разрядной системе представляется как 32-разрядные мантисса и порядок.
DOUBLE С двойной точностью вещественное число двойной точности.
TIMESTAMP Дата / время так называемый UNIX timestamp. Означает число миллисекунд, прошедших с начала эры UNIX
OTHER Другое данные любого другого (неуказанного выше) типа

Время работы групп над заданием: 15 минут.

После этого спикер каждой группы комментирует работу своей группы, оппоненты других групп задают вопросы по предлагаемой информации. В завершении выступают эксперты групп, оценивают результаты работы.

6. Постановка домашнего задания

Разработать структуру базы данных в своем индивидуальном задании (в индивидуальном задании студентам предлагалась только предметная область базы данных).

7. Подведение итогов занятия

Вопросы

1. Что было для вас самым сложным на занятии?

2. Что было для вас самым простым на занятии?

3. Возникали у вас трудности при организации работы в группе?

4. Возникали у вас трудности при работе с сервисом Google Docs?

5. Как бы вы оценили по пятибалльной шкале сервис Google Docs для организации совместной работы?

В заключении хотелось бы сделать несколько выводов:

– у студентов не возникало трудностей с работой в сервисе Google Docs, но возникали трудности при работе в группе, т.к. эта организационная форма обучения была для них непривычна;

– совместная работа с одним документом в сервисе  Google Docs понравилась всем студентам без исключения;

– содержательная часть представленного занятия способствовала формированию первоначальных умений студентов в проектировании структуры базы данных.


Библиографический список
  1. Третьякова Н.В., Дронова Е.Н. Использование информационных технологий на уроках информатики как средства повышения познавательного интереса учащихся // Материалы всероссийской конференции «Информатизация образования» // Педагогическое образование на Алтае. – 2014 г. – №1. – С. 36-42. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/13606-1-nomer-za-2014-god.html
  2. Google Docs. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Docs
  3. OpenOffice Base: базы данных. – Режим доступа: http://www.online-academy.ru/demo/base/urok1/teor/teor2.htm


Все статьи автора «Дронова Екатерина Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: