Последние четыре года наблюдается снижение темпов роста рынка ИТ-услуг в России: если в 2011 наблюдалась положительная динамика 27,2%; в 2012 году снижение темпов 11%; а в 2013 году прибавка составила всего 8%. В 2014 году рынок ИТ-услуг России оказался в состоянии спада (-15%).
По оценке ИТ-экспертов 2015 год станет нелегким для большинства компаний, предоставляющих ИТ-услуги. Однако изменения, которые появятся в области потребления компьютерных технологий откроют новые горизонты для оперативно отреагировавших поставщиков и бизнес-моделей.
Многие аналитики считают, что нынешний экономический спад будет более продолжительным, чем в 2008-2009 году, но кризис – время возможностей для тех поставщиков ИТ-услуг, кто оперативно реагирует на изменение экономической ситуации, способен оптимизировать затраты, реорганизовать бизнес-процессы, привлечь высококвалифицированных ИТ-специалистов и целые коллективы, более доступные в этот период. Такая стратегия, считает аналитик, поможет не только пережить кризис, но увеличить долю на рынке.
Аутсорсинг – передача бизнес-процессов или внутренних функций внешней профильной компании. Как явление аутсорсинг возник в 60-е годы в США, а в нашей стране аутсорсинг стал активно развиваться в 2000-е годы. ИТ-аутсорсинг – это вид услуг, подразумевающий передачу заказчиком своих функций по поддержке ИT-инфраструктуры в специализированную ИТ-компанию, при котором исполнитель гарантирует выполнение обозначенных в договоре функций в соответствии с утвержденным уровнем сервиса.
Объектом исследования является хозяйственно-экономическая деятельность сельскохозяйственного предприятия Предмет исследования – оценка эффективности применения ИТ-аутсорсинга на сельскохозяйственном предприятии. Цель исследования – совершенствование деятельности предприятия на основе результатов оценки эффективности ИТ-аутсорсинга.
Методы исследования: анализ научной литературы, статей, книг, статистических сборников, докладов, а также ресурсов сети интернет; методы экономического анализа эффективности ИТ-аутсорсинга.
- Инструментальные средства Microsoft Visio для представления ИТ-инфраструктуры и организационной структуры предприятия.
- Программное средство Microsoft Project для составление плана проекта оценки эффективности ИТ-аутсорсинга
Задачами исследования является:
1) изучение экономической характеристики предприятия;
2) обоснование передачи ИТ-функций на аутсорсинг;
3) анализ методик оценки ИТ-аутсорсинга;
4) реализация методики оценки эффективности ИТ-аутсорсинга предприятия;
Рассмотренная технико-экономическая деятельность предприятия позволяет сделать вывод о том, что предприятием экономически стабильное и устойчивое и на данный момент оно находится на этапе развития. Все положительные экономические показатели находятся на высоком уровне. В частности, в данной организации отсутствуют доля заемных средств, что положительно влияет на финансовую устойчивость и платежеспособность, а также расширяет горизонты для дальнейшего развития предприятия.
При передачи ИТ-функций на аутсорсинг прежде всего требуется экономическое обоснование такого действия. Поэтому мы произвели сравнение затрат на содержание своего ИТ-подразделения и передачи ИТ-функций посторонней организации, чьим основными доходами является обслуживание таких вот функций. Также сравним два способа обслуживания ИТ-инфраструктуры.
Преимущества ИТ-аутсорсинга: все расходы зафиксированы в договоре; работа удаленно, экономия места в офисе; компания следит за повышением квалификации персонала; выезд к клиенту, консультирование по телефону; предоставление отчетов и технической документации.
Собственное ИТ: налоговые выплаты, страховые взносы, премии; пространство под рабочее место сотрудника; оплата курсов сотрудникам; зависимость от графика работы(отпуск, больничный); контроль за непрофильным отделом снижает эффективность работы.
Для того, чтобы правильно оценить эффективность и качество предоставленных услуг ИТ-аутсорсинга требуется найти такую методику, которая бы рассматривала услуги с разных сторон: качество, экономическая выгода, скорость, риск и так далее. Оценка также должна основываться на его сравнении с другими методами, которые уже используются или могут использоваться организацией. Большинство из них имеет свои преимущества методов, хотя они не всегда в равной степени применимы к организациям разной величины и структуры. Каковы бы ни были эти преимущества и недостатки, реальные условия показывают, что теоретические конструкции слишком часто терпят неудачу на практике. Было рассмотрено несколько методик определения оценки эффективности ИТ-аутсорсинга:
- оценка возврата на инвестиции (ReturnonInvestment, ROI) в ИТ,
- совокупная стоимость владения (TotalCostofOwnership, TCO),
- управление уровнем предоставляемых услуг,
- методика быстрое экономическое обоснование(Microsoft)
- авторская методика Козина М.Н. и Астаркина Н.Р.
Причиной выбора методики Козина М.Н. и Астаркина Н., было то, что предложенная модель учитывает интегральную оценку эффективности инвестиционного проекта с методом оценки степени рисков, связанных с IT-аутсорсингом.
Реализация методики оценки эффективности ИТ-аутсорсинга предприятия прошла в несколько этапов. Были приглашены пять независимых экспертов для оценки рисков обслуживания ИТ-аутсорсинга. В начале провели оценку самих экспертов, их оценивали по нескольким критериям: профессиональный уровень, независимость суждений, опыт работы по профилю, опыт участия в экспертном оценивании. Рассмотрим оценки компетентности экспертов ( в таблице 1.
Наименование | Эксперт 1 | Эксперт 2 | Эксперт 3 | Эксперт 4 | Эксперт 5 |
профессиональный уровень | 0,22 | 0,15 | 0,56 | 0,73 | 0,5 |
независимость суждений | 0,9 | 0,5 | 0,6 | 0,3 | 0,1 |
опыт работы по профилю | 0,1 | 0,3 | 0,12 | 0,17 | 0,2 |
опыт участия в экспертном оценивании | 0,4 | 0,5 | 0,8 | 0,4 | 0,1 |
Среднее(Bi) | 0,27 | 0,24 | 0,35 | 0,27 | 0,15 |
Для вычисления рисков была использована методика экспертной оценки со средневзвешенными результирующими оценками. Все риски объединили в две группы. Оценки устанавливались экспертами в зависимости от значимости или важности того или иного вида риска для компании. Рассмотрим таблицу рисков 2.
Таблица-2 Риски ИТ-аутсорсинга
Наименование риска |
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
Эксперт 4 |
Эксперт 5 |
Средняя оценка |
Риск отказа аутсорсера от сотрудничества |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
0,6 |
0,4 |
0,58 |
Риск неспособности аутсорсера обеспечить требуемые услуги |
0,5 |
0,4 |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,42 |
Анализ эффективности IT-аутсорсинга произвели методом расчета дисконтированных денежных потоков. Использовали методику оценки Козина М.Н. и Астаркина Н.
Расчет дисконтированного потока производится по формуле 1:
d(t)=1/(1+E)^t | (1) |
где – номер периода, – ставка дисконта.
Дисконт нашли по формуле 2 и 3:
E=e+Risk | (2) |
где – ставка дисконтирования проекта без учета риска проекта, вычисляемая по представленной ниже формуле:
e=(R-I)/(100+I) | (3) |
где,
- Инфляция ().Размер инфляции 0,35%
- Ставка рефинансирования () составляет 8,25%
- Риск проекта IT-аутсорсинга ().
- Сделаем таблицу где пропишем составляющие формулы.
Находим е по формуле 3.
e=(o,o825-0,0035)/(0,0035+100)
Величина определяется по следующей формуле:
Risk=a(1)*RisK1+a(2)*Risk2 | (4) |
где – вес оценки ,
Risk1=(sumBi*ai)/sumBi | (5) |
где – вес i-го эксперта, – оценка i-го эксперта, – число экспертов.
Параметры характеризуют уровень квалификации каждого эксперта, их компетентность в различных сферах.
Находим величину по формуле 5, значения берем из таблиц 1 и 2:
Risk1=0,6
Вероятность находится по формуле 6, значения берем из таблиц 1 и 2:
Risk2=sumYi*Bi | (6) |
где – вес оценки , , – число оцениваемых бизнес-процессов, в данном случае два бизнес-процесса. Рассчитываем по формуле 6, значения берем из таблиц 1 и 2:
Risk2=0,8
Находим величину по формуле 4,значения а1 и а2 берем из таблицы 1.
Risk=0,58*0,6+0,42*0,8=0,67
Вычисляем ставку дисконта Е по формуле 2.
E=0,00079+0,67=0,78
Далее проводим расчет коэффициента дисконтирования потока по формуле (2)
Таблица-3 Коэффициент дисконтирования потока
месяц | январь | февраль | март | апрель | май | Июнь |
D(t) | 0,56 | 0,31 | 0,17 | 0,10 | 0,05 | 0,03 |
В качестве критериев для интегральной оценки эффективности выбранных сценариев инвестиционного проекта выступают показатели оценки эффективности инвестирования NPV, IRR, ROI. Также при расчете экономических показателей в данной работе были выявлены положительные тенденции окупаемости затрат. Основным преимуществом ИТ-аутсорсинга считается уменьшение финансовых издержек и предоставление качественных ИТ-услуг. Самой выгодной реализацией обслуживания ИТ является ИТ-аутсорсинг. Риск отказа в обслуживании и предоставления неквалифицированных сотрудников очень низок, так как компания «Интеллектуальные системы» дорожит своей репутацией и нанимает лучших специалистов. Опыт сотрудничества с аутсорсером составляет два года, за это время компания проявила себя как надежный партнер. Вследствие этого эффективность ИТ-аутсорсинга предприятия высока, так как услуги компании «Интеллектуальные системы» являются экономически оправданными, своевременными и качественными.
Библиографический список
- Захаренко М. Лучше меньше, да лучше. Когда нужен аутсорсинг / Системный Администратор. – 2010. – №12 (97) . – С.17
- Чусавитина Г.Н. Исследование и разработка методов и средств управления непрерывностью бизнеса в системе высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. Материалы L внутривузовской научной конференции преподавателей МаГУ – Магнитогорский государственный университет, 2012.- С. 260.
- Гусева Е.Н. Имитационное моделирование экономических процессов: учебно-методическое пособие/ Е.Н. Гусева – Магнитогорск МаГУ, 2007. – 140 с.
- Гусева Е.Н. Имитационное моделирование экономических процессов в среде «Arena»: учеб. пособие / Е.Н.Гусева. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – 132 с.
- Гусева Е.Н. Экономико-математическое моделирование
- Мансурова Н. А., Гришанин Р. Р. Анализ эффективности IT-аутсорсинга // Вестник ТвГУ. Серия экономика и управление. Выпуск 19 – Тверь: Твер.гос.ун-т, 2014. – С. 129.
- Михайлов Д.М. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса / Д.М. Михайлов. – Учеб.пособие. – М.: Кнорус, 2011. – 256 с.
- Батова Т. Н., Калинина Н. М. Преимущества и недостатки использования аутсорсинга информационных технологий // Труды гуманитарного факультета СПбГУ ИТМО: Сборник научных статей. – 2010. – Вып. 1. – С. 59-64.
- Игнатьев А. В. Алгоритм принятия решения о переводе на аутсорсинг функций в сфере ИКТ в малых и средних промышленных предприятиях // Современные исследования социальных проблем. – 2012, № 7. – С. 30-47.
- Потемкина М. Аутсорсинг: как определить, что именно передавать // Консультант. – 2010. – № 3. – С. 24-32.
- Давлеткиреева Л.З., Чусавитина Г.Н. Анализ и установление уровня зрелости информационной инфраструктуры организации для управления непрерывностью бизнеса // Современные информационные технологии и ИТ-образование: Сборник избранных трудов VII Международной научно-практической конференции / под ред. профессора В.А. Сухомлина. -ИНТУИТ.РУ, 2012. – С. 529-544.
- Baden-FullerC., TargettD., HuntB. Outsourcingto Outmanoeuvre: OutsourcingRe-definesCompetitiveStrategy and Structure // European Management Journal, 2010. Vol. 18 (3). P. 285–295.
- Derose G. Outsourcing: Training and Education. – London: Financial Times, 2010.
- Downes M.P. Sr. Outsourcing as New Future // Business Online, 2010. P. 88–96.
- Greaver M. Strategic Outsourcing. – London: Financial Times, 2010.
- Inter-Agency Task Force on Statistics of International Trade in services. Progress Report, May 2011. – World Trade Organization. S/CSS/W/81, 9 May 2011.
- Российский рынок аутсорсинговыхcall-центров (центров обработки вызовов). – М.: РБК, 2011. – 75 с.
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ЗАО «Новое знание», 2010. – 694 с
- Алдерс Р. ИТ-аутсорсинг – практическое руководство: Пер. с англ. – М.: Альпина БизнесБук, 2011. – 244 с.