УДК 629.113

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ И КОНТРОЛЯ ТЯГАЧА-ТРАНСПОРТЕРА МТ-ЛБ

Рогачёв Владимир Дмитриевич1, Писарчук Андрей Васильевич2, Гумелёв Василий Юрьевич3
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент, канд. техн. наук
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент, канд. техн. наук
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук

Аннотация
В статье подробно раскрыто устройство основных приборов состава системы информации и контроля войскового артиллерийского тягача и транспортера МТ-ЛБ. Различные модификации этой машины также успешно эксплуатируются в народном хозяйстве нашей страны.

Ключевые слова: вольтамперметр, датчик, измеритель, спидометр, счетный узел., техническая характеристика, электрический дистанционный манометр, электрический термометр


INFORMATION SYSTEM AND CONTROL OF THE TRACTOR-TRANSPORTER MT-LB

Rogachev Vladimir Dmitrievich1, Pisarchuk Andrey Vasilyevich2, Gumelev Vasiliy Yuryevich3
1Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, associate professor, candidate of technical Sciences
2Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, associate professor, candidate of technical Sciences
3Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences

Abstract
The article elaborated the design of the main devices of the system of information and control of army artillery tractor and Transporter MT-LB. Various modifications of this machine also successfully operated in the economy of our country.

Keywords: electric remote pressure gauge, electric thermometer, meter, sensor, speedometer, technical data, the audit node., voltammeter


Библиографическая ссылка на статью:
Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Система информации и контроля тягача-транспортера МТ-ЛБ // Современная техника и технологии. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/08/7601 (дата обращения: 27.05.2017).

МТ-ЛБ, многоцелевой тягач-транспортер легкий бронированный, выпускается отечественной промышленностью уже больше сорока лет. На более, чем сорок модификаций МТ-ЛБ устанавливаются различные виды вооружения и специального оборудования. Машина также нашла широкое применение в народном хозяйстве (прежде всего в районах Крайнего Севера), естественно со снятым вооружением.

В данной статье представлено достаточно подробное описание системы информации и контроля МТ-ЛБ.

Назначение системы информации и контроля режима движения, состояния машины и ее агрегатов транспортера-тягача МТ-ЛБ прямо вытекает из ее названия. В систему входят [1]:

- датчики скорости, температуры и давления;

- устройства отображения режимной информации.

Система информации и контроля МТ-ЛБ включает в себя измерители физических величин, характеризующих работу машины или ее отдельных агрегатов (вольтамперметр, датчики и указатели давления, температуры, спидометр), а также сигнальные (контрольные) лампы с их датчиками, предупреждающие механика-водителя о критически недопустимом состоянии того или иного агрегата. Датчики и указатели (сигнализаторы) соединены между собой соединительными провода.

Схема системы представлена на рисунке 1. 

Рисунок 1 – Схема электрическая системы информации и контроля

Состав системы представлен в таблице 1.

Т а б л и ц а  1 – Основные приборы системы информации и контроля МТ-ЛБ

Обозначение на схеме (рисунок 1)

Наименование

Тип или номер

прибора

Э1

Датчик давления масла в главной передаче ЭДМУ-6Н (датчик)

Э2

Датчик давления воздуха в пневмосистеме ТЭМ-15 (датчик)

Э3

Датчик давления масла в двигателе ТЭМ-15 (датчик)

Э4

Датчик температуры охлаждающей жидкости в двигателе ТУЭ-48-Т (датчик, П-1)

ИП3

Вольтамперметр ВА-340

Шн

Шунт вольтамперметра

КнМ

Включатель батарей ВБ-404

ИП1

Указатель давления воздуха в пневмосистеме ТЭМ-15 (указатель)

ИП2

Указатель давления масла в главной передаче ЭДМУ-6Н (указатель)

ИП4

Указатель температуры охлаждающей жидкости в двигателе ТУЭ-48-Т (указатель)

ИП5

Указатель давления масла в двигателе ТЭМ-15 (указатель)

Б1,2

Аккумуляторная батарея 1, 2 Тип: 6СТ-190 или

6СТ-140 или

12СТ-85Р

Отметим, что при работе машины основным источником электрической энергии для работы приборов системы информации и контроля является генераторная установка машины [2, 3 4].

Основные приборы системы информации и контроля МТ-ЛБ полностью или частично размещены на щитке приборов механика-водителя. Щиток представлен в соответствии с рисунком 2.

1 – спидометр; 2 – манометр давления масла в двигателе; 3 – термометр для воды; 4 – вольтамперметр; 5 – манометр давления масла в главной передаче; 6 – манометр давления воздуха в пневмосистеме; 7 – сигнальная лампа поворота; 8 – предохранитель цепи прерывателя; 9 – переключатель указателей поворота; 10 – кнопка; 11 – предохранитель цепи сигнала и прицепа; 12 – сигнальная лампа загрязнения фильтра; 13 – предохранитель стеклоочистителя; 14 – предохранитель цепи питания приборов; 15 – выключатель нагнетателя ФВУ; 16 – выключатель освещения приборов; 17 – предохранитель цепи плафонов и розеток; 18 – выключатель обогрева стекол; 19 – предохранитель цепи фар и розеток; 20 – выключатель обогрева смотровых приборов; 21 – выключатель вентилятора; 22 – розетка; 23 – сигнальная лампа возбуждения генератора; 24 – выключатель возбуждения генератора; 25 – кнопка стартера; 26 – выключатель прожектора;  27 – переключатель света; 28 – сигнальная лампа включения дальнего света; 29 – сигнальная лампа включения фары прибора ночного видения; 30 – переключатель режимов работы фар.

Рисунок 2 – Щиток приборов механика-водителя

Подробнее рассмотрим отдельные приборы из состава системы информации и контроля машины.

Вольтамперметр предназначен для измерения тока и напряжения в электрической сети тягача. Вольтамперметр – магнитоэлектрический прибор, принцип его действия основан на взаимодействии магнитного поля неподвижных постоянных магнитов с магнитным полем подвижной рамки, когда по ней проходит электрический ток. При прохождении по рамке тока рамка со стрелкой поворачивается. Так как через рамку можно пропустить лишь очень слабый ток (сотые доли ампера), то выводные концы рамки присоединяются с помощью провода к шунту параллельно.

Вольтамперметр смонтирован в металлическом корпусе. На лицевой стороне корпуса имеется кнопка, при нажатии на которую прибор работает в качестве вольтметра. Если кнопка не нажата, прибор работает в качестве амперметра. Рядом с кнопкой находится винт корректора, с помощью которого стрелку устанавливают на нуль, если при выключенных потребителях и неработающем генераторе она не стоит на нуле.

Чтобы измерить напряжение в электрической сети машины необходимо нажать на кнопку, в этом случае вольтамперметр будет показывать напряжение. При отпущенной кнопке вольтамперметр показывает величину тока. При неработающем двигателе и включенных потребителях показывает разрядный ток, а при работающем двигателе – зарядный. Техническая характеристика вольтамперметра ВА-340 представлена согласно рисунку 3.

Рисунок 3 – Техническая характеристика вольтамперметра ВА-340

Приборы работоспособны при вибрационных ускорениях до
20 м/с2 при частоте вибрации 40-50 Гц, в интервале температур от минус 50 до плюс 50 °С.

Комплект поставки вольтамперметра представлен на рисунке 4. 

                                             1                                                          2                                           3

1 – шунт ША-340; 2 – соединительный провод; 3 – вольтамперметр ВА-340

Рисунок 4 –Вольтамперметр ВА-340, комплект поставки

Внешний вид вольтамперметра и его общее устройство представлены на рисунках 5, 6.

 

Рисунок 5 – Вольтамперметр, вид спереди и сзади

1 – корпус; 2 – шкала; 3 – кнопка; 4 – установочный винт корректора; 5 – шунт; 6 – провод вольтметра; 7 – провод амперметра

Рисунок 6 –Вольтамперметр, общее устройство

Электрическая схема вольтамперметра представлена на рисунке 7. Прибор работает в режиме амперметра, а при нажатой кнопке S1 в режиме вольтметра. В режиме амперметра на шунте R1 напряжение пропорционально протекающему току. Это напряжение фиксируется измерительным прибором PV1, шкала которого в этом случае проградуирована в амперах. При нажатой кнопке S1 ток через измерительный прибор PV1 пропорционален напряжению бортовой сети и шкала прибора в этом случае проградуирована в вольтах.

Рисунок 7 – Схема вольтамперметра ВА-340

Электрический термометр предназначен для дистанционного измерения температуры охлаждающей жидкости и масла в соответствующих системах двигателя и трансмиссии.

На тягаче МТ-ЛБ устанавливается универсальный термометр
ТУЭ-48-Т, в комплект входят датчик П-1 и указатель.

Установка датчика и указателя ТУЭ-48-Т представлена на рисунках 8 и 2.

1 – крышка правой головки блока цилиндров двигателя; 2 – правая водосборная труба; 3 – правый впускной трубопровод; 4 – датчик термометра П-1; 5 – штекер электропровода

Рисунок 8 – Установка датчика термометра ТУЭ-48-Т (П-1)

Датчик термометра (рисунок 9) состоит из теплочувствительного элемента и арматуры. Теплочувствительный элемент представляет собой спираль из никелевой проволоки, намотанной на слюдяную пластину.

Никелевая проволока устойчива против коррозии и имеет большой температурный коэффициент сопротивления (0,0044 Ом на градус). Для того чтобы уменьшить температурную погрешность прибора, последовательно с никелевой спиралью включено небольшое сопротивление (спираль) из манганина.

а

б

а – внешний вид; б – устройство; 1 – арматура; 2 – намотка сопротивления приемника; 3 – слюдяная пластина; 4 – теплопроводная пластина; 5 – компенсационное сопротивление; 6 – корпус приемника; 7 – гайка; 8 – контактные штыри; 9 – накидная гайка штепсельного разъема; 10 – уплотнение резиновое; 11 – зажимная гайка

Рисунок 9 – Датчик термометра ТУЭ-48-Т (П-1-Т)

Указатель термометра (рисунок 10) состоит из логометра и восьми катушек сопротивлений. Шкала измерителя проградуирована в градусах Цельсия и имеет пределы измерений 0–120 °С. Потребляемый термометром ток при напряжении 26 В не превышает 100 мА. 

1 – катушка сопротивления; 2 – уплотнение; 3 – основание измерителя термометра; 4 – колодка штепсельного разъема; 5 – логометр; 6 – стойка; 7 – шкала термометра; 8 – кожух указателя

Рисунок 10 – Указатель термометра ТУЭ-48-Т

Электрический термометр собран по схеме пятиплечевого неуравновешенного моста (рисунок 11). Сопротивления R1+R2; R3+R4; R5; RД; R6+R7 являются плечами моста, а катушки I и II логометра включены в измерительную диагональ моста. Сопротивления плеч моста подобраны так, что при включении источника питания при температуре 0 °С потенциал точки А значительно меньше потенциала точки В и незначительно больше потенциала точки С. Поэтому ток в катушке I логометра будет иметь наибольшее значение, а в катушке II – наименьшее значение. При этом подвижный магнит установится вдоль вектора результирующего магнитного потока Ф двух катушек и стрелка прибора покажет температуру, равную 0 °С.

При повышении температуры сопротивление датчика увеличивается, а ток в цепи: «+26 В», сопротивления R7, R6. RД, корпус – уменьшается. Следовательно, уменьшается падение напряжения на сопротивлениях R7 и R6, а потенциал точки А повышается. В результате разность потенциалов между точками А и В уменьшается, а разность потенциалов между точками А и С увеличивается. В итоге ток в катушке I уменьшается, а в катушке II увеличивается.

Рисунок 11 – Принципиальная схема термометра ТУЭ-48-Т

Указатель термометра (рисунок 10) состоит из логометра и восьми катушек сопротивлений. Шкала измерителя проградуирована в градусах Цельсия и имеет пределы измерений 0–120 °С. Потребляемый термометром ток при напряжении 26 В не превышает 100 мА.

Электрический дистанционный манометр типа ТЭМ-15 предназначен для дистанционного измерения давления.

На транспортере-тягаче МТ-ЛБ установлено два манометра: для измерения давления масла в смазочной системе двигателя и для измерения давления воздуха в пневмосистеме.

Комплект ТЭМ-15 состоит из приемника давления 2 , дистанционного электрического указателя 1, гибкого шланга и штепсельных разъемов (рисунок 12).

Диапазон измерения – от 0 до 15 кг/см2.

Датчики и указатели давления взаимозаменяемы.

Установка указателей давления на щитке приборов механика-водителя представлена на рисунке 2.

Установка датчиков давления представлена на рисунке 13.

1 – указатель; 2 – приемник давления

Рисунок 12 – Манометр ТЭМ-15

Датчик давления масла в смазочной системе двигателя установлен на блоке-картере с левой стороны двигателя возле маслопровода к масляному радиатору в моторном отделении машины (рисунок 15, а), а датчик давления воздуха в пневмосистеме установлен слева от тормозного крана в трансмиссионном отделении (рисунок 15, б).

Принципиальная схема ТЭМ-15 показана на рисунке 16.

Измеряемое давление подается внутрь чувствительного элемента, представляющего собой упругую мембрану в корпусе. С увеличением давления мембрана прогибается и передвигает контакт с, скользящий по потенциометру ав. При этом электрическое сопротивление между точками а и с увеличивается, а между точками в и с уменьшается. Каждому значению измеряемого давления соответствует определенное положение контакта, следовательно, определенное электрическое сопротивление участков ас и вс.

                                             а                                                                                                       б

а – датчик давления масла в смазочной системе двигателя; б – датчик давления воздуха в пневмосистеме; 1 –маслопровод к масляному радиатору; 2, 5 – датчик давления;
3 – главная масляная магистраль; 4 – стенка блока-картера двигателя; 6 – тормозной кран пневмосистемы

Рисунок 13 – Установка датчиков давления ТЭМ-15

Принципиальная схема электрического дистанционного манометра ТУЭ-48-Т представлена на рисунке 14.

 

Рисунок 14 – Принципиальная схема электрического дистанционного манометра ТУЭ-48-Т

Соотношение сопротивлений ас и вс измеряется с помощью логометра. В приборе ТЭМ-15 применяется логометр с подвижным постоянным магнитом М, вращающимся в магнитном поле двух подвижных рамок I и II, расположенных под углом 120° друг к другу.

При включении в диагональ моста источника питания в рамках логометра протекают электрические токи, соотношение которых зависит от измеряемого давления. При этом ось результирующего магнитного поля поворачивается. В этом же направлении поворачивается магнит со стрелкой, указывающей изменение давления.

При отключении источника питания стрелка логометра возвращается к левому упору на шкале с помощью дополнительного неподвижного магнита т, взаимодействующего с основным магнитом М.

Сопротивление соединительных проводов весьма мало по сравнению с сопротивлением остальных элементов схемы и поэтому не влияет на показания логометра.

Измеряемое давление подводится к мембране с помощью гибкого шланга.

Соединение проводов осуществляется штепсельными разъемами.

В случае обнаружения в процессе эксплуатации манометров каких-либо неисправностей необходимо очистить от грязи и попавшей влаги штепсельные разъемы и проверить исправность проводов.

Если неисправность прибора таким образом не устраняется, комплект прибора необходимо заменить.

Электрический манометр ЭДМУ-6Н предназначен для измерения давления масла в системе смазки главной передачи.

Комплект ЭДМУ-6Н устроен аналогично ТЭМ-15.

Предел измерения – от 0 до 6 кг/см2.

Установка указателя давления представлена на рисунке 2.

Указатель давления установлен на щитке приборов механика-водителя.

Установка датчика давления представлена на рисунке 15. Он установлен на картере главной передачи сзади по ходу машины в трансмиссионном отделении. Устройство, принципиальная схема и действие ЭДМУ-6Н аналогичны ТЭМ-15.

1 – картер главной передачи; 2 – трубопровод подвода масла к датчику давления;
3 – датчик давления; 4 – электропроводка

Рисунок 15 – Установка датчика давления ЭДМУ-6Н

Спидометры по принципу действия разделяют на магнитоиндукционные и электрические, а по способу привода – с приводом гибким валом и с электроприводом. По ГОСТ 12392-66 рекомендуется применять гибкие валы, если привод имеет длину не более 3,55 м, при большей длине необходимо применять электропривод с электрическим спидометром. Работа магнитоиндукционного спидометра достаточно просто и доходчиво описана в учебнике [5].

Спидометр состоит из двух функциональных узлов: скоростного и счетного.

Магнитоиндукционный скоростной узел. Скоростной узел всех спидометров одинаков. Он состоит из постоянного магнита, картушки, стрелки и шкалы. Магнит 2 (рисунок 16) закреплен на приводном валу 1, его полюса расположены по периферии диска. На отдельной оси укреплена картушка 3, выполненная из алюминия, который является немагнитным металлом. Картушка с установленным зазором охватывает постоянный магнит. При этом большое количество силовых линий поля магнита вне его тела пронизывает картушку. А экран из магнитомягкого материала, установленный вокруг картушки, концентрирует в ней магнитное поле.

1 – вал; 2 – магнит; 3 – картушка; 4 – экран; 5 – пружина; 6 – ось стрелки; 7 – шкала;
8 – стрелка

Рисунок 16 – Схема скоростного узла магнитоиндукционного спидометра

При вращении магнита 2 в картушке 3наводятся вихревые токи, создающие в свою очередь магнитное поле картушки. Взаимодействие полей магнита и картушки вызывает крутящий момент, проворачивающий картушку в направлении вращения магнита. Величина этого момента пропорциональна скорости вращения магнита. Повороту оси картушки препятствует спиральная пружина 5, создающая противодействующий момент, по величине пропорциональный углу поворота.

На МТ-ЛБ установлен спидометр с приводом гибким валом. Все спидометры имеют на приводном валике однозаходный червяк, от которого приводится в действие счетный узел. Различают счетные узлы с внешним и внутренним зацеплением счетных барабанчиков.

На рисунке 17 показан счетный узел с внешним зацеплением. Счетный барабанчик 2 со стороны привода имеет двадцать зубцов Г, расположенных по периферии, а с другой стороны – двузубку Д (два зубца и впадина между ними). Трибка 1 имеет шесть зубцов, зацепляющихся с барабанчиками, причем на той стороне трибки, которая соединяется с двузубкой барабанчика, три зубца из шести укорочены (по ширине) через один.

При вращении начального барабанчика его двузубка подходит к укороченному зубцу трибки, поворачивает ее на 1/3 оборота и продолжает свое вращение. При этом трибка повернет последующий барабанчик на два зубца, т.е. на 1/10 часть его оборота. Конструкция счетного узла обеспечивает поворот каждого последующего барабанчика на 1/10 часть оборота после того, как предыдущий сделает один полный оборот.

1 – трибка; 2 – барабанчики; А и В – укороченные по ширине зубцы трибки; Б – длинный зуб трибки; Г – зуб барабанчика; Д – двузубка барабанчика; Е – выемка, укорачивающая зуб трибки

Рисунок 17 – Счетный узел спидометра с внешним зацеплением

Счетный узел с внутренним зацеплением имеет незначительные конструкционные отличия.

Начальный барабанчик счетного узла отличается от всех остальных красным цветом и показывает десятые доли километра.

Между входным валиком спидометра и начальным барабанчиком установлена жесткая связь, поэтому точность показаний пробега автомобиля на счетном узле зависит от правильности расчета передаточного числа редуктора спидометра и состояния шин автомобиля.

К ведомому валу коробки передач автомобиля подсоединен редуктор 6 привода спидометра, передаточное число которого выбирают в зависимости от передаточного отношения главной передачи 7 и радиуса качения колеса автомобиля.

Общая погрешность счетного узла составляет 10–15 % от общего пробега.

На транспортере-тягаче МТ-ЛБ установлен спидометр СП-135.

Спидометр СП-135 служит для определения скорости движения и пройденного пути.

Установлен на щитке приборов механика-водителя (рисунок 2). Привод спидометра осуществляется от левой бортовой передачи посредством гибкого вала ГВН-20

Устройство спидометра представлено на рисунке 18.

Указатель скорости имеет шкалу от 0 до 120 км/ч с ценой деления
5 км/ч.

Суммарный счетчик пройденного пути имеет барабанчики с внутренним зацеплением. На наружной стороне обода барабанчиков через равные промежутки нанесены цифры от 0 до 9. Суммарный счетчик имеет шесть барабанчиков. Максимальное показание суммарного счетчика 99999,9 км, после чего показания снова начинаются с нуля.

В корпусе спидометра установлена контрольная лампа включения дальнего света головных фар. Светофильтр лампы имеет голубой цвет.

Имеет следующие технические характеристики:

- предел измерения скоростного узла, км/ч – 120;

- предел измерения счетного узла, км – 99 999,9;

- цена деления, км/ч – 5;

- передаточное число к счетному узлу – 624;

- масса, кг – 0,67.

1 – стрелка спидометра; 2 – шкала спидометра; 3 – держатель суммарного счетчика; 4 – корпус механизма; 5 – пружина (волосок); 6 – картушка; 7 – постоянный магнит скоростного узла; 8 – приводной вал магнита; 9 – промежуточный червячный вал суммарного счетчика; 10 – червячный вал шестерни суммарного счетчика; 11 – барабанчик суммарного счетчика; 12 – трибка; 13 – держатель трибки; 14 – шестерня суммарного счетчика

Рисунок 18 – Устройство спидометра СП-135

Гибкий вал ГВН-20В крепится при помощи ниппелей с накидными гайками. Трос напряженной конструкции. Имеет дополнительное защитное покрытие по всей длине.

Концы троса – квадратного сечения, ходят в соответствующие гнезда приводного валика на левой бортовой передаче и валика спидометра.

Вал разборной конструкции: трос может быть вынут из оболочки после снятия запорного устройства, представляющего собой разрезную пружинную шайбу, упирающуюся в муфту, напрессованную на трос.

При техническом обслуживании (ТО-1) гибкого вала спидометра необходимо:

- отвернуть болты крепления, крепящие тормозной барабан с левой солнечной шестерней;

- снять пломбы;

- снять гибкий вал спидометра, отвернув накидные гайки;

- снять замковую шайбу со стороны привода спидометра и извлечь трос из оболочки;

- смазать гибкий вал смазкой «Литол-24»;

- собрать гибкий вал спидометра в последовательности, обратной разборке, и опломбировать.

После выполнения работ, связанных с демонтажем щитка приборов механика-водителя, и закрепления щитка необходимо вытянуть гибкий вал привода спидометра в трансмиссионное отделение машины.

Габаритные и присоединительные размеры гибкого вала привода спидометра представлены на рисунке 19.

 

Рисунок 19 – Гибкий вал ГВН-20В, габаритные размеры

Имеет следующие технические характеристики:

- количество слоев проволоки в тросе – 4;

- диаметр троса, мм – 3,3;

- длина гибкого вала А (рисунок 4.23), мм – 1 570;

- масса, кг – 0,45.


Библиографический список
  1. Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТ-ЛБ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации [Текст]. – М. : Воениздат, 1985. – 448 с.
  2. Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства генератора Г290В и его установки на дизель тягача МТ-ЛБ // Современная техника и технологии. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL:http://technology.snauka.ru/2014/10/4514 (дата обращения: 03.10.2014
  3. Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства и работы реле-регулятора РР361-А // Современная техника и технологии. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL:http://technology.snauka.ru/2014/09/4335 (дата обращения: 12.09.2014).
  4. Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства и работы реле-регулятора РР390-Б // Современная техника и технологии. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL:http://technology.snauka.ru/2014/11/4809 (дата обращения: 12.11.2014).
  5. Данов, Б. А. Электрооборудование военной автомобильной техники [Текст] / Б. А. Данов, В. Д. Рогачёв, Н. П. Шевченко. – Рязань : Военный автомобильный институт, 2005. – 598 с.


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: