УДК 621.574.041

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О БОРТОВЫХ ВОЗДУШНЫХ СИСТЕМАХ СОВРЕМЕННЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Кокарев Михаил Александрович1, Дзюбенко Олег Леонидович2, Чмутин Евгений Владимирович3, Бутерус Никита Сергеевич4
1Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), доцент кафедры криогенной техники, систем кондиционирования и метрологического обеспечения
2Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), канд. пед. наук, доцент кафедры криогенной техники, систем кондиционирования и метрологического обеспечения
3Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), курсант
4Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), курсант

Аннотация
В статье рассматриваются основные сведения о назначении воздушных систем воздушных судов Вооруженных Сил РФ.

Ключевые слова: воздушные системы, воздушные суда


BASIC INFORMATION ABOUT ON-BOARD AIR SYSTEMS FOR MODERN AIRCRAFT

Kokarev Mikhail Aleksandrovich1, Dzyubenko Oleg Leonidovich2, Chmutin Evgeny Vladimirovich3, Butherus Nikita Sergeevich4
1Military educational-scientific center of air force «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), associate Professor of associate Professor of cryogenic engineering, systems air conditioning and metrological support
2Military educational-scientific center of air force «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of cryogenic engineering, systems air conditioning and metrological support
3Military educational-scientific center of air force «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), cadet
4Military educational-scientific center of air force «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), cadet

Abstract
This article discusses the basic information about assigning an air systems aircraft of the Armed Forces.

Библиографическая ссылка на статью:
Кокарев М.А., Дзюбенко О.Л., Чмутин Е.В., Бутерус Н.С. Основные сведения о бортовых воздушных системах современных воздушных судов // Современная техника и технологии. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/08/7697 (дата обращения: 26.05.2017).

В бортовых системах современных воздушных судов (ВС) широ­ко применяются различные сжатые газы, в том числе сжатый воздух.

В ВС воздушная система обеспечивает функционирование системы торможения колес шасси, управление дифференциальным механизмом поворота передней стойки шасси, приведение в действие тормозного парашюта, стрелково-пушечного вооружения, функционирование системы герметизации фонарей кабин, системы ава­рийного покидания (аварийных надувных трапов) самолета, приведение в действие системы аварийного выпуска шасси, обеспечение поддавливания блоков радиоэлектронной аппаратуры.

Сжатый воздух в авиации применяется и при проведении вспомо­гательных работ при обслуживании воздушных судов (например, таких как продувка газовых коммуникаций систем самолета и др.). Кроме того, сжатый воздух используется для приведения в действие пневмоинструмента.

Для хранения, транспортирования сжатого воздуха и заправки им бортовых систем ВС и других потребителей в авиационно-технических частях ВС РФ в настоящее время используются воздухозаправщики B3-20-350 и ВЗ-630. Учитывая, что на перспективных ВС наблю­дается тенденция использования в системах в основном газообразно­го азота и в дальнейшем предусматривается полная замена, воздуха газообразным азотом, необходимо отметить, что данные воздухозап­равщики могут использоваться также для хранения, транспортирования и заправки потребителей газообразным азотом.

Управление современными воздушными судами (ВС) является сложным процессом. Мышечной силы экипажа недостаточно чтобы производить выпуск и уборку шасси, поворот передней стойки шасси, управлять механизацией крыла и т.п. Для этих целей на са­молете используют системы с привлечением внешних источников энер­гии. Эти системы представляют собой сочетание источников энергии исполнительных механизмов, элементов управления, при помощи кото­рых задается характер движения исполнительных механизмов. В настоящее время на воздушных судах наибольшее распространение получили системы, использующие: электрическую энергию (электродвигательный привод, электромагнитный привод); энергию жидкости подаваемой под давлением (гидравлический привод); энергию сжатого воздуха (пневматический привод).

Выбор источника энергии и структуры системы определяется конкретными требованиями к ней.

Воздушные системы ВС в качестве источника энергии используют сжатый воздух.

К воздушным системам предъявляются следующие основные требования:

- достаточная мощность и энергоемкость;

- точность и автоматизация процессов управления;

- высокие надежность и боевая живучесть;

- высокий уровень эксплуатационной технологичности и ремонто­пригодности;

- минимальные габариты и масса.

Воздушная система воздушного судна обычно работает от аккумулятора энергии газовых (воздушных) баллонов с рабочим давлением газа в них 12… 21 МПа. После завершения рабочей операции воздух стравлива­ется в атмосферу.

Воздушные системы используются там, где требуется ограничен­ная энергоемкость, быстродействие и автономность (перезарядка стрелково-пушечного вооружения, управление положением откидной части фонаря кабины, обеспечение его герметизации, приведение в действие тормозного парашюта, управление сбросом стартовых поро­ховых ускорителей и т.д). Как правило, воздушные системы комплексируются с электричес­кими системами. Это позволяет использовать основное достоинство электрической системы – простоту формирования, преобразования и передачи управляющего сигнала малой мощности. Типовая схема воздушной системы состоит из баллонов, предохранительных клапанов, редукторов, распределительных кранов, фильтров, обратных клапанов, трубопроводов, исполнительных механизмов, манометров.

Исполнительные механизмы воздушной системы работает обычно за счет энергии, заключенной в сжатом газе в воздушных баллонах.

          Обычно максимальное давление зарядки баллонов превышает максимальное рабочее давление, необходимое для срабатывания исполнительных пневмомеханизмов в 2…4 раза. Чем меньше разница между дав­лением в баллонах и рабочим давлением, тем больше неиспользуемый остаток воздуха, тем меньше энергетическая отдача заключенно­го в баллонах воздуха. Давление воздуха в баллонах воздушных систем самолетов обычно составляет 5…15 МПа. Давление в сети до требуемого по сравнению с давлением воздуха в баллонах пони­жается с помощью редукционных клапанов (редукторов) без стравливания воздуха в атмосферу.

Основные и аварийный баллоны заряжают сжатым воздухом от наземного источника питания через бортовой зарядный штуцер. На  пути движения воздуха установлен фильтр, очищающий его от механи­ческих загрязнений, и обратные клапаны. При нормальной работе  системы воздух, заключенный в аварийном баллоне, в работе не участвует. Его энергия используется только в аварийных случаях и направляется сразу к потребителю по трубопроводам.

Трубопроводы в воздушных системах применяются стальные преимущественно сечениями 6x4 и 8х6 мм. Малый диаметр трубопрово­дов обусловлен значительно меньшими (по сравнению с гидравлическими системами) потерями напора вследствие малой вязкости воздуха.

Исполнительные пневматические механизмы по принципу действия можно разбить на две группы: диафрагменные и поршневые одно­стороннего и двустороннего действия. Наибольшее распространение получили поршневые приводы благодаря значительно большей длине хода штока и лучшей компоновке. Поворотные и вращательные пнев­матические приводы применяются редко.


Библиографический список
  1. Средства аэродромно-технического обеспечения полетов, Техническое обслуживание и регламентные работы – М., Воениздат, 1976. – 104 с.
  2. Воздухозаправщик B3-630, Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1985.- 123 с.
  3. Корольков Ю.И., Ланин С.П. Средства зарядки летательных аппаратов сжатыми газами (часть II). 1993 г. Воронеж, ВВВАИУ – 115 с.
  4. Папилин П.И., Дзюбенко О.Л., Кокарев М.А. Зарождение средств криогенной и газозарядной техники для обслуживания воздушных судов отечественной авиации (1910-1960 г.г.) /Научно-практический журнал «История и археология»// 2014. – № 3 – (электронный ресурс) URLhttp://technology.snauka.ru/2014/3/3051


Все статьи автора «Дзюбенко Олег Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: