УДК 621.316.718.5

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИНАМИКИ РАЗГОНА РОТОРА СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОРА МИКРОГАЗОТУРБИННОЙ ЭНЕРГОУСТАНОВКИ

Смирнов Владимир Алексеевич1, Соколов Александр Васильевич2
1Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет), кандидат технических наук, доцент кафедры автоматизации механосборочного производства
2Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет), старший преподаватель кафедры автоматизации механосборочного производства

Аннотация
В статье рассмотрен вопрос реализации динамики разгона ротора стартер-генератора микрогазотурбинной энергоустановки, обеспечивающей работоспособность входящих в ее конструкцию газодинамических подшипников. Показано, что задача может быть решена введением дополнительного канала управления электронным модулем, коммутирующим обмотки стартер-генератора. Возможность обеспечения приемлемой динамики подтверждена экспериментально.

Ключевые слова: газодинамический подшипник, микрогазотурбинная энергоустановка, стартер-генератор, управление напряжением питания


IMPLEMENTATION OF AN ACCELERATION FOR STARTER-GENERATOR'S ROTOR OF GASTURBINE POWER PLANT

Smirnov Vladimir Alexeevich1, Sokolov Alexander Vasilyevich2
1Federal State Funded Educational Institution of Higher Professional Education «South Ural State University» (National Research University), Candidate of engineering science, associate professor at the Mechanical Assembly Production department
2Federal State Funded Educational Institution of Higher Professional Education «South Ural State University» (National Research University), Senior lecturer at the Mechanical Assembly Production department

Abstract
The issue of an acceleration for starter-generator's rotor of a gasturbine power plant is reviewed in this article. The acceleration must provide the operability for gas-dynamic bearings . It is shown that problem can be solved by the introduction of additional control channel for electronic module for commutating windings of the starter-generator. The possibility of a realization of the acceptable acceleration is experimentally confirmed.

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнов В.А., Соколов А.В. Обеспечение динамики разгона ротора стартер-генератора микрогазотурбинной энергоустановки // Современная техника и технологии. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/10/7960 (дата обращения: 27.05.2017).

Введение

Газотурбинные электроустановки позволяют получать электрическую энергия, используя в качестве топлива природный газ. Область применения такого оборудования очень широка, особенно перспективно их применение в качестве автономных источников электроэнергии в системах транспортировки газа.

Сотрудниками ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» осуществляется комплекс работ по разработке модельного ряда газотурбинных установок с выходной электрической мощностью до 100 кВт. Особенностью разрабатываемых установок является использование в их составе обратимой электрической машины, которая выполняет функцию генератора электрической энергии, а также обеспечивает раскрутку турбины до заданной скорости вращения при запуске установки. Электрической машине присвоено наименование «стартер-генератор», ее режимы работы названы стартерным и генераторным.

В связи с тем, что к конструкции газотурбинных установок используются газодинамические подшипники, работа стартер-генератора в стартерном режиме определяется, главным образом, требованиям к динамике раскрутки: необходимо за минимальное время выйти на скорости вращения, при которых будет гарантированно обеспечено всплытие ротора стартер-генератора в газодинамических опорах. При решении задачи управления раскруткой ротора стартер-генератора возникли проблемы, связанные с особенностями как стартер-генератора, так и используемых для управления им компонентов.

Требования к работе стартер-генератора в генераторном режиме

Стартер-генератор представляет собой обратимую электрическую машину, которая в стартерном режиме может рассматриваться как трехфазный двухполюсный вентильный двигатель, построенный с использованием постоянных магнитов, размешенных на роторе. Ротор стартер-генератора установлен в газодинамических подшипниках, что позволяет ему вращаться с высокими скоростями: рабочая скорость вращения элементов газотурбинной установки, включая ротор, составляет 68 000 об/мин. При этом скорость вращения, которая должна обеспечиваться в стартерном режиме, во многом определяется свойствами используемых в конструкции газодинамических подшипников: скорость должна обеспечивать устойчивое формирование несущего газового слоя.

В стартер-генераторе использованы газодинамические подшипники, разработанные и изготовленные в Южно-Уральском государственном университете. Экспериментально установлено, что подшипники обеспечивают устойчивое формирование несущего слоя при скоростях вращения от 12…15 тыс. об/мин, что примерно соответствует характеристикам газодинамических подшипников других производителей (http://foil-bearing.ru/index/0-2).

Модуль коммутации обмоток стартер-генератором

При разработки газотурбинной установки было задано ограничение на потребляемую электрическую мощность в режиме запуска – мощность не должна превышать 9 кВт. Это позволило, с учетом характеристик стартер-генератора, определить (ограничить) максимальный потребляемый им ток и выбрать соответствующие элементы управления. В качестве силового устройства, коммутирующего обмотки стартер-генератора в стартерном режиме, используется модули управления вентильным электродвигателем МУВДМ-50-12И4 с напряжением питания 12…1200 В и максимальным током 50А (http://electrum-av.com/images/pasporta/12.moduli%20upr%20dvigatel/muvdm.pdf). Модуль управления требует подключения трех датчиков обратной связи по угловому положению ротора; скорость вращения регулируется ступенчато с помощью 4-х дискретных входов с шагом в 10% от максимального значения.

МУВДМ имеет четыре защиты: защита по среднему току, защита по импульсному току, защита по температуре и защита от одновременного включения верхнего и нижнего транзисторов одной фазы.

Защита по среднему току ограничивает средний ток, протекающий через обмотки подключенной к МУВДМ электрической машины. Время срабатывания защиты – не более 100 мкс. Данная защита ограничивает ток на уровне, определяемым внешним по отношению к МУВДМ резистором  (рис. 1); при отсутствие резистора ограничение осуществляется на максимальном для модуля уровне тока. Сигнализация о срабатывании защиты по току осуществляется через выход «Ошибка 1».

Рис. 1

Защита по импульсному току выключает силовые транзисторы модуля при высоком импульсном токе электрической машины. Время срабатывания данной защиты – не более 2 мкс; током срабатывания в 3…4 раза превышает ток срабатывания защиты по среднему току, порог срабатывания защиты по импульсному току не регулируется. Сигнализация о срабатывании этой защиты также осуществляется через выход «Ошибка 1».

Защита по температуре отключает силовые транзисторы модуля при достижении температуры корпуса 90…100 °С и включает при температуре 50…60 °С, обеспечивая гистерезис 30…40 °С. Во время срабатывания температурной защиты также формируется сигнал на выходе «Ошибка 1», который будет присутствовать вплоть до снижения температуры корпуса модуля до 50…60 °С.

Защита от одновременного включения верхнего и нижнего плеча одной фазы с блокировкой на переключение длительностью 5 мкс исключает выход из строя модуля по сквозным токам. Срабатывание зашиты индицируется сигналом на выходе «Ошибка 2» модуля.

Экспериментальные исследования работы стартер-генератора в стартерном режиме

Предварительные исследования совместной работы стартер-генератора и модуля управления осуществлялись при питании МУВДМ постоянным напряжением 24В и 310В. При этом было выявлено следующее:

1. При подаче на МУВД напряжения питания 24В ротор стартер-генератора раскручивается до скорости 2000…2200 об/мин.; при этом изменение порога срабатывания защиты по току и состояния дискретных входов регулирования к изменению характера разгона и установившейся скорости вращения не приводит.

2. При подаче на МУВД напряжении питания 310В ротор стартер-генератора не вращается; МУВД формирует сигнал «Ошибка 1». Изменение порога срабатывания защиты по току и состояния дискретных входов регулирования ситуацию не меняет.

Для дальнейшего исследования работы стартер-генератора в стартерном режиме была создана экспериментальная установка, схема которой приведена на рис. 2. Особенность установки – возможность задания (изменения) напряжения питания МУВД с использованием лабораторного автотрансформатора. Установка позволяет фиксировать напряжение питания МУВДМ, потребляемый им ток, а также скорость вращения ротора стартер-генератора.


Рис. 2

Экспериментальные исследования показали, что изменение питающего напряжения МУВДМ от нулевого до 310В приводит к плавному изменению скорости вращения ротора стартер-генератора; максимальная скорость составила 25 300 об/мин.

Анализ результатов экспериментов показал, что в системе запуска (раскрутки) стартер-генератора МГТУ необходимо реализовать дополнительный канал управления по питающему напряжению МУВДМ; изменение напряжения должно осуществляться с использованием микроконтроллерных средств.

Дополнительный канал управления МУВДМ в системе запуска стартер-генератора МГТУ реализован с использованием тиристорных регуляторов мощности ТРИД Т91 (http://tridpm.ru/tiristornie-regulatory/series-t91.html). В канале использованы два тиристорных регулятора (рис. 3), что позволило увеличить напряжение питания МУВД до 620В. Управление регуляторами осуществляется токовым сигналом 4…20 мА, который формируется микроконтроллерным блоком. Микроконтроллерный блок позволяет измерять напряжения на выходе тиристорных регуляторов (с учетом выпрямления и сглаживания), потребляемый МУВДМ ток и скорость вращения ротора стартер-генератора. Кроме того, микроконтроллерный блок имеет гальванически развязанные каналы управления МУВДМ для дискретного регулирования скорости вращения ротора и задания порога срабатывания защиты по току в соответствие с рис. 1.

Рис. 3

Эксперименты показали, что с использованием дополнительного канала управления МУВДМ удается обеспечить запуск стартер-генератора в стартерном режиме, т.е. раскрутку его ротора до требуемой скорости. При этом:

– при отсутствие нагрузки на роторе стартер-генератора скорость вращения 15 000 об/мин достигается примерно за 1 секунду;

– мощность, потребляемая от источника питания в процессе запуска стартер-генератора, не превышает 2 кВт;

– канал дискретного регулирования скорости вращения позволяет ограничить скорость вращения ротора стартер-генератора при некотором питающем напряжении.

Таким образом, обеспечивается быстрое достижение скорости вращения, при которой устойчиво формируется несущий слой в газодинамических подшипниках; полученная динамика разгона признана приемлемой.

При использовании стартер-генератора в составе МГТУ в стартерном режиме на его ротор будем воздействовать момент сопротивления со стороны турбины и колеса компрессора. Аналитические расчеты показали, что имеющийся запас по мощности позволит обеспечить аналогичный характер разгона и в этом случае.

Заключение

Экспериментальные исследования работы стартер-генератора микрогазотурбинной энергоустановки в стартерном режиме выявили необходимость введения дополнительного канала управления – по напряжению питания электронного блока, обеспечивающего коммутацию обмоток стартер-генератора. Это позволило обеспечить приемлемую динамику разгона ротора стартер-генератора из условия обеспечения работоспособности входящих в конструкцию установки газодинамических подшипников.

Работа выполнялась при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках проекта «Создание производства модельного ряда микротурбинных энергоустановок нового поколения» по договору № 02.G25.31.0078 от 23.05.2013 г.



Все статьи автора «Смирнов Владимир Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: