УДК 621.574.041

НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АЭРОДРОМНЫХ КОНДИЦИОНЕРОВ И КОНДИЦИОНЕРОВ ЛЕТНОГО СОСТАВА

Дзюбенко Олег Леонидович1, Кокарев Михаил Александрович2, Чмутин Евгений Владимирович3, Бутерус Никита Сергеевич4
1Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры криогенной техники, систем кондиционирования и метрологического обеспечения
2Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), доцент кафедры криогенной техники, систем кондиционирования и метрологического обеспечения
3Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), курсант
4Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), курсант

Аннотация
В статье рассматриваются назначение, классификация и технические характеристики аэродромных кондиционеров и кондиционеров летного состава.

Ключевые слова: аэродромные кондиционеры


PURPOSE, CLASSIFICATION AND TECHNICAL CHARACTERISTICS OF THE AERODROME AIR CONDITIONERS AND AIR CONDITIONING AIRCREW

Dzyubenko Oleg Leonidovich1, Kokarev Mikhail Aleksandrovich2, Chmutin Evgeny Vladimirovich3, Butherus Nikita Sergeevich4
1Military educational-scientific center of air force «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of cryogenic engineering, systems air conditioning and metrological
2Military educational-scientific center of air force «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Associate Professor of associate Professor of cryogenic engineering, systems air conditioning and metrological support
3Military educational-scientific center of air force «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Cadet
4Military educational-scientific center of air force «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Cadet

Abstract
The article describes the purpose, classification and technical characteristics of the aerodrome air conditioners and air conditioning aircrew.

Библиографическая ссылка на статью:
Дзюбенко О.Л., Кокарев М.А., Чмутин Е.В., Бутерус Н.С. Назначение, классификация и технические характеристики аэродромных кондиционеров и кондиционеров летного состава // Современная техника и технологии. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/11/8051 (дата обращения: 28.05.2017).

Аэродромные кондиционеры предназначены для создания и поддержания заданных климатических условий в кабинах, салонах и отсеках бортового спецоборудования (спецотсеках) воздушных судов (ВС) и вентиляции пододежного пространства защитного снаряжения летного состава на земле, при неработающей бортовой системе кондиционирования воздуха ВС.

В настоящее время на снабжении авиационно-технических частей авиации Вооруженных Сил Российской Федерации имеется ряд аэродромных кон­диционеров, которые классифицируются по областям их применения по назначению.

К аэродромным кондиционерам общего применения относятся:

аэродромный кондиционер АК-0,4-9А, рекомендованный для обслуживания воздушных судов фронтовой, армейской авиации, ряда типов воздушных судов дальней и военно-транспортной авиации. Он является основным (базовым) аэродромным кондиционером в авиации Вооруженных Сил РФ;

аэродромный кондиционер АК-1,6-9А, рекомендованный для обслужива­ния тяжелых воздушных судов дальней и военно-транспортной авиации, а также воздушных судов специального назначения;

аэродромный высоконапорный подогреватель АВП-1,1-9A, рекомендованный для обслуживания воздушных судов фронтовой, армейской, дальней и военно-транспортной авиации, базирующихся на аэродромах в северной части страны (в холодных климатических районах).

К аэродромным кондиционерам общего применения относится также аэродромный многоцелевой кондиционер АМК-24/56-131 (1711Б), снятый с производства и снабжения авиации Вооруженных Сил, вследствие недостаточных основных эксплуатационно-технических характеристик (расхода и давления выдаваемого воздуха, холодо- и теплопроизводительности по воздуху) для обеспечения эффективного обслуживания современных воздушных судов, а также низкой надежности работы. Однако, несмотря на наличие вышеуказанных недостатков, этот кондиционер все еще продолжает в настоящее время эксплуатироваться в авиационно-технических частях и применяется для обслуживания различных типов воздушных судов.

К аэродромным кондиционерам специального применения (авиационным многоцелевым кондиционерам) относятся авиационные многоцелевые кондиционеры АМК-ЗК-9А и AMK-3K-131, рекомендованные для технического обслуживания самолетов типа Ту-22М2 и авиационных ракет. Причем, кондиционер АМК-ЗК-9А был разработан и принят на снабжение авиации, 4 взамен снятого с производства кондиционера AMK-3K-131, имеющего низкую надежность работы и ряд других конструктивных и эксплуатационных недостатков. Однако кондиционер АМК-ЗК-131 все еще продолжает эксплуатироваться е авиационно-технических частях.

Кондиционеры АМК-ЗК-9А и АМК-ЗК-131 предназначены для создания и поддержания заданных климатических условий в кабине и спецотсеках самолета, вентиляции пододежного пространства защитного снаряжения его летного экипажа, обеспечения термостатирования бортовой спецаппаратуры авиационных ракет, путем подачи в бортовую систему термостатирования ракеты охлажденного или подогретого этилового спирта, а также для обеспечения подготовок систем автоматического управления авиационных ракет на технических позициях, путем подачи охлажденной гидросмеси АМГ-10 в гидравлическую систему ракеты.

Для выполнения вышеуказанных задач в соответствии с функциональным назначением аэродромные кондиционеры специального применения АМК-ЗК-9А и AMK-3K-131, в отличие от вышеуказанных типов аэродромных кондиционеров общего применения, имеющих только один (воздушный) контур, являются трехконтурными кондиционерами, имеющими воздушный, спиртовой и гидравлический контуры. Указанные кондиционеры по существу являются многофункциональными установками, включающими в себя спецоборудование собственно аэродромного кондиционера, жидкостной установки термостатирования и установки для проверки гидросистем.

Все вышеуказанные типы аэродромных кондиционеров, применяемые в авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, представляют собой мобильные (подвижные) установки, смонтированные на шасси серийных отечественных автомобилей.

Важнейшей отличительной конструктивной особенностью современных аэродромных кондиционеров, по сравнению с ранее выпускавшимися кондиционерами АМК-24/56-131 и АМК-ЗК-131, является применение электрического привода их спецоборудования (вместо механического привода у кондиционеров АМК-24/56-131 и АМК-ЗК-131), что, во-первых, повышает надежность работы кондиционеров; во-вторых, обеспечивает возможность их работы от внешней электросети и снижения при этом загазованности атмосферы вокруг обслуживаемых воздушных судов, а также обслуживания воздушных судов в ангарах и в железобетонных укрытиях; в третьих, обеспечивает возможность применения аэродромных кондиционеров в качестве мощных аварийных источников электроэнергии на аэродромах.

Осуществление отбора мощности для привода спецоборудования только от ходового двигателя автошасси на кондиционерах АВП-1,1-9А и АМК-ЗК-9А обеспечило значительное упрощение конструкции этих кондиционеров и облегчение их эксплуатации, особенно в холодный период года.

Кондиционеры летного состава предназначены для обеспечения необходимых физиолого-гигиенических условий летному составу при перевозке его в районе аэродрома, а также при несении боевого дежурства.

В авиации Вооруженных Сил продолжает применяться ранее снятый с производства и снабжения авиационных частей кондиционер летного состава КЛС-4, рассчитанный на размещение и перевозку в его салоне 4… 5 летчиков.

Снятие с производства и снабжения авиации кондиционера КЛС-4 было обусловлено наличием у последнего ряда существенных недостатков, затрудняющих выполнение задач в соответствии с его предназначением, а именно:

-         невозможности обеспечить, размещаемому в салоне кондиционера летному составу требуемых климатических условий при температурах окружающего воздуха ниже минус 20 и выше плюс 35°С, вследствие недостаточных тепло- и холодопроизводительности по воздуху системы кондиционирования воздуха в салоне кондиционера;

-         небольшой продолжительности непрерывной работы системы вентиляции пододежного пространства защитного снаряжения летного состава кондиционера (не более 1,5 ч);

-         низкой надежности работы кондиционера;

-         небольшой вместимости салона кондиционера по летному составу, не позволяющей обеспечить размещение в нем всего летного экипажа тяжелых воздушных судов дальней, военно-транспортной авиации и авиации ВМФ (составляющего до 8… 10 чел.);

-         недостаточной степени защищенности размещаемого в салоне кондиционера летного состава от поражающих факторов оружия массового поражения.

В настоящее время на снабжении авиации Вооруженных Сил РФ имеется кондиционер летного состава KJIC-8, рассчитанный на размещение и перевозку в его салоне 8… 10 летчиков.


Библиографический список
  1. Папилин П.И. Эксплуатация средств аэродромно-технического обеспечения полетов – Воронеж, ВВАИУ, 1992. – 190с.
  2. Папилин П.И., Дзюбенко О.Л., Кокарев М.А. Зарождение средств криогенной и газозарядной техники для обслуживания воздушных судов отечественной авиации (1910-1960 г.г.) /Научно-практический журнал «История и археология»// 2014. – № 3 – (электронный ресурс) URL http://technology.snauka.ru/2014/3/3051
  3. Дзюбенко О.Л., Кокарев М.А., Чмутин Е.В., Бутерус Н.С. История развития воздухозаправщиков воздушных судов отечественной авиации // История и археология. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/10/2381 (дата обращения: 27.10.2015).


Все статьи автора «Дзюбенко Олег Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: