УДК 62

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЧАСТО ВСТРЕЧАЕМЫХ ДЕФЕКТОВ СТРЕЛОВЫХ САМОХОДНЫХ КРАНОВ

Попов Алексей Александрович1, Баранец Андрей Степанович2, Губанов Дмитрий Валерьевич3, Петухов Виталий Леонидович4
1ООО «Центр экспертизы промышленной безопасности», управляющий
2ООО «Центр экспертизы промышленной безопасности», инженер-эксперт
3ООО «Центр экспертизы промышленной безопасности», инженер-эксперт
4ООО «Центр экспертизы промышленной безопасности», инженер-эксперт

Аннотация
В статье сведены данные анализа обследования стреловых самоходных кранов по актам их технического диагностирования с 2011 по 2015 годы. Анализ указывает на узлы, требующие повышенного внимания при контроле кранов данного типа

Ключевые слова: автокран, анализ часто встречающихся дефектов крана, стреловой самоходный кран, техническое диагностирование


STATISTICAL ANALYSIS OF THE DEFECTS COMMONLY ENCOUNTERED BOOM MOBILE CRANES

Popov Alexey Alexandrovich1, Baranets Andrey Stepanovich2, Gubanov Dmitry Valerievich3, Petukhov Vitaly Leonidovich4
1LLC "Center of Expertise of industrial safety", general manager
2LLC "Center of Expertise of industrial safety", expert engineer
3LLC "Center of Expertise of industrial safety", expert engineer
4LLC "Center of Expertise of industrial safety", expert engineer

Abstract
The article summarizes the analysis of the survey boom mobile cranes for acts of their technical di-agnostics from 2011 to 2015. Analysis indicates nodes that require special attention in the control valves of this type

Библиографическая ссылка на статью:
Попов А.А., Баранец А.С., Губанов Д.В., Петухов В.Л. Статистический анализ часто встречаемых дефектов стреловых самоходных кранов // Современная техника и технологии. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2016/01/9222 (дата обращения: 13.07.2023).

При техническом диагностировании стреловых самоходных кранов имеется ряд дефектов, встречающихся более часто, чем прочие дефекты и неисправности.

При проведении технического диагностирования стреловых самоходных кранов специализированными организациями используются нормативно-технические документы: Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 г. № 116, «Методические рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Часть 2. Краны стреловые общего назначения и краны-манипуляторы грузоподъемные. РД 10-112-2-09»

В приложениях 15-17 документа РД 10-112-2-09 «Методические рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Часть 2. Краны стреловые общего назначения и краны-манипуляторы грузоподъемные» перечислены наиболее вероятные повреждения и предельные допустимые значения повреждений металлоконструкций, механизмов, гидропривода крана, а в приложении 18 того же документа схемы осмотра (контроля) кранов стрелового типа различного исполнения. Нет данных, соответствует ли условная нумерация проверяемых дефектов и узлов стрелового крана, обозначенных в таблицах, частоте отказов того или иного узла (металлоконструкции, механизма, прибора, части узла или механизма), либо распределение случайное. Тем не менее, по мнению авторов статьи, для специализированной организации, производящей техническое диагностирование, да и для владельца стрелового крана будет полезным статистическая информация по частоте отказов тех или иных составляющих кранов этого типа.

При проведении статистики технического диагностирования стреловых самоходных кранов одной отдельно взятой экспертной организацией, составленной по ведомостям дефектов 300 кранов этого типа, можно сделать выводы по частоте встречаемости дефектов.

Наименование дефекта

Частота дефекта, %

Металлоконструкции

Состояние окраски неудовлетворительное

25,1

Трещины по сварным швам и металлу на неповоротной платформе

18,2

Деформация раскосов стрелы

17,6

Ослаблены болтовые соединения опорно-поворотного устройства

16,7

Деформация поперечины стойки стрелы

8,1

Разрыв сварного шва и трещина по сварному шву на поворотной платформе

7,1

Ослаблено крепление опорно-поворотного устройства

4,9

Перекос поворотных обойм по отношению к неподвижному венцу

4,4

Коррозионный износ до 15% при допуске 10%.

4,2

Деформация аутригеров

4,1

Выработка отверстий под оси аутригеров.

3,9

Деформация двуногой стойки

3,6

Деформация торцевой пластины на оголовке стрелы

2,6

Отклонение от прямолинейности оси стрелы.

2,3

Состояние неповоротной платформы неработоспособное

2,3

Деформация вертикальных и горизонтальных листов

2,1

Деформация оголовка стрелы в месте опирания на опорные ролики.

2,1

Трещины по усиливающим косынкам на неповоротной платформе

2,1

Трещины по сварным швам корневой секции стрелы

2,1

Деформация нижнего правого пояса корневой секции стрелы

1,8

Выработка отверстий под оси опорных роликов на корневой секции стрелы и оголовке.

1,6

Деформация нижнего левого пояса корневой секции стрелы

1,6

Деформация правого нижнего пояса оголовка стрелы

1,2

Неработоспособное состояние стрелы

1,1

Трещины по сварным швам на оголовке стрелы

1,1

Износ полок нижних уголков оголовка стрелы

1,1

Вздутие закрытой полости (стрела)

0,9

Трещины по сварным швам опорной рамы

0,9

Деформация поперечины нижней стены корневой секции стрелы

0,9

Выработка отверстий под пальцы двуногой стойки и пяты стрелы.

0,8

Вздутие верхнего листа корневой секции стрелы

0,7

Выработка отверстий под оси соединения корневой секции и оголовка.

0,7

Деформация левого нижнего пояса оголовка стрелы

0,6

Опорно-поворотное устройство не работает

0,6

Деформация несущего пояса оголовка стрелы

0,6

Деформация верхнего левого пояса корневой секции стрелы

0,6

Выработка отверстий под оси соединения стрелы и стоек стрелы.

0,4

Изогнутость оголовка стрелы (из плоскости стрелы)

0,4

Отрыв упора от запрокидывания стрелы

0,3

Трещина по основному металлу подшипниковой обоймы

0,3

Состояние корневой секции стрелы неработоспособное

0,3

Состояние корневой секции стрелы неработоспособное.

0,3

Местные деформации нижней стены корневой секции стрелы

0,2

Состояние поворотной платформы неработоспособное.

0,2

Отсутствуют косынки в местах прилегания опорного кольца крепления опорно-поворотного устройства.

0,2

Механизмы

Ослаблено крепление редуктора механизма поворота

15,9

Повышенный износ зубьев шлицевых соединений

7,0

Износ тормозной накладки одного тормоза.

6,4

Повышенный износ зубьев редуктора механизма поворота

4,1

Тормоз не отрегулирован механизма поворота

3,2

Износ зубьев открытой передачи.

3,1

Увеличенная скорость подъема не работает

2,7

Тормоз механизма подъема стрелы не работает

2,4

Повышенный боковой зазор штока гидроцилиндра выдвижения оголовка

2,3

Состояние соединительной муфты неработоспособное

1,3

Повышенный осевой и радиальный люфт в подшипниках редуктора механизма поворота.

1,2

Состояние пневмоклапана привода сцепления неработоспособное

0,3

Грузозахватные приспособления

На крюке отсутствует предохранительный замок

10,2

На стропах многочисленные обрывы проволок

7,4

Выработка отверстия под ось траверсы крюка

0,8

Канатно-блочная система

Состояние грузового каната неработоспособное

21,1

Состояние стрелового и грузового каната неработоспособное (многочисленные обрывы проволок)

15,5

Скол блока на оголовке стрелы

12,1

Отсутствует вращение опорных роликов оголовка стрелы

8,4

Скол блока на крюковой подвеске

7,0

На оголовке стрелы отсутствует планка от схода грузового каната с обводных блоков

3,6

Состояние смазки канатов неудовлетворительное

3,3

Неправильная запасовка грузового каната в клиновой зажим на крюковой подвеске.

3,2

Состояние растяжек стрелы неработоспособное

2,1

Износ зева крюка крюковой обоймы более 10%.

1,9

Неправильная запасовка грузового каната в коуш на оголовке стрелы

1,2

Скол реборд обводных блоков

1,2

Неправильная запасовка каната в клиновой зажим на оголовке стрелы

1,0

Перегиб грузового каната в клиновом зажиме

0,7

Неправильная запасовка стрелового каната в клиновой зажим на поворотной платформе

0,4

Гидрооборудование

Повреждение покрытия гидрошлангов

19,9

Утечка масла из гидроцилиндров аутригеров

9,3

Утечка масла из гидроцилиндра подъема стрелы

7,2

Самопроизвольное опускание стрелы

1,9

Самопроизвольное опускание аутригеров

1,6

Разрушение обоймы шарнира гидроцилиндра подъема в узле крепления к стреле

0,7

Разрушение втулок подшипника гидроцилиндра подъема стрелы в месте соединения с поворотной платформой

0,6

Отсутствуют распорные втулки узла крепления гидроцилиндра к стреле

0,3

Приборы безопасности

Отсутствует защита крана от опасного напряжения

42,6

ОГП не работает

39,1

Концевой выключатель на подъем крюка не работает

30,7

Концевой выключатель на подъем стрелы не работает

23,4

Ограничитель натяжения грузового каната в транспортном положении не работает

20,2

Состояние указателя наклона крана неработоспособное

19,2

Креномер установочный отсутствует или не работает

15,4

Приборы безопасности не установлены

13,4

Состояние указателя вылет грузоподъемность неработоспособное

13,0

Прибор координатной защиты отсутствует

8,5

Состояние электроразводки неработоспособное

8,4

Концевой выключатель реверса не работает

6,1

Отсутствует переносное заземление крана

4,9

Ограничитель верхнего положения стрелы не работает

4,5

Сигнализатор крена отсутствует

3,6

Датчик выдвижения стрелы крана неисправен

3,0

Прочее

Отсутствует таблица с указанием рег. номера, грузоподъемности и даты проведения испытаний.

38,8

Нарушено остекление кабины крановщика

13,1

Отсутствует вращение опорных роликов корневой секции стрелы.

4,2

Состояние кабины крановщика неработоспособное

1,1

Отрыв стопорной планки и отсутствие фиксации оси цилиндра подъема стрелы

0,4

Выводы:

На стреловом самоходном кране нет узлов, которые так или иначе не влияли бы на безопасность или работоспособность подъёмного сооружения. Данным статистическим анализом преследуется только цель помочь специалистам лаборатории неразрушающего контроля, а также владельцам опасных производственных объектов, на которых эксплуатируется стреловые самоходные краны (с гидравлической системой), обращать более пристальное внимание при дефектоскопии (плановом осмотре) самоходного крана на те или иные узлы, детали, дефекты которых статистически более вероятны. При этом методики по диагностированию и требования нормативной документации, на соответствие которой проводится техническое диагностирование стрелового самоходного крана, а также сроки технических освидетельствований и экспертизы промышленной безопасности подъёмного сооружения должны соблюдаться ответственными специалистами в полной мере для обеспечения его безопасной эксплуатации.


Библиографический список
  1. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утверждённые приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 г. № 116 (Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014 N 32326).
  2. РД 10-112-2-09 «Методические рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Часть 2. Краны стреловые общего назначения и краны-манипуляторы грузоподъемные», утвержденные ООО “НИИкраностроения” 27.03.2009 г. (Согласовано с Ростехнадзором РФ письмом № АФ-42/833 от 6.04.2009 г.)
  3. ГОСТ 22827-77 «Краны стреловые самоходные общего назначения. Технические условия».
  4. «Справочник технолога-машиностроителя». В 2-х томах. – М.: Машиностроение, 1986 г.
  5. База данных дефектных ведомостей ООО «Центр экспертизы промышленной безопасности» за 2012-2015 гг. по стреловым самоходным кранам предприятий: ОАО «СМЗ», ОАО «Метафракс», ОАО «Уралкалий», ООО «СМТ «БШСУ», ООО «Регион», ООО «Кран-Строй», ОАО «Соликамскбумпром», ОАО «Лукойл» и др.


Все статьи автора «Губанов Дмитрий Валерьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: