УДК 004.9

РАЗРАБОТКА АДАПТАЦИОННОГО МОДУЛЯ «АДАПТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Шагиева Алина Камиловна
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Аннотация
Данная статья посвящена разработке адаптационного модуля, учитывающего особенности инклюзивного образования, с применением современных информационных технологий. Раскрываются цели, задачи, краткое содержание модуля «Адаптивные информационные технологии».

Ключевые слова: адаптационный модуль, инклюзивное образование, инклюзия, информационные технологии, образование, обучение лиц с ограниченными возможностями


DEVELOPING ADAPTATION MODULE «ADAPTIVE INFORMATION TECHNOLOGIES»

Shagieva Alina Kamilovna
Nosov Magnitogorsk State Technical University

Abstract
This article is devoted to the development of adaptive module, taking into account the peculiarities of inclusive education, using modern information technologies. Disclosed goals, objectives, summary module "Adaptive Information Technology".

Keywords: adaptation module, education and training of persons with disabilities, inclusion, inclusive education, information technology


Библиографическая ссылка на статью:
Шагиева А.К. Разработка адаптационного модуля «Адаптивные информационные технологии» // Современная техника и технологии. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/01/9330 (дата обращения: 27.05.2017).

Сегодня инклюзивное образование является актуальным вопросом, так как в России с каждым годом растет число людей с нарушениями здоровья. Данной проблеме в настоящее время уделяется много внимания.  Согласно закону «Об образовании в РФ» каждый человек имеет право на образование, независимо от его индивидуальных особенностей. Для осуществления этого права необходимо создать такие условия, которые позволят инвалидам и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) получать беспрепятственное профессиональное образование.

Распространение инклюзивного образования предполагает повышение качества жизни инвалидов и лиц с ОВЗ, их социальную адаптацию, повышение уровня культуры и возможность профессиональной реализации в трудовой деятельности. Однако, если посмотреть на нынешнее положение людей с ОВЗ на рынке труда в нашей стране, то их занятость в трудовой сфере весьма низкая. На данный момент в нашей стране не все профессиональные учебные заведения готовы обеспечить подготовку инвалидов на уровне, гарантирующем конкурентоспособность.

В соответствии с законом «Об образовании» профессиональное образование обучающихся с ОВЗ должно осуществляться при помощи адаптированных образовательных программ. Данные программы должны обеспечить усвоение всех компетенций, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Важный компонент данных программ для осуществления инклюзивного образования — это наличие адаптационных модулей, которые разрабатываются образовательным учреждением и включаются в учебный план. Адаптационные модули не являются обязательными, а осваиваются обучающимся по выбору в соответствии с рекомендациями педагогов. ФГОС профессионального образования не допускают различий студентов с ОВЗ от остальных студентов в отношении освоения образовательной программы, компетенций и профессиональной подготовки. Однако необходимо учитывать особенности таких студентов, чтобы создать равные условия подготовки. Это можно сделать благодаря включению таких дисциплин в вариативную часть образовательной програмы.

При разработке адаптационных образовательных дисциплин необюходимо учесть некотрые аспекты, которые будут способствовать усвоению компетенций с учетом различных нозологий студетов.

Одним из таких аспектов является создание безбарьерной среды для жизнедеятельности в образовательном учреждении. Другой аспект – создание в образовательном учреждении научно–методического центра по работе со студентами с ОВЗ. Третий аспект – создание развивающей адаптивной среды, путем оснащения программно-техническим обеспечением. Четвертый аспект — это использование дистанционного обучения студентов-инвалидов.

Особое значение в инклюзивном образовании имеет компетенция, связанная с работой с информацией. Поэтому есть необходимость разработки модуля «Адаптивные информационные технологии», направленная на освоение студентами-инвалидами системы теоретических знаний, овладение навыками и умениями использования информационно-коммуникационных технологий, а также специальных информационно-технических и программных средств, для испоьзования в учебной и профессиональной деятельности, независимо от индивидуальных возможностей студентов.

Целью курса является формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для работы на персональном компьютере.

Задачами дисциплины являются: изучение основ работы с операционной системой; изучение основ работы в офисных пакетах и пакетах прикладных программ специального назначения; изучение основ работы с мультимедийной информацией; формирование навыков использования альтернативных средств коммуникации в учебной и будущей профессиональной деятельности; формирование у студентов умения обоснованно выбирать и эффективно использовать средства универсальных и специальных информационных технологий в зависимости от вида и характера ограничений возможностей здоровья.

В содержании дисциплины предлагается изучение универсальных информационных технологий, которые помогают компенсировать функциональные ограничения человека, альтернативных устройств ввода-вывода информации, вспомогательных устройств, вспомогательных и альтернативных программных средств [2].

Операционная система Microsoft Windows обладает специальными возможностями для людей с ограниченными возможностями. К таким специальным возможностям относятся экранная лупа, экранная клавиатура, экранный диктор, программа для распознавания речи. Помимо встроенных программ в Windows есть также программы, которые разрабатываются другими разработчиками.  И даже помимо указанных инструментов, компьютерные настройки позволяют подстроить персональный компьютер под себя лицам с различными нозологиями.

Таким образом, использование современных технологий может облегчить получение образования лицам с ОВЗ. Разнообразие программных средств позволяет создать таким лицам создать для себя комфортную среду для обучения. А создание такого модуля, который адаптирует их и научит пользоваться всеми возможностями современных технологий только облегчит и ускорит этот процесс.


Библиографический список
  1. Макашова В. Н. Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования. Диссертация на соискание степени канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. – 190 с.
  2. Макашова В.Н. Использование электронных образовательных ресурсов для активизации взаимодействия ВУЗов и работодателей, Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XI Международной научно-практич. конф. / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ,2011. – С. 386 -390.
  3. Макашова В.Н., Макашов П.Л. Совершенствование подготовки студентов ВУЗА направления «Бизнес-информатика» на основе применения бизнес-симуляторов. В сборнике: Новые информационные технологии в образовании материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. С. 573-577.
  4. Макашова В.Н., Чусавитина Г.Н. Модернизация ИТ-инфраструктуры образовательных учреждений в целях обеспечения информационной безопасности / В.Н. Макашова, Г.Н. Чусавитина // Современные информационные технологии и ИТ-образование. -2014. -Т. 1. -№ 1 (9). – С. 632-638.
  5. Макашова В.Н., Старков А.Н., Чусавитина Г.Н. Информационные системы и технологии: практикум. -Магнитогорск, 2011. – 188 с.
  6. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Подходы к разработке адаптированных образовательных программ для профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13203 (дата обращения: 13.01.2016).
  7. Новикова И.Н., Желтякова М.В., Инашвили С.Я. К вопросу подготовки будущих учителей к работе в инклюзивной образовательной среде // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13200 (дата обращения: 15.01.2016).
  8. Новикова И.Н., Шагиева А.К., Инашвили С.Я. Применение проектного менеджмента в сфере образования // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции «Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине» Часть III. -Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. -С. 160 -162;
  9. Пиший С.А., Макашова В.Н. Портфолио бакалавра как средство оценивания результатов обучения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/56143 (дата обращения: 19.10.2015).
  10. Разинкина Е. М. Порталы как средство сетевого сотрудничества: монография / Е. М. Разинкина, В. Н. Макашова, 3.М. Уметбаев, И. В. Суколенов. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2006. -144 с.


Все статьи автора «Шагиева Алина Камиловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: