УДК 002:12.41.55:82

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ОПЫТ АНАЛИЗА

Буранбаев Айдар Маратович
Филиал Уфимского государственного авиационного технического университета в г. Стерлитамак

Аннотация
Данная статья представляет анализ информации об Интернет-ресурсах, посвящённых художественной литературе и литературоведению, с целью выявления наиболее разработанных и удобных для пользователя.

Ключевые слова: Интернет-ресурс, информационный ресурс, информация, литературоведение, пользователь информации, художественная литература


INFORMATIONAL RESOURCES IN THE FIELD OF FICTION AND LIBRARY SCIENCE: THE EXPERIENCE OF ANALYSIS

Buranbayev Aidar Maratovich
Sterlitamak Branch of Ufa State Aviation Technical University

Abstract
The paper presents the analysis of information about Internet resources on the subject of fiction and library science, with the objective of finding the most developed and user-friendly of them.

Keywords: fiction, information, information user, informational resource, Internet resource, library science


Библиографическая ссылка на статью:
Буранбаев А.М. Информационные ресурсы в области художественной литературы и литературоведения в сети Интернет: опыт анализа // Современная техника и технологии. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/02/9493 (дата обращения: 28.05.2017).

Особенности информационных ресурсов в области художественной литературы и литературоведения проявляются в следующем [1, с. 175-176]:

во-первых, они включают собственно произведения словесного художественного творчества и те ресурсы, которые являются «результатами осмысления феномена художественной литературы» (т.е. ресурсы литературоведческие, исследующие художественные тексты);

во-вторых, темпы  старения двух вышеозначенных составляющих различны: «старение произведений художественной литературы, обладающих эстетической функцией и отражающих общечеловеческие ценности определяется не временем, а их духовно-эстетическим потенциалом», в то время как касательно литературоведческих исследований мы можем говорить и о «вечных» (академических) работах, например, Д.С. Лихачёва, М.М. Бахтина и Ю.М. Лотмана, и работах литературно-критического характера Николя Буало и В.Г. Белинского и о ценности новизны изысканий в области теории и истории литературы и литературной критики;

в-третьих, в составе анализируемых нами информационных ресурсов имеется значительное количество рукописных (неопубликованных) документов;

в-четвёртых, особенности хранения, распространения и использования информационных ресурсов в области художественной литературы определяется её всеобщей значимостью и «общеинтересностью», что предполагает высокую степень доступности ресурсов (в сети Интернет – и высокий уровень удобства ресурса для пользователя);

в-пятых, «литературно-художественные тексты обладают принципиально важным эстетическим свойством уникальности», а значит, в анализируемых нами информационных ресурсах могут быть представлены и подлинники/оригиналы художественных произведений, наиболее полно соответствующие авторскому замыслу, и так называемые переводы, пересказы, адаптированные копии. Ценность последних часто определяется их доступностью/понятностью.

Для большинства пользователей (неспециалистов в области литературоведения) современный литературный Интернет включает в себя, прежде всего, полнотекстовые электронные библиотеки художественных произведений; авторские страницы писателей и поэтов и сайты литературно-художественных журналов. Самая известная в Рунете электронная библиотека художественной литературы – «Библиотека Максима Мошкова» (http://lib.ru/).

Литературоведческие и литературно-критические информационные ресурсы в сети Интернет в соответствии с библиографической традицией можно разделить на три группы: научные литературоведческие, литературно-критические и методические. Первые две из них как составляющие одной – литературоведческой – науки, включающей теорию литературы, историю литературы и литературную критику, объединены и в информационных ресурсах Интернет. Проанализируем некоторые из них. Ресурсы методической направленности мы оставим за пределами нашего исследования.

Общелит.нет (http://www.obshelit.net/) – один из сайтов Общественной литературной сети. Это интерактивный научно-популярный журнал со свободной публикацией – зарегистрированные авторы могут самостоятельно размещать на страницах журнала критические статьи и научные работы. Но данный ресурс ориентирован не только на исследования художественной литературы, но и анализ проблем культурологического, политологического и экономического характера.

В сети Интернет представлены и более специализированные сайты по интересующей нас проблематике. В частности, Русский филологический портал, предлагающий материалы, сгруппированные в следующие разделы общего литературоведения:  теория литературы, история литературы, стиховедение, фольклористика и т.н. Personalia (раздел посвящён публикациям о крупнейших литературоведах). Поиск в библиотеке – пофамильный (http://www.philology.ru/literature.htm).

Русский филологический портал предлагает помимо уже упомянутых материалов по общему литературоведению исследования по русской литературе (от фольклора и древнерусской литературы до литературы начала XXI в.), литературе Европы и Америки (эпоха античности – XX в.) и литературе Азии и Африки. В разделе «Препринты» (http://www.philology.ru/preprints.htm) публикуются материалы по языкознанию и литературоведению, не изданные пока в книжном виде. Публикуемые материалы в основном принадлежат создателям и друзьям сайта Philology.ru. Список авторов не закрыт и его можно пополнять.

Материалы по теории литературы представлены на сайте http://philologos.narod.ru/, http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Index_Lit.php, http://gramma.ru/BIB/?id=3.0

Содержательными и академически выверенными являются литературоведческие ресурсы вузов. Например, литературоведческий сайт Астраханского государственного университета «Литосферы» (http://litosphere.aspu.ru/); широко известный портал кафедры русской литературы Тартуского университета Ruthenia (http://www.ruthenia.ru/), содержащий и электронные версии репринтов труднодоступных изданий и классических работ по русистике, издания кафедры, справочную информацию и пр., имеющая, в частности, отдельную вкладку «Библиотека фольклориста» (http://ruthenia.ru/folklore/folkloristlibrary.htm).

Интерес в этом сегменте информационных ресурсов по интересующей нас тематике представляют и студенческие проекты, например, «Научные записки из Жёлтого дома» студентов филологического факультета Киевского Национального университета им. Тараса Шевченко (http://www.zhelty-dom.narod.ru/index.html), имеющий вкладку «Литературоведение».

Сайт «Русские писатели и поэты» (http://writerstob.narod.ru/index.htm) собственно художественные тексты, биографии, литературно-критические статьи и – что представляется нам наиболее ценным – сведения о литературных сообществах и журналах XVIII-XIX вв.

Не очень развит сегмент авторских ресурсов, принадлежащих исследователям-литературоведам. Один из немногочисленных примеров в этом сегменте информационных ресурсов – http://white.narod.ru/, где пользователь может найти работы А.А. Белого, посвящённые творчеству как классиков русской литературы А.С. Пушкина, И. Бродского, Н. Заболоцкого, М.А. Волошина, так и В. Цоя, П. Мамонова и пр.

Широко представлена в сети Интернет информация по литературоведению справочного характера. Например, это электронная версия литературоведческого словаря П.А. Николаева (http://nature.web.ru/litera/).

Сайт «Культура письменной речи» представляет словарь литературоведческих терминов С.П. Белокуровой (http://gramma.ru/LIT/?id=3.0).

Проект «Словарь литературоведческих терминов» (http://slovar.lib.ru/) – неакадемический, рассчитанный на активное взаимодействие с пользователями ресурса. Его структуру составляют следующие разделы: 1) «Словарь А-Я» – это все термины ресурса, расположенные в алфавитном порядке; 2) «Терминологии – это индивидуальные, авторские терминологические системы и тематические терминологии»; 3) «Библиотека» – это собрание литературоведческих и «окололитературоведческих» материалов и 4) форум. Кроме того имеются ссылки на другие сетевые словари и ресурсы литературоведческой тематики. Среди таких ссылок на словари необходимо выделить максимально специализированные «Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы», составленный Яном Левченко (http://diction.chat.ru/), и «Словарь терминов московской концептуальной школы» (http://yanko.lib.ru/books/dictionary/m-k-sh/slovar-m-k-sh.htm), составитель которого – Андрей Монастырский.

Многие ресурсы собственно литературоведческой направленности содержат свод самих художественных текстов, приобретая тем самым универсальный для нашего исследования характер как информационные ресурсы. Например, на сайте E-Lingvo.net (http://e-lingvo.net/) представлена крупнейшая в российском сегменте Интернета гуманитарная он-лайн библиотека. В ней находятся как сами художественные тексты на русском, английском, немецком, французском и других языках, так и научные статьи и исследования известных филологов и литературоведов.

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ) – сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики, представляет собой, во-первых, репозиторий текстов (источников, исследовательской и справочной литературы), а во-вторых, эффективный инструмент для их анализа (http://feb-web.ru/).

Русская виртуальная библиотека (РВБ) (http://rvb.ru/) – бесплатный научно-образовательный Интернет-ресурс, рассчитанный на школьников, студентов, преподавателей и исследователей русской литературы. Здесь публикуются произведения русской классики по авторитетным академическим изданиям с учетом школьной и вузовской программы (с обширными комментариями).

Данная тенденция представлена и на сайтах академических: сайт Петрозаводского государственного университета, посвящённый творчеству Ф.М. Достоевского, содержит как его полное собрание сочинений, так и текстологические работы (http://philolog.petrsu.ru/fmdost/index.htm).

Международная русскоязычная литературная сеть  ОБЩЕЛИТ, кроме вышеупомянутого  ресурса по критике и литературоведению Общелит.нет (http://www.obshelit.net/),  включает ещё три интерактивных портала: Общелит.ру (http://www.obshelit.ru/) – поэзия, Общелит.ком (http://www.obshelit.com/) – проза, Стихофон.ру (http://www.stihophone.ru/) – Виртуальный поэтический театр, а также – фонотеку поэзии в голосе «Золотой стихофон» (http://gold.stihophone.ru/), представляющую  архив образцов искусства художественного чтения, виртуальную аудиокнигу классической поэзии, в которой собраны голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского, а также профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино, и электронную версию журнала Русское эхо (http://eho.stihophone.ru/). Интерфейс ресурсов прост.

На сайте проекта «Журнальный зал» мы получаем доступ к электронным версиям множества периодических изданий литературно-художественной, литературоведческой и литературно-критической направленности (http://magazines.russ.ru/).

Таким образом, стремление к универсальности  – соединению информации для обычного читателя и для любителя/исследователя-литературоведа – является одним из основных направлений развития информационных ресурсов в области художественной литературы и литературоведения.


Библиографический список
  1. Справочник библиографа / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2006. – 592 с. – (Серия «Библиотека»).


Все статьи автора «Буранбаев Айдар Маратович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: