УДК 62

РАЗРАБОТКА ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПОЛУПРИЦЕПОВ-ЦИСТЕРН ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ СУГ

Попов Алексей Александрович1, Баранец Андрей Степанович2, Губанов Дмитрий Валерьевич3, Петухов Виталий Леонидович4
1ООО «Центр экспертизы промышленной безопасности», управляющий
2ООО «Центр экспертизы промышленной безопасности», инженер-эксперт
3ООО «Центр экспертизы промышленной безопасности», инженер-эксперт
4ООО «Центр экспертизы промышленной безопасности», инженер-эксперт

Аннотация
Данная статья призвана помочь оптимизировать работу специалистов экспертных организаций при составлении программы технического диагностирования при проведении экспертизы промышленной безопасности и учесть специфику экспертизы данных технических устройств на опасных производственных объектах, связанных с транспортированием сжиженных углеводородных газов.

Ключевые слова: опасные грузы, программа технического диагностирования, сжиженные углеводородные газы, средства доставки СУГ, экспертиза сосудов


DEVELOPMENT OF A MODEL PROGRAM OF TECHNICAL DIAGNOSTICS TANK SEMITRAILERS FOR TRANSPORTING LPG

Popov Alexey Alexandrovich1, Baranets Andrey Stepanovich2, Gubanov Dmitry Valerievich3, Petukhov Vitaly Leonidovich4
1LLC "Center of Expertise of industrial safety", general manager
2LLC "Center of Expertise of industrial safety", expert engineer
3LLC "Center of Expertise of industrial safety", expert engineer
4LLC "Center of Expertise of industrial safety", expert engineer

Abstract
This article is designed to help optimize the performance of professionals expert organizations in the preparation of technical diagnostics program during the examination of industrial safety and take into account the specifics of the examination of these technical devices at hazardous production facilities related to the transportation of liquefied petroleum gas.

Библиографическая ссылка на статью:
Попов А.А., Баранец А.С., Губанов Д.В., Петухов В.Л. Разработка типовой программы технического диагностирования полуприцепов-цистерн для транспортирования СУГ // Современная техника и технологии. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/03/9739 (дата обращения: 28.05.2017).

Предлагается проект типовой программы для проведения технического диагностирования полуприцепов-цистерн для транспортирования сжиженных углеводородных газов.

Транспортирование сжиженных газов потребителю и к заправочным станциям осуществляется как посредством трубопроводов, железнодорожного и водного транспорта, так и посредством автомобильного транспорта. К автотранспорту, перевозящему сжиженные углеводородные газы (СУГ), выдвигаются особые требования безопасности. Помимо специального емкостного оборудования, проектируемого и используемого только для перевозки сжиженных газов под давлением, данные технические устройства должны быть укомплектованы термоизоляцией и специфическим оборудованием: контролирующими и предохранительными устройствами (манометрами, уровнемерами, клапанами, механизмами для налива и слива СУГ, выхода паров в предназначенный для этого резервуар и т.п.).

Среди транспортных средств, осуществляющих перевозку сжиженных газов, в процессе транспортирования сжиженных углеводородных газов принимают участие значительное количество полуприцепов-цистерн.

При проведении технического диагностирования и экспертизы промышленной безопасности средств транспортирования сжиженных углеводородных газов, в том числе посредством полуприцепов-цистерн, учитываются ряд требований, указанных в нормативной документации:

- Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»;

- Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы»;

- «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»;

- ГОСТ 21561-76 «Автоцистерны для транспортирования сжиженных углеводородных газов на давление до 1,8 МПа. Общие технические условия».

Также учитываются требования, указанные в нормативно-технической документации, регламентирующей работы по неразрушающему контролю технических устройств, такие, как:

- Руководящий документ «Методика проведения диагностирования сосудов автоцистерн для сжиженных углеводородных газов»;

- РД 03-606-03 «Инструкция по визуальному и измерительному контролю»;

- ГОСТ Р 55724-2013
Национальный стандарт РФ «Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые»;

- ГОСТ Р 55614-2013 «Контроль неразрушающий. Толщиномеры ультразвуковые. Общие технические требования»;

- ГОСТ 18442-80 «Контроль неразрушающий. Капиллярные методы. Общие требования»;

- ГОСТ 21105-87 «Контроль неразрушающий. Магнитопорошковый метод».

Проведение технического диагностирования средств транспортирования опасных веществ специализированной организацией начинается с составления программы технического диагностирования, согласующейся с организацией-владельцем объекта транспортирования СУГ.

Типовая программа технического диагностирования полуприцепов-цистерн для транспортирования СУГ может ускорить данный процесс.

На основании требований перечисленной выше нормативно-технической документации была составлена следующая программа технического диагностирования, оформленная в виде нижеследующей таблицы.

Программа технического диагностирования

полуприцепа-цистерны для транспортирования СУГ


п/п

Элементы ТС

Методы контроля

Зоны и объем контроля

Особенности

контроля

1.

Обечайка сосуда, днища сосуда

Визуальный контроль (ВК) металлоконструкций сосуда

Снаружи сосуда – 100 % доступной для осмотра поверхности.

1) состояние металла основных элементов;

2) состояние сварных соединений обечайки и днищ;

3) состояние металла и швов в местах приварки штуцеров, люков, опорных элементов.

Особое внимание при визуальном контроле следует обратить на все угловые, стыковые продольные и кольцевые сварные швы.

Также следует обратить внимание на нижнюю часть сосуда, а также области расположения отверстий для дренажного и жидкостного патрубков.

При обнаружении дефектов сварки – фиксировать на схеме контроля их наличие и расположение, обозначив данные швы для проведения их контроля прочими видами.

При обнаружении недопустимых дефектов, обнаруживаемых при ВК, составляется заключение о неисправности элемента сосуда (с прекращением эксплуатации ТС до их устранения).

Внутренняя поверхность – 100 % доступной для осмотра поверхности:

1) состояние металла основных элементов;

2) состояние сварных соединений обечайки и днищ;

3) состояние металла и швов в местах приварки штуцеров, люков, устройств для гашения гидроударов при транспортировании.

2.

Обечайка сосуда, днища сосуда

Измерительный контроль (ИК) элементов сосуда

1. Геометрические характеристики сосуда, влияющие на безопасную эксплуатацию.

2. Дефектные участки по результатам ВК.

3. При выявлении механических повреждений определение их влияния на безопасную эксплуатацию.

Выявленные при ВК дефекты элементов емкости должны быть оценены на соответствие нормам безопасной эксплуатации.

При обнаружении недопустимых дефектов, обнаруживаемых при ВК, составляется заключение о неисправности элемента сосуда (с прекращением эксплуатации ТС до их устранения).

3.

Штуцеры, фланцы, люки

Визуальный контроль (ВК) элементов сосуда

1. Определение соответствия формы, степени повреждения, в т.ч. коррозионными явлениями.

2. Определение соответствия мест вварки штуцеров, люков в корпус емкости, приварки фланцев.

3. Фланцевые соединения, заглушки, элементы крепления.

4. Состояние штуцеров и уплотнений для подключения рукавов.

При обнаружении дефектов принимается решение о проведении неразрушающего контроля элементов.

При обнаружении недопустимых дефектов, обнаруживаемых при ВК, составляется заключение о неисправности элемента сосуда (с прекращением эксплуатации ТС до их устранения).

4.

Обечайка сосуда, днища, люки, штуцеры

Ультразвуковая толщинометрия (УЗТ) элементов сосуда

1. Определение толщины стенки по четырем образующим обечаек, патрубков и четырем радиусам днищ. На каждом листе обечайки проводится не менее трех измерений по одной образующей. На днищах проводится не менее четырех измерений на каждом из четырех радиусов. На патрубках (штуцерах) проводится не менее четырех измерений по всему периметру.

2. Определение толщины стенки вне мест выборок: в местах обнаруженных дефектов, видимого повышенного коррозионного или эрозионного износа стенки, а также на других сомнительных участках (расслоение, выпуклости, выбоины и др.).

Участки контроля определяются по результатам визуального осмотра и должны быть указаны на схеме контроля сосуда.

При анализе полученных данных учитывается минимально допустимая толщина элементов, указываемая в прочностном расчёте, приложенном к паспорту сосуда, либо в соответствующих графах паспорта технического устройства.

5.

Сосуд (наружная поверхность)

Визуальный контроль внешнего вида (ВК)

1. Состояние защитной окраски с внешней стороны сосуда.

2. Наличие и соответствие сигнальной окраски и надписей.

3. Соответствие информационной таблички опасного груза.

Проверка соответствия цвета и класса окрашивания, надписей и информационной таблички опасного груза требованиям ГОСТ 9.032-74, ГОСТ 21561-76, ГОСТ Р 52290-2004, прочей действующей НТД.

6.

Обечайка сосуда, днища

Ультразвуковой (УЗК) или радиографический (РК) контроль элементов сосуда

Производится контроль:

1) стыковых сварных соединений обечаек и днищ, не менее 25% от их количества, включая участки пересечения продольных и поперечных сварных швов на их длине не менее 200 мм в каждую сторону от точек пересечения;

2) участков при подозрении на трещины по результатам ВК.

Необходимо фиксировать дефекты на схеме контроля с составлением отчёта (акта).

При обнаружении недопустимых дефектов объем контроля увеличивается вдвое.

7.

Запорно-регулирующая арматура (ЗРА)

Визуальный контроль (ВК)

1. Определение соответствия арматуры сосуда условиям эксплуатации.

2. Определения технического состояния ЗРА, определение работоспособности и отсутствия дефектов, контроль своевременного проведения ревизий.

Запорно-регулирующая арматура должна быть отревизирована в соответствии с требованиями НТД и паспорта объекта.

8.

Контрольно-измерительные приборы (КИП) и предохранительные клапана

Визуальный контроль (ВК)

1. Определение соответствия предохранительных клапанов и КИП условиям эксплуатации.

2. Определение технического состояния предохранительных клапанов и КИП.

3. Определение работоспособности и отсутствия дефектов КИП, контроль своевременного проведения настройки и поверки.

Предохранительные клапаны должны быть настроены на контрольное давление (давление срабатывания) с записью в эксплуатационной документации.

Все устройства КИП должны быть своевременно поверены в соответствующем порядке. КИП с просроченными сроками поверки к работе не допускаются.

9.

Электрооборудование полуприцепа-цистерны

Визуальный контроль (ВК), измерительный контроль (ИК)

Определение исправного состояния электрооборудования:

- проводники электрических соединителей;

- заземляющий трос (со штырём и(или) струбциной);

- заземляющая цепочка;

- изоляция проводов электрической системы управления/сигнализации;

- соединители (розетки) электрической системы управления/сигнализации;

- насосная станция (при наличии) с электродвигателем и пускателем во взрывозащищённом исполнении.

Контроль качества соединителей визуально.

Контроль класса взрывозащиты.

Контроль наличия и актуальности необходимых протоколов проверки безопасности электрооборудования (соединителей заземлителей с заземляемыми элементами установки, сопротивления изоляции проводников и сопротивления заземлителей).

При отсутствии протоколов проверки необходимо потребовать произвести замеры, определяющие безопасность эксплуатации электрооборудования полуприцепа-цистерны.

10.

Металлоконструкции сосуда

Проверка соответствия материала сосуда

Проверка соответствия материала элементов сосуда требованиям к изготовлению сосудов для транспортирования СУГ:

- по данным, приведённым в паспорте (оригинал);

- по клеймам на металле сосуда;

- методами металлографического или химического анализа.

Соответствие материала сосуда должно подтверждаться данными, занесенными в паспорт сосуда в раздел «Сведения о материалах» для элементов сосуда, а также сертификатами на металл, прилагаемыми к паспорту.

При отсутствии в паспорте данных о примененном металле или возникших сомнениях о его несоответствии необходимо произвести проверку металла методом металлографического или химического анализа.

Проверке подвергается каждый лист обечайки или днищ сосуда.

11.

Опоры, рама, шасси транспортной емкости

Визуальный контроль (ВК)

1. Выявление наличия механических повреждений, явлений коррозии, прочих дефектов, влияющих на безопасную эксплуатацию.

2. Оценка безопасности крепления элементов сосуда.

При выявлении дефектов указать их наличие, при возможности провести замеры и выбраковку неисправных узлов.

12.

Опоры, рама, шасси транспортной емкости

Измерительный контроль (ИК)

1. Измерение элементов при определении несоответствия элементов технической документации или при выявлении дефектных узлов.

2. Определение износа металлоконструкций по результатам ВК.

При оценке результатов технического диагностирования объекта учесть результаты ВИК опор и шасси транспортного средства.

13.

Средство транспортирования (в общем)

Проверка комплектации ТС

Определения наличия требуемых при транспортировании СУГ устройств и приспособлений (устройства для удаления остатков газа или продувочной свечи, порошкового огнетушителя, напорно-всасывающих рукавов, комплекта специнструмента, знаков «Опасность» по ГОСТ Р 52290-2004)

Устройства, приспособления и инструмент должен соответствовать назначению и условиям эксплуатации конкретного транспортного средства, указанным в нормативной документации и эксплуатационной документации ТС.

Как и в случае большинства программ технического диагностирования технических устройств, представленная вниманию читателей программа может быть скорректирована (дополнена или сжата) специалистом специализированной организации (экспертом) в соответствии с данными, полученными при предварительном обследовании средства транспортирования, а также в зависимости от полученных результатов проводимого неразрушающего контроля.


Библиографический список
  1. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 116 от 25.03.2014 г.
  2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 558 от 21.11.2013 г.
  3. «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утверждены Приказом Минтранса РФ № 73 от 08.08.1995 г. (ред. от 14.10.1999 г.).
  4. ГОСТ 21561-76 «Автоцистерны для транспортирования сжиженных углеводородных газов на давление до 1,8 МПа. Общие технические условия».
  5. ГОСТ 21561-76 «Автоцистерны для транспортирования сжиженных углеводородных газов на давление до 1,8 МПа. Общие технические условия».
  6. Руководящий документ «Методика проведения диагностирования сосудов автоцистерн для сжиженных углеводородных газов». – Саратов, «ГИПРОГНИИГАЗ», Типография Академии управления МВД России, 1998 г. (Согласован с Федеральным горным и промышленным надзором России 27.02.1998 г.).
  7. «Правила устройства электроустановок». Издание седьмое. (Утверждены Приказом «Об утверждении глав правил устройства электроустановок» № 204 от 8.07.2002 г.).
  8. ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования»
  9. ГОСТ 9.032-74 «Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения».


Все статьи автора «Губанов Дмитрий Валерьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: