Подъемные сооружения весьма широко используются в различных сферах народного хозяйства России. В связи со своим специфическим функциональным назначением, предприятия их использующие относятся к опасным производственным объектам (ОПО), деятельность которых в сфере промышленной безопасности регламентируется Федеральным законом №116-ФЗ от 21.07.1997.
Класс подъемных сооружений весьма объемен и представлен следующими механизмами и устройствами: 1) фуникулеры; 2) канатные дороги; 3) лифты; 4) подъемники; 5) краны-трубоукладчики; 6) краны-манипуляторы; 7) крановые пути; 8) подъемные платформы для инвалидов; 9) грузоподъемные краны.
На настоящий момент на подведомственных Ростехнадзору ОПО эксплуатируются около 800000 подъемных сооружений, большая часть из которых представлена лифтами (65 %) и грузоподъемными кранами (30 %).
Согласно поправкам, внесенным в ФЗ-116 “О промышленной безопасности опасных производственный объектов” в 2013 г. лифты, эскалаторы, подъемные платформы исключены из списка опасных производственных объектов. Следовательно, наиболее большой группой ОПО повышенной опасности являются грузоподъемные краны различных модификаций.
С каждым годом актуальность эффективного решения проблемы по обеспечению безопасной работы рассматриваемых в статье технических устройств неуклонно возрастает. Это в первую очередь связано с технической стороной вопроса: старение подъемных кранов в значительной мере опережает темпы технического перевооружения парка данных машин (ежегодное обновление крановой техники не превышают 1 % в год). Средний срок эксплуатации кранов в Российской Федерации – 28 лет, процент парка машин отработавших нормативный срок службы составляет более 80 % [1-3].
Безопасность эксплуатации и стабильное функционирование кранового хозяйства в течение всего срока эксплуатации зависит от состояния несущих металлоконструкций и механизмов.
Причем, в случае металлоконструкций дефекты (например, трещины по сварным швам и основному металлу; значительное ослабление болтовых соединений), накопленные в них, могут быть устранены частично – заменой или значительным усилением несущих элементов. Дефекты в механизмах накапливаются в тормозных устройствах, соединительных муфтах, крюковой подвески, приборах безопасности (сильный износ тяговых и грузовых канатов, уменьшенный тормозной момент тормозов механизма поворота, неудовлетворительное состояние изоляции проводов и силовых кабелей) и могут быть полностью устранены заменой изношенных агрегатов.
Таким образом, основными причинами, ведущими к постепенной выработке ресурса кранового оборудования (достижения им предельного состояния), служат дефекты металлоконструкций различного генезиса.
Существует четыре основные группы предельных состояний металлоконструкций грузоподъемных кранов, определяемые: 1) общей и местной деформативностью; 2) хрупким разрушением, длительной прочностью; 3) стойкостью к образованию трещин; 4) много- и малоцикловой прочностью [3,4].
Если анализировать вклад технического состояния подъемных сооружений, а именно грузоподъемных кранов в сопоставлении с иными факторами, непосредственно влияющими на промышленную безопасность данной группы ОПО, то можно заключить:
- 70 % аварий связано с неисправностью узлов и деталей, а также приборов безопасности;
- 21 % аварий непосредственно связано с несоблюдением требований промышленной безопасности;
- 9% аварий – это ошибочная организация работ при эксплуатации рассматриваемого оборудования, регламентированная ПБ 10-382-00 [5, 6].
Столь высокий процент аварийности при эксплуатации грузоподъемных кранов напрямую связан с современным неудовлетворительным состоянием техники в Российской Федерации, в большинстве своем не соответствующем основным требованиям промышленной безопасности. Это связано с рядом объективных и субъективных причин [7]:
- значительный физический и моральный износ техники негативно сказывается на уровне технической готовности ОПО к эксплуатации;
- нежелание частных владельцев ОПО инвестировать финансовые средства в обеспечении промышленной безопасности производства, либо недостаточность подобного финансирования;
- неудовлетворительный уровень систем организации, функционирования и обслуживания ОПО, в т.ч. грузоподъемного оборудования;
- низкая профессиональная подготовка обслуживающего персонала, низкий уровень производственной дисциплины;
- недоработки в сфере регламентирующих деятельность по промышленной безопасности ОПО нормативных документов.
Основными путями эффективного решения приведенных выше проблем в сфере соблюдения и поддержания промышленной безопасности на объектах кранового хозяйства с точки зрения автора, и с учетом общероссийского опыта являются:
1. Для уменьшения повреждений, накапливания дефектов в конструкции грузоподъемных кранов, необходимо строго соблюдать температурный диапазон, указанный в паспорте оборудования. Это связано с тем, что эксплуатация крана, с одной стороны, в условиях температур ниже предельных значений рекомендованных производителем, окажет негативное влияние на хладостойкость сварных элементов конструкции и приведет к повышенному трещинообразованию, с другой стороны, высокие температуры могут привести к разрыву канатов, вследствие накаливающейся в них термоциклической усталости [8].
2. Создание действенных экономических стимулов для исполнения собственников грузоподъемного оборудования обязательных требований правил ПБ 10-382-00 в части обеспечения кранового хозяйства многофункциональными приборами безопасности. На сегодняшний день только 30 % от общего количества грузоподъемных кранов различной модификации согласно данным Ростехнадзора оборудовано данными приборами [9].
3. Грамотное использование в соблюдении и поддержании промышленной безопасности ОПО кранового хозяйства такого экономического инструмента как страхование ответственности при экспертизе и эксплуатации различных подъемных сооружений.
4. Использование современных достижений научно-технического прогресса для совершенствования методов ранжирования безопасности узлов и агрегатов грузоподъемного оборудования на начальной стадии их эксплуатации и в процессе использования, а также эффективного отслеживания скрытых дефектов в конструкции (сварные швы).
5. Широкое использование международных стандартов промышленной безопасности OHSAS 18001 [10];
6. Полная передача ответственности за состояние промышленной безопасности самим предприятиям, с регулированием их политики посредством гибкой технико-экономической и социально-правовой политики со стороны государства.
Библиографический список
- Федеральный закон от 21.07.1997 N 116 – ФЗ (ред. от 04.03.2013) “О промышленной безопасности опасных производственный объектов” http://base.garant.ru/11900785.
- Д.С. Горлов Вопросы безопасности при эксплуатации подъемных сооружений // VI Всеросс. научно-практич. конф. “Прогрессивные технологии и экономика в машиностроении”, 2012. – С.769-771.
- Синельщиков А.В., Дроздов В.Н. Расчетные методы определения остаточного ресурса несущих металлоконструкций грузоподъемных кранов // Вестник АГТУ. – 2012. – №1 (53). – С.62-65.
- Котельников В.С., Невзоров Л.А. Качественное проведение технического освидетельствования грузоподъемных кранов – залог их безаварийной эксплуатации // Безопасность труда в промышленности. – 2001. – № 10. – С. 2–5.
- Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2011 г. – М.: ОАО “Научно-технический центр по безопасности в промышленности”, 2012. – 536 с.
- Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00). – М.: ПИО ОБТ, 2000. – 268 с.
- Котельников В.С., Невзоров Л.А. Качественное проведение технического освидетельствования грузоподъемных кранов – залог их безаварийной эксплуатации // Безопасность труда в промышленности, 2001. – № 10. – С. 2–5.
- Короткий А.А. Управление промышленной безопасностью подъемных сооружений (методологические основы // Вестник Владикавказского научного центра). – 2008. – №3. – С. 65-73.
- Коровин К.В. Пути совершенствования приборов безопасности грузоподъемных кранов в плане снижения затрат на их эксплуатационное сопровождение http://www.rez.ru/pr/publications/lowcost (дата обращения 21.03.16).
- Пакулев М.В., Федотов Я.О., Рыбин В.А. Применение международного стандарта OHSAS 18001 для оптимизации работ по промышленной безопасности на современном предприятии // Вестник ЮУрГу. Серия “Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника”. – 2015. – Т.15. – № 1. – С. 118-121.