УДК 622.8

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ: ПРОБЛЕМЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Ларочкина Н.М.
ООО “Эксперт”
директор, Россия, Республика Саха (Якутия), Нерюнгри

Аннотация
В представленной статье проанализировано состояние промышленной безопасности промышленных грузоподъемных кранов различного типа на сегодняшний день. Выявлены проблемы, существующие в сфере промышленной безопасности данного оборудования, и предложены наиболее эффективные с точки зрения автора методы, способствующие их решению.

Ключевые слова: грузоподъемные краны, подъемные сооружения, промышленная безопасность


CURRENT STATUS OF INDUSTRIAL SAFETY HOISTING CRANES PROBLEMS AND EFFECTIVE SOLUTIONS

Larochkina N.M.
"Expert" LLC
Director, Russia, Republic of Sakha (Yakutia), Neryungri

Abstract
In the present article analyzes the state of industrial safety of industrial cranes of various types to date. The problems existing in the field of industrial safety of the equipment, and offer the most effective in terms of the methods of the author, contributing to their solution.

Keywords: industrial safety, lifting construction cranes


Библиографическая ссылка на статью:
Ларочкина Н.М. Современное состояние промышленной безопасности грузоподъемных кранов: проблемы и эффективные пути их решения // Современная техника и технологии. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/03/9877 (дата обращения: 28.05.2017).

Подъемные сооружения весьма широко используются в различных сферах народного хозяйства России. В связи со своим специфическим функциональным назначением, предприятия их использующие относятся к опасным производственным объектам (ОПО), деятельность которых в сфере промышленной безопасности регламентируется Федеральным законом №116-ФЗ от 21.07.1997.

Класс подъемных сооружений весьма объемен и представлен следующими механизмами и устройствами: 1) фуникулеры; 2) канатные дороги; 3) лифты; 4) подъемники; 5) краны-трубоукладчики; 6) краны-манипуляторы; 7) крановые пути; 8) подъемные платформы для инвалидов; 9) грузоподъемные краны.

На настоящий момент на подведомственных Ростехнадзору ОПО эксплуатируются около 800000 подъемных сооружений, большая часть из которых представлена лифтами (65 %) и грузоподъемными кранами (30 %).

Согласно поправкам, внесенным в ФЗ-116 “О промышленной безопасности опасных производственный объектов” в 2013 г. лифты, эскалаторы, подъемные платформы исключены из списка опасных производственных объектов. Следовательно, наиболее большой группой ОПО повышенной опасности являются грузоподъемные краны различных модификаций.

С каждым годом актуальность эффективного решения проблемы по обеспечению безопасной работы рассматриваемых в статье технических устройств неуклонно возрастает. Это в первую очередь связано с технической стороной вопроса: старение подъемных кранов в значительной мере опережает темпы технического перевооружения парка данных машин (ежегодное обновление крановой техники не превышают 1 % в год). Средний срок эксплуатации кранов в Российской Федерации – 28 лет, процент парка машин отработавших нормативный срок службы составляет более 80 % [1-3].

Безопасность эксплуатации и стабильное функционирование кранового хозяйства в течение всего срока эксплуатации зависит от состояния несущих металлоконструкций и механизмов.

Причем, в случае металлоконструкций дефекты (например, трещины по сварным швам и основному металлу; значительное ослабление болтовых соединений), накопленные в них, могут быть устранены частично – заменой или значительным усилением несущих элементов. Дефекты в механизмах накапливаются в тормозных устройствах, соединительных муфтах, крюковой подвески, приборах безопасности (сильный износ тяговых и грузовых канатов, уменьшенный тормозной момент тормозов механизма поворота, неудовлетворительное состояние изоляции проводов и силовых кабелей) и могут быть полностью устранены заменой изношенных агрегатов.

Таким образом, основными причинами, ведущими к постепенной выработке ресурса кранового оборудования (достижения им предельного состояния), служат дефекты металлоконструкций различного генезиса.

Существует четыре основные группы предельных состояний металлоконструкций грузоподъемных кранов, определяемые: 1) общей и местной деформативностью; 2) хрупким разрушением, длительной прочностью; 3) стойкостью к образованию трещин; 4) много- и малоцикловой прочностью [3,4].

Если анализировать вклад технического состояния подъемных сооружений, а именно грузоподъемных кранов в сопоставлении с иными факторами, непосредственно влияющими на промышленную безопасность данной группы ОПО, то можно заключить:

- 70 % аварий связано с неисправностью узлов и деталей, а также приборов безопасности;

- 21 % аварий непосредственно связано с несоблюдением требований промышленной безопасности;

- 9% аварий – это ошибочная организация работ при эксплуатации  рассматриваемого оборудования, регламентированная ПБ 10-382-00 [5, 6].

Столь высокий процент аварийности при эксплуатации грузоподъемных кранов напрямую связан с современным неудовлетворительным состоянием техники в Российской Федерации, в большинстве своем не соответствующем основным требованиям промышленной безопасности. Это связано с рядом объективных и субъективных причин [7]:

- значительный физический и моральный износ техники негативно сказывается на уровне технической готовности ОПО к эксплуатации;

- нежелание частных владельцев ОПО инвестировать финансовые средства в обеспечении промышленной безопасности производства, либо недостаточность подобного финансирования;

- неудовлетворительный уровень систем организации, функционирования и обслуживания ОПО, в т.ч. грузоподъемного оборудования;

- низкая профессиональная подготовка обслуживающего персонала, низкий уровень производственной дисциплины;

- недоработки в сфере регламентирующих деятельность по промышленной безопасности ОПО нормативных документов.

Основными путями эффективного решения приведенных выше проблем в сфере соблюдения и поддержания промышленной безопасности на объектах кранового хозяйства с точки зрения автора, и с учетом общероссийского опыта являются:

1. Для уменьшения повреждений, накапливания дефектов в конструкции грузоподъемных кранов, необходимо строго соблюдать температурный диапазон, указанный в паспорте оборудования. Это связано с тем, что эксплуатация крана, с одной стороны, в условиях температур ниже предельных значений рекомендованных производителем, окажет негативное влияние на хладостойкость сварных элементов конструкции и приведет к повышенному трещинообразованию, с другой стороны, высокие температуры могут привести к разрыву канатов, вследствие накаливающейся в них термоциклической усталости [8].

2. Создание действенных экономических стимулов для исполнения собственников грузоподъемного оборудования обязательных требований правил ПБ 10-382-00 в части обеспечения кранового хозяйства многофункциональными приборами безопасности. На сегодняшний день только 30 % от общего количества грузоподъемных кранов различной модификации согласно данным Ростехнадзора оборудовано данными приборами [9].

3. Грамотное использование в соблюдении и поддержании промышленной безопасности ОПО кранового хозяйства такого экономического инструмента как страхование ответственности при экспертизе и эксплуатации различных подъемных сооружений.

4. Использование современных достижений научно-технического прогресса для совершенствования методов ранжирования безопасности узлов и агрегатов грузоподъемного оборудования на начальной стадии их эксплуатации и в процессе использования, а также эффективного отслеживания скрытых дефектов в конструкции (сварные швы).

5. Широкое использование международных стандартов промышленной безопасности OHSAS 18001 [10];

6. Полная передача ответственности за состояние промышленной безопасности самим предприятиям, с регулированием их политики посредством гибкой технико-экономической и социально-правовой политики со стороны государства.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116 – ФЗ (ред. от 04.03.2013) “О промышленной безопасности опасных производственный объектов” http://base.garant.ru/11900785.
  2. Д.С. Горлов Вопросы безопасности при эксплуатации подъемных сооружений // VI Всеросс. научно-практич. конф. “Прогрессивные технологии и экономика в машиностроении”, 2012. – С.769-771.
  3. Синельщиков А.В., Дроздов В.Н. Расчетные методы определения остаточного ресурса несущих металлоконструкций грузоподъемных кранов // Вестник АГТУ. – 2012. – №1 (53). – С.62-65.
  4. Котельников В.С., Невзоров Л.А. Качественное проведение технического освидетельствования грузоподъемных кранов – залог их безаварийной эксплуатации // Безопасность труда в промышленности. – 2001. – № 10. – С. 2–5.
  5. Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2011 г. – М.: ОАО “Научно-технический центр по безопасности в промышленности”, 2012. – 536 с.
  6. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00). – М.: ПИО ОБТ, 2000. – 268 с.
  7. Котельников В.С., Невзоров Л.А. Качественное проведение технического освидетельствования грузоподъемных кранов – залог их безаварийной эксплуатации // Безопасность труда в промышленности, 2001. – № 10. – С. 2–5.
  8. Короткий А.А. Управление промышленной безопасностью подъемных сооружений (методологические основы // Вестник Владикавказского научного центра). – 2008. – №3. – С. 65-73.
  9. Коровин К.В. Пути совершенствования приборов безопасности грузоподъемных кранов в плане снижения затрат на их эксплуатационное сопровождение http://www.rez.ru/pr/publications/lowcost (дата обращения 21.03.16).
  10. Пакулев М.В., Федотов Я.О., Рыбин В.А. Применение международного стандарта OHSAS 18001 для оптимизации работ по промышленной безопасности на современном предприятии // Вестник ЮУрГу. Серия “Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника”. – 2015. – Т.15. – № 1. – С. 118-121.


Все статьи автора «Oleg sever»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: