Сельскохозяйственные погрузчики периодического действия подразделяются на погрузчики напорного действия и погрузчики с поворотной стрелой.
Погрузчики напорного действия делятся на фронтальные, фронтально- перекидные, фронтально- поворотные и с телескопической подъёмной рамой.
Погрузчики с поворотной стрелой по кинематике рабочих органов подразделяются на погрузчики грейферные, экскаваторы и краны.
По способу агрегатирования погрузчики с поворотной стрелой делятся на погрузчики, навешиваемые на раму трактора или автомобиля; погрузчики, навешиваемые на систему навески трактора; погрузчики самоходные и погрузчики прицепные.
Погрузчики, навешиваемые на раму трактора или автомобиля, являются наиболее распространёнными. Характерная особенность таких погрузчиков – жёсткость навески и возможность равномерного распределения нагрузки на раму трактора. Основным недостатком этого способа навески является его сравнительно большая трудоёмкость.
Погрузчики, навешиваемые на навесную систему трактора, имеют очень важное преимущество – быстросъёмность, трактор легко освобождается для других видов работ. Для монтажа и демонтажа таких погрузчиков требуется такое же количество трудозатрат, как и для других сельскохозяйственных навесных машин. К недостаткам такого способа относятся сравнительно малая жёсткость, перегрузка узлов и деталей навесной системы и заднего моста трактора.
Основным показателем, регламентирующим безопасность работы рассматриваемых машин и их грузоподъёмность, является устойчивость против опрокидывания. Устойчивость сельскохозяйственных погрузчиков и реализация максимальных усилий на их рабочих органах определяются, прежде всего выбором общих конструктивных решений опорно-ходовой части (формой опорного контура).
На рис. 1…8 приведены кинематические схемы различных типов сельскохозяйственных погрузчиков и их опорные контуры. Опорные контуры удобно характеризовать с помощью опорной формулы / 1 /, которая состоит в общем случае из четырёх групп букв или цифр, разделяемых знаками =, <, >. Первая группа характеризует конструктивный элемент опорно – ходовой части, расположенный впереди погрузчика: это могут быть выносные опоры ( В ), обычно их две, или бульдозерный отвал ( Б ). При отсутствии этих элементов в опорной формуле остаются лишь три и даже две группы. Следующие две группы характеризуют переднюю и заднюю оси погрузчика и состоит каждая из трёх цифр: первая указывает число колёс, вторая – число шин в каждом колесе, третья – число шин данной оси, участвующих в работе опорного контура.
Последняя группа характеризует конструктивный элемент опорно-ходовой части, расположенный сзади погрузчика. Знаки =, < и > между группами характеризует соотношение размеров конструктивных элементов по ширине машины.
Форма опорного контура, представленная на рис. 1, широко используется в современных фронтальных погрузчиках. Обладает значительной продольной устойчивостью. Такая же форма характерна и для прицепных погрузчиков с поворотной стрелой, не имеющих выносных опор (рис. 3). В этом случае она также приемлема так погрузчики оснащаются значительными противовесами. Опорные контуры на рис.2, 5, 7 отличаются друг от друга, прежде всего расположением выносных опор, а также конфигурацией контура.
212 = 212
Рисунок 1 – Фронтальный погрузчик передней (задней) навески.
212 < 212<2В
Рисунок 2 – Грейферный погрузчик с задним расположением выносных опор.
212 = 212
Рисунок 3 – Грейферный прицепной двухосный погрузчик
2В=211=2В
Рисунок 4 – Грейферный прицепной одноосный погрузчик.
212 < 2в > 212
Рисунок 5 – Грейферный погрузчик с жесткой навеской и расположением выносных опор между осями.
Б = 212 =212 < 2В
Рисунок 6 – Грейферный погрузчик с жесткой навеской.
2в > 212 = 212
Рисунок 7 – Грейферный погрузчик с жесткой навеской и передним расположением выносных опор.
212 = 212 < 2В
Рисунок 8 – Навесной погрузочный манипулятор с шарнирной навеской на трактор посредством навесной системы.
Контур равной боковой и продольной устойчивости, образованный двумя парами выносных опор, представлен на рис. 4. Такой контур для погрузчиков с поворотной стрелой является наиболее предпочтительным.
Широко распространённый контур (рис. 6) для погрузчиков – экскаваторов, образованный бульдозерным отвалом и двумя выносными опорами. Обладает повышенной продольной устойчивостью, необходимой для создания напорного усилия при копании грунта.
Погрузчики, агрегатируемые с трактором посредством трех точечной навесной системы (рис. 8), образуют специфичный опорный контур, который вследствие малой жёсткости навесной системы в поперечном направлении не обеспечивает абсолютной боковой устойчивости погрузчика.
Проведённый анализ показывает общую тенденцию развития сельскохозяйственных погрузчиков:
- колёсные тракторы остаются преобладающей энергетической базой;
- использование навесной системы тракторов для агрегатирования погрузчиков, ввиду явных преимуществ перед жёсткой системой навески.
Библиографический список
- Аксенов И.П. Грузовая устойчивость стреловых передвижных кранов. – М.: Машгиз, 1952. – 151 с.