Важность формирования экологической культуры и воспитания личности на со временном этапе развития общества не вызывает сомнений. Однако это понятие появилось не так давно. История международной экологической политики начинается с 1972 года, когда на Международной конференции в Стокгольме была принята Программа ООН по окружающей среде, после чего последовал ряд конференций по экологическому образованию. Через двадцать лет на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) констатировали глобальный характер экологического кризиса и отметили ключевую роль в его преодолении посредством экологического образования и воспитания[1]. Первоначально цель экологического образования и воспитания заключалась в охране природы, сегодня же – это формирование экологически культурной личности, жизнедеятельность которой выстраивается по принципу природосообразности.
Понятие «экологическая культура» сложно определить однозначно. Рассматривая в своих исследованиях различные вопросы экологического воспитания и образования, ученые конкретизируют данное понятие, добавляют отдельные аспекты, тем самым расширяют и углубляют его. Это, во-первых, помогает сформулировать понятие более полно, во-вторых, при необходимости позволяет выявить в определении характерные особенности и, в-третьих, дает возможность проследить взаимосвязь с другими понятиями и категориями.
Исследователи рассматривают экологическую культуру в нескольких направлениях:
1. Как неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, которая устанавливает экологические принципы деятельности людей, в том числе и в системе «человек – природа» [2];
2. Как новообразование или интегративное качество личности, которое проявляется во взаимоотношениях с социоприродной средой [3];
3. Как совокупность экологических знаний, умений, отношений и деятельности личности [4].
Мы, в свою очередь, под экологической культурой личности понимаем приобретение, осознание, развитие и передачу опыта экологической деятельности, реализуемого через создание продуктов материального и духовного труда, а также представленного совокупностью отношений человека к природе, другим людям и самому себе. Сегодня экологическая культура рассматривается как целостная система, имеющая определенное внутреннее строение и состоящая из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов.
С философской точки зрения, экологическая культура включает две стороны: материальную (все формы и результаты взаимодействия общества с природой) и духовную (экологические знания, умения, убеждения и навыки). Поэтому основными компонентами выступают экологическое сознание, экологическая этика и экологическое мировоззрение.
Экологическая культура – это органическая, неотъемлемая часть культуры, охватывающая такие стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную среду». На протяжении всей истории цивилизации он, всегда находился в той или иной среде и учился у нее.
С наибольшим основанием это утверждение относится и к современности. Пришло время синтеза социального и природного начал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее самоценности, насущной необходимости формирования у человека уважительного отношения к природе как непременного условия его выживания.
Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколько нравственно население, насколько внедрены экологические принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных богатств.
С позиций культурологии экологическая культура представляет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.).
Рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности[5]. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая – позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая – удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая – создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая –ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная – одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру. Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа. Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «человеческой сущностью человека», а сохранение природы – средством сохранения общества и человека как вида.
Мы определяем экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.
Наиболее точным будет следующее определение: экологическая культура – это приобретение, осознание, развитие и передача опыта экологической деятельности, реализуемого через создание продуктов материального и духовного труда, а также представленного совокупностью отношений человека к природе, другим людям и самому себе.
Библиографический список
- Официальный сайт Википедия. – Режим доступа URL: https://ru.wikipedia.org
- Агаларова П.И. К вопросу формирования экологической культуры молодого поколения // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 6. – С. 42–46.
- Анисимова Т.В. Психолого-педагогогический аспект экологизации культуры // Личность и социум в III тысячелетии в контексте прав человека: материалы VI междунар. конф. по программе ООН «10-летие образования в области прав человека». – М., 2002. – 104 с.
- Валуева Н. Н. Модель формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного эколого-биологического образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/valuyeva_27_61_358_364. pdf (дата обращения 10.08.11).
- Экология справочник [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://ru-ecology.info/