УДК 37

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА

Мусина Алсу Камилевна
Набережночелнинский филиал Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева – КАИ
студентка 3 курса

Аннотация
Понятие «экологическая культура» сложно определить однозначно. Рассматривая в своих исследованиях различные вопросы экологического воспитания и образования, ученые конкретизируют данное понятие, добавляют отдельные аспекты, тем самым расширяют и углубляют его. Это, во-первых, помогает сформулировать понятие более полно, во-вторых, при необходимости позволяет выявить в определении характерные особенности и, в-третьих, дает возможность проследить взаимосвязь с другими понятиями и категориями.

Ключевые слова: культура человека, экологическое воспитание


ENVIRONMENTAL EDUCATION AND HUMAN CULTURE

Musina Alsu Kamilevna
Branch of Kazan National research Technical University. A.N. Tupolev – KAI in Naberezhnye Chelny
3rd year student

Abstract
The concept of “environmental culture” is difficult to define clearly. Considering various aspects of environmental education, scientists specify the concept, add some aspects, thereby expanding and deepening its definition. Firstly, this helps to define the concept more fully, secondly, if needed, it allows to identify certain characteristic features and, thirdly, makes it possible to trace the relationship to other concepts and categories.

Библиографическая ссылка на статью:
Мусина А.К. Экологическое воспитание и культура человека // Современная техника и технологии. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2016/10/10617 (дата обращения: 18.07.2023).

Важность формирования экологической культуры и воспитания личности на со временном этапе развития общества не вызывает сомнений. Однако это понятие появилось не так давно. История международной экологической политики начинается с 1972 года, когда на Международной конференции в Стокгольме была принята Программа ООН по окружающей среде, после чего последовал ряд конференций по экологическому образованию. Через двадцать лет на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) констатировали глобальный характер экологического кризиса и отметили ключевую роль в его преодолении посредством экологического образования и воспитания[1]. Первоначально цель экологического образования и воспитания заключалась в охране природы, сегодня же – это формирование экологически культурной личности, жизнедеятельность которой выстраивается по принципу природосообразности.

Понятие «экологическая культура» сложно определить однозначно. Рассматривая в своих исследованиях различные вопросы экологического воспитания и образования, ученые конкретизируют данное понятие, добавляют отдельные аспекты, тем самым расширяют и углубляют его. Это, во-первых, помогает сформулировать понятие более полно, во-вторых, при необходимости позволяет выявить в определении характерные особенности и, в-третьих, дает возможность проследить взаимосвязь с другими понятиями и категориями.

Исследователи рассматривают экологическую культуру в нескольких направлениях:

1. Как неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, которая устанавливает экологические принципы деятельности людей, в том числе и в системе «человек – природа» [2];

2. Как новообразование или интегративное качество личности, которое проявляется во взаимоотношениях с социоприродной средой [3];

3. Как совокупность экологических знаний, умений, отношений и деятельности личности [4].

Мы, в свою очередь, под экологической культурой личности понимаем приобретение, осознание, развитие и передачу опыта экологической деятельности, реализуемого через создание продуктов материального и духовного труда, а также представленного совокупностью отношений человека к природе, другим людям и самому себе. Сегодня экологическая культура рассматривается как целостная система, имеющая определенное внутреннее строение и состоящая из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов.

С философской точки зрения, экологическая культура включает две стороны: материальную (все формы и результаты взаимодействия общества с природой) и духовную (экологические знания, умения, убеждения и навыки). Поэтому основными компонентами выступают экологическое сознание, экологическая этика и экологическое мировоззрение.

Экологическая культура – это органическая, неотъемлемая часть культуры, охватывающая  такие стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную среду». На протяжении всей истории цивилизации он, всегда находился в той или иной среде и учился у нее.

С наибольшим основанием это утверждение относится и к современности. Пришло время синтеза социального и природного начал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее самоценности, насущной необходимости формирования у человека уважительного отношения к природе как непременного условия его выживания.

Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколько нравственно население, насколько внедрены экологические принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных богатств.

С позиций культурологии экологическая культура представляет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.).

Рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности[5]. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая – позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая – удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая – создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая –ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная – одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру. Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа. Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «человеческой сущностью человека», а сохранение природы – средством сохранения общества и человека как вида.

Мы определяем экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

Наиболее точным будет следующее определение: экологическая культура – это приобретение, осознание, развитие и передача опыта экологической деятельности, реализуемого через создание продуктов материального и духовного труда, а также представленного совокупностью отношений человека к природе, другим людям и самому себе.


Библиографический список
  1. Официальный сайт Википедия. – Режим доступа URL: https://ru.wikipedia.org
  2. Агаларова П.И. К вопросу формирования экологической культуры молодого поколения // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 6. – С. 42–46.
  3. Анисимова Т.В. Психолого-педагогогический аспект экологизации культуры // Личность и социум в III тысячелетии в контексте прав человека: материалы VI междунар. конф. по программе ООН «10-летие образования в области прав человека». – М., 2002. – 104 с.
  4. Валуева Н. Н. Модель формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного эколого-биологического образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/valuyeva_27_61_358_364. pdf (дата обращения 10.08.11).
  5. Экология справочник [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://ru-ecology.info/


Все статьи автора «Мусина Алсу Камилевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: