УДК 004.047

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ САЙТЫ. ВЫБОР ЛУЧШЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО САЙТА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ВЗВЕШЕННЫХ СУММ

Анацкая Людмила Сергеевна1, Кирин Антон Павлович2, Афанасьев Геннадий Иванович3
1Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, бакалавр «Системы обработки информации и управления», специалист по качеству данных компании "Equifax"
2Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, бакалавр «Системы обработки информации и управления», специалист по автоматизации рабочих процессов компании "Глобал-финанс"
3Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, кафедра «Системы обработки информации и управления», к.т.н., доцент

Аннотация
Статья посвящена совершенствованию образовательных веб-сайтов, согласно самым популярным критериям удобства их интерфейсов, кроссбраузерности и других параметров, так как информационные порталы являются неотъемлемой частью учебного процесса. В результате анализа выявлен веб-портал высшего учебного заведения, получивший высшую оценку по выбранному методу оценки – методу взвешенных сумм.

Ключевые слова: метод взвешенных сумм, оценка образовательных сайтов, совершенствование образовательных интернет порталов


EDUCATIONAL WEBSITES. A CHOICE OF THE BEST EDUCATIONAL WEBSITE BY MEANS OF A METHOD OF THE WEIGHED AMOUNTS

Anatskaya Ludmila Sergeevna1, Kirin Anton Pavlovich2, Afanasiev Gennady Ivanovich3
1Moscow State Technical University of N.E. Bauman, bachelor of "System of information processing and management", specialist in quality of data of the Equifax company
2Moscow State Technical University of N.E. Bauman, bachelor of "System of information processing and management", specialist in automation of working processes of the Global-finance company
3Moscow State Technical University of N.E. Bauman, department "Systems of Information Processing and Management", PhD in Technological Sciences, associate professor

Abstract
The article is devoted to enhancement of educational web sites, according to the most popular criteria of convenience of their interfaces, a сross-browser and other parameters as information portals are an integral part of educational process. In an analysis result the web portal of a higher educational institution which received the highest mark according to the selected valuation method – a method of the weighed amounts is revealed.

Keywords: assessment of the educational websites, enhancement of the educational Internet portals, method of the weighed amounts


Библиографическая ссылка на статью:
Анацкая Л.С., Кирин А.П., Афанасьев Г.И. Образовательные сайты. Выбор лучшего образовательного сайта с помощью метода взвешенных сумм // Современная техника и технологии. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/10/10644 (дата обращения: 27.05.2017).

Введение

В наше время, в век информационных технологий, очень сильно развита разработка интернет – ориентированных клиент-серверных приложений. Информационные порталы различных учебных заведений становятся всё более популярными – именно на них производится распространение актуальных новостей не только для учащихся, но и для преподавателей и родителей; они позволяют совершенствовать педагогическую систему, размещать необходимые учебно-методические пособия.

1. Образовательный сайт

Интернет-портал, информационная система, которая позволяет пользователям работать с интерактивными сервисами в рамках одного веб-сайта: почта, поиск, погода, новости, форумы и т.д.

Целью создания сайтов образовательных учреждений заключается в следующем:

1) Создание единого портала для учебно-методических материалов;

2) Обеспечение абитуриентов информацией о поступлении в учебное заведение;

3) Информирование профессорско-преподавательского состава об изменениях в учебном процессе или о грядущих семинарах по повышению квалификации;

4) Помощь выпускникам в трудоустройстве;

5) Уведомление учащихся о предоставляемых учебным заведением мероприятиях и возможностях.

В связи с тенденцией движения информационного потока, необходимо представлять, какие методы и средства следует использовать, чтобы образовательный сайт имел популярность. Рассмотрим анализ нескольких образовательных учреждений.

2. Выбор наилучшего образовательного сайта
Формирование набора критериев позволяет выделить те аспекты последствий, которые должны приниматься во внимание при сравнении различных вариантов решений [3, c.71].
Для выбора наилучшего образовательного сайта, воспользуемся методом взвешенных сумм.
Одним из наиболее часто используемых методов являлся метод взвешенной суммы критериев (далее – МВСК, с англ – weighted sum method (WSM)) [1, с.41]. Он основывается на свертывании всех критериев в один (глобальный, интегральный, агрегированный, составной, комплексный, синтетический, компромиссный) критерий F, сумма критериев которого представляется в виде взвешенных коэффициентов их относительной важности, или весами [1, с. 44]. Широкое распространение МВСК было вызвано достоинствами метода, перечисленными ниже:

Простота в представлении и понимании;
Удобство расчетов.Данный подход применяется с целью принятия решений в таких постановках задач как: выбор наилучшего или несколько наилучших вариантов, упорядочивание имеющихся вариантов по предпочтительности и др [2, с.13]. 
Существует достаточно большое количество критериев оценки образовательных сайтов. Перечислим и опишем основные критерии для образовательных сайтов:Кроссбраузерность (К1);
Структура сайта (К2);
Поисковая система (К3);
Контент (К4);
Видимость сайта в интернете (К5);
Интерактивность (К6).Кроссбраузерность – критерий, при котором сайт корректно отображается на большинстве браузеров. Недоступность сайта с определенного браузера отпугивает или вызывает раздражение у определенной целевой аудитории.
Структура сайта – должна быть довольно простая и удобна структура, чтобы пользователь (а он же абитуриент или родитель) легко смог найти нужную себе информацию, тем самым, не спугнув его на какой-нибудь другой сайт. Измеряется в количестве секунд, необходимых пользователю для разбора страницы.
Поисковая система – наличие расширенного поиска на сайте, позволяет сохранить большое количество времени пользователю на поиск нужной ему информации, нежели же он будет читать все контент сайта.
Контент – при наличии достаточной информации о ВУЗе, увеличивается количество поступающих абитуриентов. Ведь если, он не найдет необходимой ему информации, то у него пропадет желание поступать в этот ВУЗ.
Видимость сайта в интернете – оценивался на наличие важнейших технологических характеристик и элементов сайта, обеспечивающих доступность пользования сайтом.
Интерактивность – использование таких интерактивных сервисов, как: электронная рассылка пользователей, создание форумов и блогов, обратная связь, различная медиа-информация, регистрация пользователей и т.д.
Для оценки возьмем сайты 4-х лучших ВУЗов страны 2015 года по условиям для получения качественного образования (версия рейтингового агентства «Эксперт РА» [5]):
1. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) [6];
2. Московский физико-технический институт (МФТИ) [7];
3. Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ (МГИМО) [8];
4. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) [9].
Оценка важности каждого метода показана в таблице 1.

Таблица 1. Оценка важности критериев.
Критерий
К1
К2
К3
К4
К5
К6
α
К1
1
0,5
0
0
0
0,5
2
0,1
К2
0,5
1
0,5
0,5
0
1
4
0,19
К3
1
0,5
1
0
0
0,5
3
0,13
К4
1
0,5
1
1
0,5
1
5
0,23
К5
1
1
1
0,5
1
1
5,5
0,25
К6
0,5
0
0,5
0
0
1
2
0,1

Важности критериев:

К5 > K4 > K2 > K3 > K6 = K1,      (1)

где К5 (видимость сайта в интернете) является наиболее важным критерием, а К1 (кроссбраузерность) и К6 (интерактивность) менее важным.

Формула вычисления суммарной важности критерия:

Ki=,     (2)

где  – важность i-го критерия, относительно j-го критерия (0, если менее важен; 0,5 – равнозначны; 1 – более важен).

Формула вычисления весового коэффициента i-го критерия:

α=,      (3)
Таблица 2. Градация критериев.
Качественная
хар-ка
К1, кол-во брау-зеров
К2, сек
К3
К4
К5, оценка Google PageRank
К6
Отл.
>4
<5
Имеется расширенный и удобный поиск
Содержание полностью раскрывает информацию о ВУЗе
>7
Регистрация пользователей + медиа-информация + рассылка
Хор.
>2
>10
Имеется расширенный, но неудобный поиск
Частично раскрывает информацию о ВУЗе
7
медиа-информация + рассылка
Удовл.
1
>20
Имеется стандартный поиск
Пользователю приходится лично звонить и узнавать нужную информацию
<7
рассылка

На таблице 2 приведена градация критериев относительно качественной характеристики.

Для оценки предпочтительного варианта необходимо заменить качественные показатели на количественные. Соответствие качественных показателей количественным приведено в таблице 3.

Таблица 3. Соответствие качественных показателей количественным.
Оценка
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Количество баллов
5
4
3

Получив количественные показатели по всем критериям сравнения, можем сформировать таблицу, содержащую количественные показатели. (см. табл. 4)

Таблица 4. Итоговые расчеты.
Критерий
Вес, α
В1
В2
В3
В4
МГУ
МГИМО
МФТИ
СПбГУ
К1
0,1
5
5
4
4
К2
0,19
4
4
5
3
К3
0,13
3
3
5
3
К4
0,23
5
5
4
4
К5
0,25
5
4
4
5
К6
0,1
5
5
5
5
R
4,05
3,8
3,92
3,53

Формула вычисления конечной оценки по критериям j-го варианта (ВУЗ):

 ,      (4)

где  – количественный показатель i-го критерия j-го варианта;  – весовой коэффициент i-го критерия.

Формула вычисления лучшего варианта:

,     (5)

где  – итоговая оценка по j-ому варианту.

По итоговым оценкам можно сделать вывод, что сайт МГУ является лучшим образовательным сайтом, по перечисленным критериям, среди выбранных ВУЗов.

Заключение
Использованный метод взвешенных сумм позволил дать оценку образовательным сайтам, которые, с целью улучшения качества передачи информации, должны быть сконфигурированы для заинтересованных лиц удобным и практичным образом. По итогам оценки, информационный портал Московского Государственного Института обладает наилучшим образовательным сайтом.


Библиографический список
  1. Подиновский В.В., Потапов М.А. Метод взвешенной суммы критериев в анализе многокритериальных решений. PRO ET CONTRA // Бизнес-Информатика, 2013. Т. 3. № 25. С. 41-48.
  2. Прохорова А.М. Методы продвижения образовательного веб-портала в Интернет для привлечения потребителей или целевой аудитории // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015. № 10. С. 7-15.
  3. Гафт М.Г. Принятие решений при многих критериях. – М.: Знание, 1979. С. 43-64
  4. Афанасьев Г.И., Тимофеев В.Б. Использование систем управления контентом для разработки и сопровождения web-приложений в целях учебного процесса // Инженерный вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2013. № 11. URL: http://engbul.bmstu.ru/doc/640819.html (дата обращения 19.08.2016).
  5. Рейтинговое агентство «Эксперт РА», рейтинг ВУЗов России 2015 г. URL: http://www.raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2015/ (дата обращения 1.06.2016).
  6. Образовательный сайт МГУ. URL: http://www.msu.ru/  (дата обращения 2.06.2016).
  7. Образовательный сайт МФТИ. URL: https://mipt.ru/ (дата обращения 2.06.2016).
  8. Образовательный сайт МГИМО. URL: http://mgimo.ru/ (дата обращения 2.06.2016).
  9. Образовательный сайт СПбГУ. URL: http://spbu.ru/ (дата обращения 2.06.2016).


Все статьи автора «Анацкая Людмила Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: