УДК 519.86

РАССМОТРЕНИЕ МОДЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Шамис Виталий Александрович
ФГБОУ ВО "Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия"

Аннотация
Моделирование можно использовать в тех случаях, когда осуществление экспериментов над реальной системой нельзя выполнить либо это отсутствует смысл делать, к примеру, по причине большой стоимости либо продолжительности осуществления эксперимента в реальном масштабе времени.

Ключевые слова: логистика, модели, моделирование


CONSIDERATION OF MODELS IN SUPPLY CHAIN MANAGEMENT USING IMITATING MODELING

Shamis Vitaliy Aleksandrovich
Siberian State Automobile and Highway Academy

Abstract
Modeling can be used when implementation of experiments with real system can't be executed or it is absent sense to do, for example, because of the big cost or duration of implementation of an experiment in real time.

Библиографическая ссылка на статью:
Шамис В.А. Рассмотрение моделей в управление цепями поставок с применением имитационного моделирования // Современная техника и технологии. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/10/10692 (дата обращения: 26.05.2017).

Рассматривая управления цепями поставок необходимо выделить предложенную Дж. Шапиро идею о  делении всех моделей SCM-класса на несколько групп:

  1. транзакционные, которые связаны с накапливанием, обрабатыванием и согласованностью исходных сведений о системе поставок компании с формированием и распространением отчетов, которые бы суммировали такие данные;
  2. аналитические, которые оценивают проблемы планирования системы поставок, прибегая к возможностям описательных и нормативных (оптимизационных) моделей [3].

Бочкаревым А.А. была предложена иерархическая классификация моделей управления цепями поставок. Благодаря разработанной им классификации модели управления цепями поставок становится возможным более глубоко понимать область применения и использования тех или иных моделей [1].

Модели верхнего уровня иерархии было предложено распределять «по бизнес-функциям» на следующие типы:

  1. модели учета издержек (транзакционные);
  2. модели операций (аналитические).

Последующая классификация создавалась лишь для тех моделей операций, которые на следующем уровне иерархии нужно разделять «по степени определенности» на следующие классы:

  1. детерминированные (оптимизационные);
  2. вероятностные (стохастические).

Модели, находящиеся на третьем уровне иерархии, Бочкаревым А.А. было предложено разделять на группы «по математическим свойствам». В тоже время детерминированные либо оптимизационные модели подразделяются на линейные, нелинейные и многоцелевые модели. В свою очередь вероятностные, либо стохастические модели  делятся на:

  1. модели принятия решений;
  2. имитационные модели;
  3. модели прогнозирования;
  4. модели очередей.

Линейные оптимизационные модели, находящиеся на следующем четвертом уровне предлагается было предложено разделять в соответствии с  «охватываемым временным интервалом»:

  1. на статические (модели, которые охватывают один временной период);
  2. динамические (модели, которые охватывают несколько временных периодов).

Линейные оптимизационные модели, находящиеся на пятом уровне предлагается разделять на подгруппы в зависимости от вида целевой функции и ограничения.

Лукинским В.С. было предложено разделение методов и моделей на несколько классов с целью того, чтобы поиск связей методов и моделей с решением определенной задачи был более простым.

Первый класс охватывает модели и методы, которые предназначены для решения задач в условиях определенности, без ограничений со стороны внешней среды [2].

Второй класс представлен моделями управления цепями поставок, т.е. моделями в условиях риска и неопределенности, но без конкуренции.

Третий класс представлен моделями и методами решения логистических задач в условиях конкуренции.

Последующая  классификация описана ниже, она предполагает введение следующих видов методов и моделей.

Методы и модели первого вида распространяются на некоторые логистические операции и функции.

Методы и модели второго вида распространяются на две и более операции и функции.

Предназначение методов и моделей третьего вида – охват всей логистической системы.

Для каждого вида методов и моделей предполагается деление на две группы: первая группа охватывает простые (симплексные) методы и модели; вторая группа  предназначена для более сложных методов и моделей.

Моделирование можно использовать в тех случаях, когда осуществление экспериментов над реальной системой нельзя выполнить либо это отсутствует смысл делать, к примеру, по причине большой стоимости либо продолжительности осуществления эксперимента в реальном масштабе времени.

Имитационное моделирование в логистике благополучно происходит при помощи программного обеспечения AnyLogic. Программой AnyLogic успешно выполняются такие задачи как осуществление планирования действий во времени с возможностью постоянной корректировки на основе периодически обновляемых сведений, а также составления долгосрочных и краткосрочных расписаний. Для создания сложных расписаний применяется комбинация имитационных моделей со специальными оптимизационными эвристиками, которая дает возможность отыскать расписание, которое было бы наиболее близкое к оптимальному. Гибкость продукта AnyLogic позволяет рассматривать процесс управления цепочками поставок в совокупности с прочими процессами компании, к примеру, со стратегическим планированием, маркетингом, управлением персонала, давая возможность достигать более эффективных решений. Наиболее трудным этапом, конечно, считается процесс принятия решений, в связи с тем, что нужно рассмотреть большое количество взаимосвязанных, часто стохастических событий. Но все-таки, большинство систем по управлению цепочками поставок предоставляет лишь возможности мониторинга и документирования процесса, что служит необходимой составляющей, но все же не основной. При помощи имитационных моделей дает возможность целиком выполнить автоматизацию процесса управления цепочками поставок начиная от принятия решений и заканчивая мониторингом их выполнения и документирования.

При помощи моделирования могут рассматриваться процессы как внутренней, так и внешней логистики предприятия.

В основном модели процессов внутренней и внешней логистики создаются и изучаются отдельно друг от друга, но бывает, создаются и комплексные модели. Наиболее сложными, но вместе с тем и наиболее существенными для практики считаются на сегодняшний день модели двух типов логистических систем с сетевой структурой:

  1. сетей (цепей) поставок;
  2. сетей распределения и продажи продукции.

Модели AnyLogic могут создаваться на любой из основных парадигм имитационного моделирования, будь то дискретно-событийное моделирование, системная динамика либо агентное моделирование [4]. Для того чтобы проанализировать процессы, проходящие в мире, время от времени уместно и разумно анализировать их как ряд, цепь отдельных значимых моментов – событий. Подход к созданию имитационных моделей, дающий возможность показать фактические действия подобными событиями и получил название «дискретно-событийным» моделированием.


Библиографический список
  1. Бочкарев А. Планирование и моделирование цепи поставок. – Альфа- пресс, 2008 – 192 с.
  2. Лукинский В.С. Модели и методы теории логистики. – Спб.:Питер, 2008. – 448с.
  3. Шапиро Дж. Моделирование цепи поставок– СПб.: Питер, 2006 – 720 с.
  4. Шамис В.А.Мочалин С.М. Некоторые аспекты имитационного моделирования в логистике // Наука XXI века: опыт прошлого – взгляд в будущее: материалы Междунар. научно-практ. конференции / Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). – Омск, 2015. – С. 369-373.


Все статьи автора «Шамис Виталий Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: