Применение информационных технологий стало необходимым в современном мире во всех сферах жизнедеятельности. Одна из областей, где их значение действительно важно – банковская область.
Дистанционные сервисы заслуженно заняли прочную позицию на рынке банковских услуг. Они пользуются возрастающим спросом у населения, и недалеко то время, когда практически все операции, связанные с финансами, будут осуществляться именно на расстоянии. Интернет-банки стали прекрасной альтернативой непосредственным визитам в банковские офисы и стоянию в многолюдных очередях.
Для рассмотрения данной предметной области была применена модель событийно-управляемого процесса – eEPC. Данная модель представляет собой упорядоченную комбинацию событий и функций. Для каждой функции могут быть определены начальные и конечные события, участники, исполнители, материальные и документальные потоки, сопровождающие её [1].
Бизнес-процесс «Обслуживание клиента Online-банка» в нотации eEPC
На рисунке 1 представлен бизнес-процесс «Обслуживание клиента Online банка». Процесс начинается с двух предшествующих процессов «Получение запроса на регистрацию пользователя в данной системе» и «Подписание договора с клиентом данного банка», которые способствуют возникновению двух соответственных событий. Далее клиент проходит регистрацию в данной системе, после чего происходит ряд функций и событий, касающихся авторизации клиента: установление подлинности логина и пароля, секретного символа, а так же секретного кода полученного на мобильный телефон клиенту [2]. Затем, следует процесс загрузки данной Online-системы, и клиент может начать работу с ней. После завершения данной функции появляется перечень событий открытия той или иной операции, где пользователь может сразу произвести выход из данной системы, и тогда на этом этапе завершается процесс обслуживание клиента Online банка [3]. Но клиент может продолжить работу и тогда данные события порождают перечень функций по предоставлению информации по каждой из операций, а конкретно, информации об: «операции со счетами», «операции с картами», «операции с платежами», «операции с переводами», «операции с платежными поручениями» и «операции с сервисом Online-банка». Далее, клиент банка работает с данными операциями и после данных функций завершается процесс Обслуживание клиента Online банка [4].
Диаграмма информационных потоков – IFD, бизнес-процесс «Обслуживание клиента Online-банка»
Рассмотрим построение модели бизнес-процесса «Обслуживание клиента Online-банка» с помощью диаграммы информационных потоков. Данная диаграмма применяется при построении схем потоков данных или документов между функциями бизнес-процессов предприятия. Простота нотации ограничивает области ее полезного применения.
На диаграмме информационных потоков представлена схема, обеспечивающая процесс «Обслуживание клиента Online-банка». На вход поступает банковская Online-система, далее запускается процесс запроса на обслуживание клиента банка, который производит клерк, с участием клиента [6]. После того как получен результат запроса, начинается процесс регистрации пользователя в банковской Online-системе. Закончив регистрацию и получив информацию о данных для входа, клиент проходит авторизацию и производит выбор операций из перечня. Далее производиться выбранная операция и банковская Online-система выдает подтверждающий документ о проведении данной операции.
Моделирование бизнес-процесса «Обслуживание клиента Online-банка», при помощи дерева целей OD
Диаграмма целей – применяется для описания стратегических целей компании, их иерархической упорядоченности, а также связей целей с продуктами и услугами, производимыми компанией и бизнес-процессами, поддерживающими их производство [7].
Цель данной диаграммы – повысить качество работы Online-банка. В данную цель входит: повышение качества работы с клиентами, удобство в использовании сайта и исключение сбоев при работе с системой.
В повышение удобства использования сайта входит: практичный дизайн, доступность, понятность, четкая видимость, просматриваемость, функциональность сайта в полном объеме, более быстрая загрузка и отображаемость и др.
В повышение качества работы с клиентами входит: прохождение курсов повышения квалификации клерка, качественное выполнение потребностей клиента, корректное поведение клерка при общении с клиентом, обратная связь клиента с клерком при необходимости, качественный подбор документов при регистрации др.
В исключение сбоев при работе с системой входит: максимальная вовлеченность и внимательность всех работников банка, полное, четкое изучение потребности клиента, исключение нарушений техники безопасности работников, исправное оборудование, исправное ПО и др.
Материалы данной статьи будут использованы при написании научной работы.
Библиографический список
- Белоусова И.Д. Особенности применения технологий в рамках подготовки будущих ит-специалистов в сфере информационного менеджмента : В сборнике: Новые информационные технологии в образовании материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2015. С. 28-31.
- Белоусова И.Д., Моторина М.А. Разработка автоматизированного рабочего места механика автотранспортного предприятия : Современная техника и технологии. 2015. № 3 (43). С. 60-62.
- Давлеткиреева Л.З. Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании для развития профессиональных ит-компетенций преподавателей : В книге: Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2014. С. 313-317.
- Курзаева Л.В. Дистанционный курс «основы математической обработки информации»: электронный учебно-методический комплекс // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. Т. 1. № 12 (67). С. 117.
- Курзаева Л.В. Конкурентоспособность будущих специалистов по информационным технологиям: феномен, модель и методика развития в процессе профессиональной подготовки в вузе. – Магнитогорск, 2010.
- Овчинникова И.Г., Курзаева Л.В., Захарова Т.В. К вопросу о разработке рамки квалификаций и профессиональных стандартов в интегративных средах (на примере информатики и образования) // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 4. С. 214-222
- Сухомлин В.А., Давлеткиреева Л.З., Андропова Е.В., Иванов Н.Е., Якушин А.В. Интернет-конференция-конкурс как технология сбора лучшей практики и творчества преподавателей // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2012. № 4. С. 78-90.