Моделирование бизнес-процессов, моделирование бизнеса вообще является неотъемлемой составляющей реализации любого проекта, связанного с модернизацией и развитием деятельности компании, а полная, непротиворечивая и адекватная бизнес-модель предметной области позволяет существенно ускорить и упростить принятие руководителем управленческого решения по реорганизации бизнеса. В данной статье подробнее остановимся на описании бизнес-процесса «Оформление векселя» с использованием диаграмм методологии Aris [1].
Вексель является основной формой ценной бумаги в банковской сфере. Вексель используется при оформлении расчетных отношений, при исполнении платежа, как средство получения кредита, необходимое для приобретения товара. Предметной областью данной статьи является Банк, процесс: оформление векселя.
Вексель - ценная бумага, выполненная в строго установленной форме, указывающая на долговые обязательства составителя векселя перед лицом, являющимся его собственником [2].
Должником по векселю может выступать при простом векселе - векселедатель (эмитент). Векселеприобретатель (кредитор) - лицо, получающее простой вексель от его составителя.
Бизнес-процесс «Оформление векселя» в нотации eEPC
Для рассмотрения данной предметной области была применена модель событийно-управляемого процесса – eEPC. Данная модель позволяет графически представить данный бизнес-процесс.
На рисунке 1 представлен бизнес-процесс оформления векселя. Процесс начинается с предшествующего процесса «поступление заявления на приобретение векселя», которое инициирует векселеприобретатель, подавая заявление по оформлению векселя. Процесс «поступление заявления на приобретение векселя» дает начало событию «заявление на приобретение векселя обработано». Это событие порождает функцию «оформление акта приема-передачи векселя», выполняет функцию сервис-администратор. На вход подается информация из обработанного ранее заявления, для выполнения функции необходимы данные векселеприобретателя [3]. Производится печать документа WORD:Акт приема-передачи векселя. Результат функции отображается в событии «Акт приема-передачи векселя оформлен». После этого старший специалист банка выполняет функцию «рассмотрение и утверждение акта приема-передачи векселя», для выполнения этой функции ему необходим оформленный ранее акт приема-передачи векселя. Результатом данной функции являются два альтернативных события «акт утвержден» и «рассмотрение завершено» [4]. Для отображения данного процесса используется оператор логического исключающего «ИЛИ». Событие «рассмотрение завершено» завершает процесс «оформление акта приема-передачи векселя». Событие «акт утвержден» дает начало функции «оформление векселя», которую выполняют бухгалтер-операционист и ведущий специалист. После этой функции завершается процесс оформления векселя, производится печать векселя, вексель передается векселеприобретателю.
Диаграмма информационных потоков – IDF, бизнес-процесс “Оформление векселя”
Рассмотрим построение модели бизнес-процесса «оформление векселя» с помощью диаграммы информационных потоков. Данная диаграмма проста в использовании.
На диаграмме информационных потоков представлены документы обеспечивающие процесс «оформления векселя». На вход поступает заявка на приобретение векселя, далее запускается процесс «принятие заявки», который производит сервис-администратор [5]. После того как заявка обработана начинается процесс оформления акта приема-передачи векселя, далее оформленный акт рассматривает и утверждает старший специалист банка. Утвержденный акт приема-передачи векселя применяется при процессе оформления векселя, эту функцию выполняют ведущий специалист банка и бухгалтер-операционист.
Моделирование бизнес-процесса «оформление векселя», при помощи дерева функций FT
Дерево функций – FT позволяет графически представить функции, выполняемые вексельным отделом и представить их в иерархическом порядке [6].
В функции вексельного отдела входит: консультация, сбор документов необходимых для оформления векселя, оформление векселя. В консультацию входит: разъяснение видов процентных ставок по векселю, разъяснение по видам сроков платежа по векселю, разъяснение разницы между простым и переводным векселем. Сбор документов необходимых для оформления векселя включает в себя: запрос у векселеприобретателя документа удостоверяющего личность, проведение анкетирования, оказание помощи векселеприобретателю в заполнении опросного листа. Оформление векселя содержит указание: места платежа, срока платежа, даты и места составления векселя [7], подписи векселедателя, номинальной стоимости векселя и т.д.
Результаты данной статьи будут апробированы при написании научной работы.
Библиографический список
- Белоусова И.Д. Особенности применения технологий в рамках подготовки будущих ит-специалистов в сфере информационного менеджмента : В сборнике: Новые информационные технологии в образовании материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2015. С. 28-31.
- Белоусова И.Д., Моторина М.А. Разработка автоматизированного рабочего места механика автотранспортного предприятия : Современная техника и технологии. 2015. № 3 (43). С. 60-62.
- Давлеткиреева Л.З. Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании для развития профессиональных ит-компетенций преподавателей : В книге: Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2014. С. 313-317.
- Курзаева Л.В. Дистанционный курс «основы математической обработки информации»: электронный учебно-методический комплекс // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. Т. 1. № 12 (67). С. 117.
- Курзаева Л.В. Конкурентоспособность будущих специалистов по информационным технологиям: феномен, модель и методика развития в процессе профессиональной подготовки в вузе. – Магнитогорск, 2010.
- Овчинникова И.Г., Курзаева Л.В., Захарова Т.В. К вопросу о разработке рамки квалификаций и профессиональных стандартов в интегративных средах (на примере информатики и образования) // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 4. С. 214-222
- Сухомлин В.А., Давлеткиреева Л.З., Андропова Е.В., Иванов Н.Е., Якушин А.В. Интернет-конференция-конкурс как технология сбора лучшей практики и творчества преподавателей // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2012. № 4. С. 78-90.