УДК 004

РАЗРАБОТКА РУКОВОДСТВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПО РАБОТЕ В АИС «ПОЛИКЛИНИКА»

Румянцев Евгений Павлович1, Мусин Руслан Фархадович2, Новикова Татьяна Борисовна3
1ФГБОУ ВО Магнитогорский Государственный Технический Университет им Г. И. Носова, студент группы ФИПИб13
2ФГБОУ ВО Магнитогорский Государственный Технический Университет им Г. И. Носова, студент группы ФИПИб13
3ФГБОУ ВО Магнитогорский Государственный Технический Университет им Г. И. Носова, канд. пед. наук, доцент кафедры БИиИТ ИЭиАС

Аннотация
В статье рассматривается основные возможности автоматизированной информационной системы «Поликлиника», а также приводятся основные функции медучреждения первичного звена.

Ключевые слова: автоматизированная информационная система, поликлиника


DEVELOPMENT OF USER'S MANUAL TO WORK IN THE AIS «POLYCLINIC»

Rumyantsev Evgeny Pavlovich1, Musin Ruslan Farhadovich2, Novikova Tatyana Borisovna3
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, student group FIPIb13
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, student group FIPIb13
3Nosov Magnitogorsk State Technical University, cand. ped. Associate Professor, Department BIiIT IEiAS

Abstract
The article discusses the main features of automated information "Polyclinic" of the system, and provides the basic functions of primary care health facilities.

Библиографическая ссылка на статью:
Румянцев Е.П., Мусин Р.Ф., Новикова Т.Б. Разработка руководства пользователя по работе в АИС «Поликлиника» // Современная техника и технологии. 2016. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/11/11381 (дата обращения: 27.05.2017).

1.            Назначение и цели АИС «Поликлиника»

1.1.    Полное наименование системы

Автоматизированная Информационная Система «Поликлиника» разработана для автоматизации поликлинических учреждений.

1.2.    Задачи и функции системы

Основной задачей автоматизации деятельности ЛПУ является организация комплексного учета основных сведений о пациентах, посещениях ими ЛПУ, оказанных при этом услугах и т.д., анализ накопленной информации путем получения отчетов, формирования запросов, поиска и просмотра необходимых данных. Из системы можно осуществить доступ к внешним информационным ресурсам (при их наличии), таким как база данных электронных счетов на оплату медицинских услуг, база данных застрахованного населения, по которой происходит текущее финансирование ЛПУ и пр. При этом поддерживаются актуальные областные и ведомственные информационные стандарты [1, 2, 3].

Основными функциями системы в медучреждении первичного звена (поликлинике) являются:

  • комплексный учет основных этапов лечения пациента, начиная с посещения регистратуры, включая посещения врачей и специалистов, и заканчивая оформлением необходимых документов при выписке;
  • поддержка базы данных пациентов, включая расширяемый набор персональных сведений, в частности: наличие льгот, инвалидности, принадлежность к группам риска и т.д.;
  • учет выписанных рецептов, в том числе льготных, с возможностью последующего обобщенного и персонального анализа назначений и расходования средств на лекарства;
  • поддержка взаимодействия с централизованными базами данных и информационными ресурсами в целях обновления и актуализации информации по одним и тем же пациентам, поступающей из разных учреждений;
  • учет оказанных пациенту медицинских услуг, в том числе выполненных прививок, флюорографических исследований, лабораторных анализов и т.п.;
  • учет прочих медицинских сведений о пациенте (сопутствующих диагнозов, внешних медицинских услуг, оказанных другими ЛПУ и пр.);
  • поддержка расписания работы врачей и служб поликлиники в целях оперативного учета загрузки специалистов и кабинетов;
  • возможность всестороннего анализа деятельности врачей, отделений, в том числе врачей общей практики, и поликлиники в целом на основе финансовых и статистических отчетов;
  • учет затрат на льготное лекарственное обеспечение, анализ структуры затрат на льготное лекарственное обеспечение.
  1. 2.         Запуск АИС «Поликлиника»

Запуск программы осуществляется двойным нажатием на левую кнопку мыши по ярлыку. В начале запуска система проверяет описание каталогов, настройку системных параметров и наличие необходимых для работы системы таблиц и других файлов. В случае успешного завершения подготовительных операций производится регистрация пользователя в системе путём авторизации через ввод кода (имени) пользователя и пароля [4, 5, 6].

2.1       Проверка описания каталогов

До регистрации пользователя производится проверка указанных в настройках каталогов. Если в описании каталогов обнаружены ошибки (отсутствует один или более указанных каталогов), то выдается предупредительное сообщение, регистрация в системе не производится, и пользователю становятся доступными только пункты основного меню, отвечающие за настройку каталогов и системных параметров.

После внесения корректив в описание каталогов необходимо выйти из программы и повторно произвести запуск.

2.2 Открытие необходимых таблиц

После проверки описания каталогов система проверяет наличие и открывает требуемые таблицы и вспомогательные файлы. Если не удается обнаружить по указанному пути таблицу, то выдается предупредительное сообщение.

Пользователь может повторить попытку открытия файла, нажав на кнопку <ДА> или продолжить выполнение программы, нажав клавишу <НЕТ>. Если какой-нибудь файл в системе открыть не удалось, то регистрация не производится и пользователю становятся доступными только пункты основного меню, отвечающие за настройку каталогов и системных параметров [7, 8, 9].

2.3 Регистрация в системе

После проверки описания каталогов и открытия, необходимых для работы таблиц и файлов, система предлагает произвести регистрацию пользователя. Для этого на экран выдается окно, позволяющее ввести код сотрудника и пароль (Рис. 20).

 

 Рис. 20. Форма входа в систему

  1. 3.  Описание модулей

3.1 Модуль «Оператор в регистратуре»

Модуль предназначен для автоматизации основных функций, выполняемых регистратором в ЛПУ, а именно:

  • «Поиск и идентификация пациента в локальной БД»,
  • «Выдача талона».

Поиск пациента может производиться по следующим параметрам:

  • фамилия,
  • имя,
  • отчество,
  • дата рождения,
  • документ,
  • адрес прописки,
  • страховой полис,
  • код пациента.

Запуск данного модуля осуществляется сразу при входе оператора регистратуры в модуль. В результате на экране монитора появляется экран «Поиск и идентификация» (рис.21).

 

Рис. 21. Форма регистратуры «Поиск и идентификация»

По завершении поиска появляется окно с информацией о найденном пациенте.

Окно содержит три вкладки:

«Список», «Пациент»,

«Прочее»:  «Флюорография», «Прививки».

Вкладка «Список» имеет две области: область фильтра по фамилии, имени, отчеству (располагается в верхней части экрана), список найденных людей (нижняя часть экрана).

 

Рис. 22. Форма вывода списка найденных пациентов

Вкладка пациент состоит из следующих вложенных вкладок:

  • «Паспорт»,
  • «Страхование»,
  • «Мед. соц. параметры»,
  • «Дополнительно».

Просмотр паспортных данных пациента с возможностью редактирования.

Вкладка «Страхование» отображает сведения о страховании пациента. На данной вкладке отражены полюсные данные, сведения о СМО, дате регистрации и прочие поля.

   

 Рис. 23. Форма вывода личной информации о выбранном пациенте

 Рис. 24. Форма вывода информации по страхованию пациента

Вкладка «Медицинские и социальные параметры» состоит из двух вложенных:

  • «Льготная группа»,
  • «Инвалидность».
   

Рис. 25. Форма вывода и назначения льгот пациенту

Рис. 26. Форма вывода и назначения инвалидности пациенту

Вкладка «Дополнительно» содержит информацию о проведенных исследованиях.

Рис. 27. Форма ввода дополнительной информации

Вкладка «Прочее» содержит две вложенные вкладки, в которых содержится информация о флюорографии, дате прохождения и заключении рентгенолога, а также информация о проведенных прививках.

 

 

Рис. 28. Форма вывода информации о флюорографии

Рис. 29. Форма вывода информации о проведенных прививках

 

Оператор регистратуры может просмотреть список уже записанных на прием пациентов к определенному врачу.

 

Рис. 30. Список выданных талонов на прием

Для записи на прием и выдачи талона существует форма «Талоны». Она состоит из трех вкладок:

«Новый талон» для создания и печати талона на прием.

«Список записанных» отображает всех записанных пациентов к определенному врачу на выбранную дату.

«Список выданных» содержит список выданных талонов выбранному пациенту.

Рис. 31. Форма создания талона

Рис. 32. Форма выбора интервала времени приема

 

Рис. 33. Форма вывода списка записанных пациентов на прием

 

Рис. 34. Форма вывода списка выданных талонов выбранному пациенту

Модуль «Администрация»

Модуль «Администрация» позволяет пользователю управлять расписанием приема врачей, заполнять справочники, необходимые для работы приложения, как в ручном, так и в автоматическом режиме, а также настраивать параметры доступа к приложению для отдельных пользователей.

 

Рис. 35. Форма управления расписанием врачей

Экспорт данных используется для формирования пакета, содержащего информацию, модифицированную в указанном пользователем диапазоне дат для последующего импорта в другую БД этой же системы. Помимо интервала дат, пользователю предлагается указать тип экспортируемых данных, коды владельцев и №БД записей.

В режиме импорта осуществляется импорт данных из другой БД этой же системы, путём выбора предварительно сформированного пакета. На экране отображается список пакетов (блок «выбор пакета для обработки») и критерии импорта. Ниже расположен блок «варианты действий». Можно выбрать следующие варианты:

- Добавлять новых пациентов:

а)       Да – при импорте в основную систему будут добавлены новые пациенты найденные в  импортируемом пакете.

б)      Нет – добавление новых пациентов производиться не будет.

- Один пациент с разными амб. картами:

в)       исключить из обработки – данные об этом пациенте содержащиеся в пакете игнорируются и не записываются в основную систему.

г)       взять из основной системы

д)      взять из вспомогательной системы – данные о пациенте в основной системе замещаются данными из пакета.

е)       оставить с максимальной датой модификации – в основной системе оказываются те данные о пациенте, дата модификации которых – максимальная.

- Данные пациенты с одинаковыми амб. картами:

ж)исключить из обработки – данные об этом пациенте содержащиеся в пакете игнорируются и не записываются в основную систему.

з)   добавить с новым номером амб. карты – данные о пациенте добавляются из пакета в основную систему с новым номером амб. карты.

- Метод идентификации пациента:

и)      по «Положению о порядке информационного взаимодействия…»

к)       только по номеру амбулаторной карты

- Метод обработки мед. информации:

а)       удаление имеющейся + добавление из пакета

б)      обновление имеющейся + добавление новой

в)       только обновление имеющейся

- Обновлять выставленные услуги:

  • да
  • нет

−         Метод формирования № амбулаторной карты:

а)       По маске

б)      По установленным в системе параметрам

- Добавлять выданные талоны:

а)       Да! (возможно разногласие с расписанием)

б)      Нет.

Режим импорта сведений о льготниках из ТФОМС используется для импорта в АИС сведений о льготниках. В основной системе идентифицируются те пациенты, которые являются льготниками, и если сведенья о льготах в АИС отсутствуют, то они добавляются при импорте.

Для настройки системных каталогов необходимо выбрать пункт основного меню «Справочники». Каталог может быть введен с клавиатуры либо указан путем выбора каталога в форме, появляющейся на экране после двойного нажатия правой кнопки мыши на поле ввода текста. Открывающаяся форма показывает структуру каталогов на локальном диске и сетевых дисках.

Пользователь настраивает следующие каталоги:

  • Базовый каталог уровня пациента. Здесь располагается часть накопительной БД системы, отвечающая за данные о самом пациенте (а не его лечении), включая локальную БД пациентов, сведения об иногородних и т.д.
  • Базовый каталог медицинского уровня (чаще всего совпадает с Базовым каталогом уровня пациента, необходимость их разделения возникает, если в ЛПУ ведутся две различные накопительные БД, у которых, как правило, общий Базовый каталог уровня пациента). Содержит часть накопительной БД системы, отвечающая за данные о лечении пациента в ЛПУ, включая БД СПО, визитов, диагнозов и т.д.
  • Каталог информационной БД застрахованных – путь к информационной БД населения INSURED.DBF, структура которого должна соответствовать «Положению о порядке информационного обмена».
  • Каталог справочников ОМС содержит стандартные справочники, определенные «Положением о порядке информационного обмена».
  • Системные справочники – содержит служебные справочники, специфичные этой системе. По умолчанию, каталог справочников системы располагается в подкаталоге HANDBOOK каталога задачи.
  • Каталог финансовой БД – указывает путь к финансовой БД.

Рис. 36. Форма задания путей справочников

Модуль «Мед. Статистика»

Модуль позволяет просматривать информацию по всем пациентам, информация о которых хранится в базе, и формировать отчеты. Основная форма состоит из трех вкладок:

«Список пациентов» позволяет просмотреть общую информацию о пациентах и его обращениях в ЛПУ

Рис. 37. Форма вывода информации о пациентах для статиста

«Список талонов» отображает информацию обо всех выданных талонах на прием с возможностью фильтрации

Рис. 38. Форма вывода информации о посещениях пациента «Отчеты»

 Рис. 39. Форма выбора вида отчета

Модуль «Прием пациентов»

Основная форма содержит две вкладки выбора форма приема: амбулаторный или на дому.

Рис. 40. Форма вывода списка записанных пациентов по формам приема

После выбора пациента открывается лист медицинской карты.

Рис. 41. Форма листа медицинской карты амбулаторного больного

На форме можно заполнить рецепт, направление и дополнительную информацию.

   

 Рис. 42. Форма вывода списка выписанных рецептов

Рис. 43. Форма создания нового рецепта

Форма «Дополнительные сведения» позволяет просматривать информацию о снимках флюорографии, обновлять информацию о прививках, льготах и инвалидности.

 

Рис. 44. Форма просмотра и обновления информации об инвалидности


Библиографический список
  1. Давлеткиреева Л.З. Информационно-предметная среда как средство профессиональной подготовки будущих специалистов в университете : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорск, 2006
  2. Давлеткиреева Л.З., Чусавитина Г.Н. Анализ и установление уровня зрелости информационной инфраструктуры организации для управления непрерывностью бизнеса : В сборнике: Современные информационные технологии и ИТ-образование Сборник избранных трудов VII Международной научно-практической конференции. Под редакцией профессора В.А. Сухомлина. 2012. С. 529-544.
  3. Масленникова О.Е. Анализ современного состояния исследований по проблеме разработки региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2014. № 10. С. 639-650.
  4. Масленникова О.Е. Типовой проект внедрения корпоративной информационной системы на крупное промышленное предприятие // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 2. № 1. С. 149-152.
  5. Назарова О.Б. Преемственность в обеспечении компьютерной подготовки учащихся начальной и средней школы : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорск, 1999
  6. Назарова О.Б. Реализация принципа преемственности в построении учебных курсов специальности прикладная информатика (в экономике) на основе case-технологий // Фундаментальные исследования. 2007. № 6. С. 46.
  7. Назарова О.Б., Давлеткиреева Л.З. Интеграция автоматизированных информационных систем в сфере продаж холдинговой компании : В сборнике: Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых учёных Сборник научных трудов всероссийской заочной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.С. Ефремовой. 2015. С. 86-96.
  8. Савва Л.И., Масленникова О.Е., Пономарёв Т.А. Познание человеком человека. – Магнитогорск, 2002.
  9. Чусавитина Г.Н., Масленникова О.Е., Давлеткиреева Л.З. Подготовка будущих ит-специалистов в области обеспечения интероперабельности электронной науки и образования : В сборнике: Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях моно промышленного города Магнитогорск, 2012. С. 132-140.


Все статьи автора «Румянцев Евгений Павлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: