Дерево стратегических целей – это организованный упорядоченный список целей организации, в котором цели нижнего уровня подчиняются целям верхнего уровня. Для графического изображения дерева стратегических целей необходимо использовать диаграмму целей(OD). Диаграмма целей позволит наглядно рассмотреть стратегические цели организации и их взаимодействие с другими составными частями организации. В результате построения схемы получим структурированную систему: обоснованную главную цель организации и ее подцели [1].
Рассмотрим дерево стратегических целей в банковской сфере, а именно вексельный отдел. Вексельный отдел занимается: консультацией клиентов, оформлением и выпуск векселей. Главной целью данного отдела является «Увеличение вложений в векселя». Данная цель достигается привлечением большего числа векселеприобретателей. Для более подробного рассмотрения необходимо детализировать главную цель, выявив подцели. Таким образом возникают подцели [2]: «Увеличение процентной ставки по векселю» – повышение процентной ставки увеличит прибыль, приносимую векселедателю, «Повышение качества работы с векселеприобретателем» – позволит оптимизировать прием заявлений на приобретение векселей, а также значительно уменьшит ошибки, допускаемые в оформлении документов и векселей, «проведение рекламной компании» – проинформирует и привлечет потенциальных векселеприобретателей [3].
В свою очередь «Увеличение процентной ставки по векселю» можно достичь с помощью увеличения объема выданных кредитов банком, так как основными доходами банков является прибыль, полученная от процентов по предоставленным кредитам. Добиться этого можно предлагая более выгодные условия по кредитам, что увеличит спрос на приобретение кредитов [4].
Получение дополнительного профессионального образования работниками банка позволит повысить их квалификацию, обновит теоретические и практические знания работников, все это необходимо для «Повышения качества работы с векселеприобретателем».
В «проведение рекламной компании» входит заключение контракта с телевидением для обеспечения рекламой на телевидении такой как: бегущая строка, рекламный сюжет, спонсирование каких-либо программ. Взаимодействие банка и телевидения устанавливается договорами о предоставлении услуг: Договор на оказание маркетинговых услуг, договор на рекламу услуг, соглашение о цене на рекламирование услуги [5].
На готовой диаграмме целей (рисунок 1) можно увидеть то, как между собой связаны цели организации. С помощью построения дерева стратегических целей руководитель организации может правильно выстроить работу своего подразделения, добиться увеличения доходов по векселям, увеличить клиентскую базу.
В деятельности организации важную роль занимает стратегия развития компании на рынке товаров и услуг. Знание аналитиками, IT-специялистами методологий и диаграмм описания не только предметной области, но и финансово-экономических показателей играет не мало важную роль в продвижении и реализации товаров и услуг. Диаграмма целей является одной из наиболее популярных и доступных методик описания дерева целей с помощью которого максимально эффективно можно отобразить взаимодействие финансов, клиентов, внутренних бизнесс-процессов и сотрудников организации [6]. Данная диаграмма является наглядной, доступной в разработке и может быть адаптирована к любой предметной области, а также к любому ПО по моделированию деятельности предприятия, например MS Visio.
Результаты данной статьи будут использовании при написании научной работы.
Библиографический список
- Давлеткиреева Л.З. Профессиональная подготовка будущих ИТ-специалистов в рамках информационно-предметной среды: учеб.-метод. пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2006. -86 с.
- Давлеткиреева Л.З., Скокова И.К. Актуальность и преимущества проведения Интернет-конференции как одной из форм обмена опытом между образовательными учреждениями / Л.З. Давлеткиреева,И.К. Скокова//Современные тенденции развития науки и производства: сборник материалов Международной научно-практической конференции (23-24 октября 2014 года) -в 4-х томах, Том 1. -Кемерово: ООО «ЗапСибНЦ», 2014 -196 с. -C. 99-101.
- Давлеткиреева Л.З., Махмутов М.М. Теоретические аспекты применения информационно-предметной среды для профессиональной подготовки будущих специалистов по информационным технологиям//Сибирский педагогический журнал. -2009, № 5. -С. 78-91.
- Курзаева Л.В. Введение в анализ данных с использованием информационных технологий: учеб.-метод. пособие/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова. -Магнитогорск: МаГУ, 2012. -60 с.
- Курзаева Л.В. Введение в теорию систем и системный анализ: учеб.пособие/Л.В. Курзаева. -Магнитогорск: МаГУ, 2015. -211 с.
- Курзаева Л.В. Дистанционный курс «Инструментальные методы поддержки принятия решений»: электронный учебно-методический комплекс//Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2016. -№ 1 (80). -С. 2.