УДК 004

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ

Конькова Дарья Сергеевна1, Курзаева Любовь Викторовна2, Мусин Руслан Фархадович3
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студент
2ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», канд. пед. наук, доцент кафедры БИиИТ ИЭиАС
3ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студент

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема согласования разных нормативно-рекомендательных документов устанавливающих требования к результатам обучения и уровню квалификации ИТ-специалистов. Как вариант решения проблемы предлагается создание экспертной системы. В статье описаны бизнес-требования к ней.

Ключевые слова: бизнес-требования, варианты использования, ЕС, ит-специалисты


FORMATION OF THE CONCEPTUAL REQUIREMENTS FOR EXPERT SYSTEM SKILL LEVELS OF IT PROFESSIONALS ASSESS

Konkova Daria Sergeevna1, Kurzaeva Lybov Viktorovna2, Musin Ruslan Farhadovich3
1Magnitogorsk State Technical University G.I. Nosov, student
2Magnitogorsk State Technical University G.I. Nosov, Ph.D., assistant professor of BIiIT IEiAS
3Magnitogorsk State Technical University G.I. Nosov, student

Abstract
This article deals with the problem of reconciling the different regulatory Advisory documents establishing requirements to learning outcomes and skill level of it professionals. As a solution to the problem, we propose the creation of an expert system. This article describes the business requirements.

Keywords: Use-Case


Библиографическая ссылка на статью:
Конькова Д.С., Курзаева Л.В., Мусин Р.Ф. Формирование концептуальных требований к экспертной системе оценки уровня квалификации ИТ-специалистов // Современная техника и технологии. 2016. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/11/11397 (дата обращения: 28.05.2017).

В век информационных технологий качество и темпы развития производства зависят, в том числе от качества профессиональной подготовки ИТ-кадров, которые призваны решать проблемы развития ИТ-инфраструктуры на основе разработки и внедрения инноваций. В связи с этим подготовке ИТ-специалистов уделяется пристальное внимание. Этим обуславливается большое количество нормативно-рекомендательных документов устанавливающих требования к результатам обучения и уровню квалификации ИТ-специалистов (e-CF, федеральные государственные стандарты (ФГОС3+), профессиональные стандарты и др.).

Накопленный объем требований затрудняет процесс их учета и следованию им, поскольку ориентация во всех перечисленных нормативно-рекомендательных документах требует анализа большого объема информации и связей между информационными единицами, объять который не под силу человеку.[1,3]

Актуальность обозначенной проблемы обуславливает необходимость разработки экспертной системы оценки уровня квалификации ИТ-специалистов.

1.      Бизнес – требования

1.1.   Исходные данные, возможности бизнеса и нужды клиента

Требования к подготовке ИТ-специалистов  в настоящее время формируются в рамках компетентностного подхода. Однако данный подход трактуется неоднозначно в различных областях его применения. Исходя из этого, нормативно-рекомендательные документы международного и национального уровней сложно состыковать и использовать одновременно для разработки образовательной программы и систем аттестации и сертификации ИТ-специалистов.[6]

Необходимо разработать экспертную систему для поддержки процесса разработки образовательных программ в соответствие с гармонизированными требованиями профессиональных, образовательных и европейских стандартов.[2]

1.2.   Бизнес-цели и критерии успеха

Бизнес-цель 1. Поддержка разработки ООП в соответствие с гармонизированными требованиями профессиональных, образовательных и европейских стандартов.

Бизнес-цель 2. Поддержка разработки системы аттестации и сертификации ИТ-специалистов.

Критерий успеха 1. Повышение качества ООП в части адекватности установленных требований к результатам обучения (РО) требованиям  профессиональных, образовательных и европейских стандартов.

Критерий успеха 2. Уменьшение трудоемкости и сроков разработки ООП на 50%.

Критерий успеха 3.  Достигнуты все цели проекта.

1.3.   Бизнес-риски

Фактор бизнес-риска 1. Не все пользователи готовы к использованию экспертной системы. Потребуются временные ресурсы на обучение персонала.

Фактор риска – риска 2. Возможно изменение требований, содержащихся в нормативно-рекомендательных документах. Требуется разработка процедуры обновления базы знаний с участием когнитолога.

2.      Образ решения

2.1.   Положение об образе проекта

Для разработчиков ООП экспертная система должна предоставлять возможность:

  • установления результатов обучения на основе согласования требованиями профессиональных, образовательных и европейских стандартов;
  • установления перечня дисциплин;
  • разработка аттестационных материалов.

Для специалистов кадровых служб предприятия должна предоставлять возможность:

  • разработки диагностических материалов для проведения сертификации ИТ-специалистов при найме и ротации;
  • разработки программ повышения квалификаций;
  • выбора направлений повышения квалификации ИТ-специалистов.

2.2.   Основные функции

Основные функции 1. Поддержание программ отбора персонала.

Основные функции 2. Установление требований к результатам обучения.

Основные функции 3. Согласование содержания образовательных программ с требованиями профессиональных, образовательных и европейских стандартов.

Основные функции 4. Внесение и обновление данных в базу знаний.[4]

Проект экспертной системы предназначен для оценки уровня квалификации ИТ-специалистов, обучающихся по программе бакалавриата, направления 09.03.03 «Прикладная информатика».

Варианты использования системы представлены на диаграмме Use-Case рис.1 и таблица вариантов использования в таб.1.

Рисунок 1- Диаграмма Use-Case для ЭС оценки уровня квалификации ИТ-специалистов

Таблица 1 – Общий список вариантов использования ЭС оценки уровня квалификации ИТ-специалистов

Действующее лицо Вариант использования
Специалисты кадровых служб предприятия
  1. Разработка диагностических материалов для проведения сертификации ИТ-специалистов при найме и ротации;
  2. Разработка программ повышения квалификаций.
Разработчик основной образовательной программы
  1. Установление требований результатов обучения  на основе согласования требованиями профессиональных, образовательных и европейских стандартов;
  2. Установление перечня дисциплин;
  3. Разработка аттестационных материалов.
Когнитолог
  1. Внесение данных в ЭС;
  2. Обновление БЗ в ЭС.

Структура экспертной системы, которая будет спроектирована, представлена на рис.2. Такая структура применима не ко всем ЭС, так как они могут иметь намного более сложную структуру. У будущей экспертной системы будет два интерфейса – для пользователей и для когнитолога с системным аналитиком, которые будут наполнять базу знаний.[5]

Рисунок 2 – Структура экспертной системы оценки уровня квалификации ИТ-специалистов

Модули «Слоты», «Фреймы» и «Экземпляры» составляют основу базы знаний, которая является ядром экспертной системы. В модуле «Синтеза и визуализации решений» будут выполняться запросы. База данных нужна для сохранения результатов поиска пользователей.


Библиографический список
  1.  Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З. Формирование имиджа направления подготовки «Прикладная информатика» на основе развития образовательного портала/Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева//Новые информационные технологии в образовании. Материалы VIII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2016. -С. 461-465.
  2. Ягудина Р.Р., Новикова Т.Б. Бизнес-моделирование процесса «Описание деятельности кафетерия» с использованием методологии ARIS // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 154-161.
  3. Давлеткиреева, Л. З. Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании: опыт проведения ежегодной одноименной Интернет-конференции-конкурса/Л. З. Давлеткиреева, И. К. Скокова//Современные информационные технологии и ИТ-образование : сб. избранных трудов IX Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. В. А. Сухомлина. -М.: ИНТУИТ.РУ, 2014. -957 с. -C. 573-586.
  4. Назарова О.Б., Давлеткиреева Л.З., Масленникова О.Е. Формирование компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем по образовательной программе «Прикладная информатика» с привлечением вендеров//Прикладная информатика. -2013. -№2(44) -146 с. -С.49-57.
  5. Чусавитина Г.Н. Подготовка будущих ИТ-специалистов в области обеспечения интероперабельности электронной науки и образования /Г.Н. ЧусавитинаЛ.З. ДавлеткирееваО.Е. Масленникова//Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: Cб. статей/под ред. Г.Н.Чусавитиной, Л.З. Давлеткиреевой. -Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, 2012. -С. 132-140. -Библиогр.: с. 140. -200 экз. -ISBN 978-5-86781-982-8.
  6. Назарова О.Б., Новикова Т.Б., Петеляк В.Е. К вопросу разработки диаграммы «архитектура системы – ASD» // В сборнике: Современная наука: теоретический и практический взгляд Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 75-77.


Все статьи автора «Конькова Дарья Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: