УДК 004

МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА В АВТОСЕРВИСЕ

Саганенко А.А.1, Стебелев П.Н.2, Назарова О.Б.3
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студентка группы АПИп-14
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студент группы АПИп-14
3Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, канд. пед. наук, доц. ИЭиАС

Аннотация
В данной статье рассказывается о моделирование бизнес-процессов технического обслуживания и ремонта в автосервисе.

Ключевые слова: моделирование бизнес-процессов


SIMULATION OF MAINTENANCE BUSINESS PROCESSES AND REPAIR SERVICE STATION

Saganenko A.A.1, Stebelev P.N.2, Nazarova O.B.3
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, student
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, student
3Nosov Magnitogorsk State Technical University, candidate. ped. Sciences, Assoc.

Abstract
This article describes the simulation of maintenance business processes and repair service station.

Библиографическая ссылка на статью:
Саганенко А.А., Стебелев П.Н., Назарова О.Б. Моделирование бизнес-процессов технического обслуживания и ремонта в автосервисе // Современная техника и технологии. 2016. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/11/11430 (дата обращения: 27.05.2017).

В автосервисах проблемы документооборота проявляются гораздо ярче, чем на предприятиях такого же масштаба, но занятых в других сферах деятельности [2,5]. Для определения сути проблемы, рассмотрим технологический процесс ведения технического обслуживания  и ремонта или технического и сервисного обслуживания  автотранспорта.

Во-первых, работник автосервиса в разговоре с клиентом должен владеть всей полнотой информации о наличии необходимых запчастей на складе. В этом случае на основании письменной заявки он может сформировать заказ. Если необходимые комплектующие отсутствуют, необходимо сделать заказ поставщику на конкретные недостающие запчасти.

Во-вторых, после поступления наряд-заказа в цех мастер вместе с кладовщиком должны документально зафиксировать каждую выданную запчасть и оформить расходные материалы.

Результаты анализа документооборота, сопровождающего техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, представлены в виде  диаграммы IDEF0 на рис.1-2.

Рисунок 1 – Диаграмма верхнего уровня (А0) функциональной модели деятельности автосервиса

Обобщение диаграммы верхнего уровня (А0) в контекстную диаграмму (А-0) выполняется на следующем этапе построения функциональной модели. Также нужно отметить, что не все граничные дуги на диаграмме А0 нашли свое отражение на диаграмме А-0. Для этих целей использовался туннель «не в родительской диаграмме» [4].

Рисунок 2 – Контекстная диаграмма (А-0) функциональной модели деятельности автосервиса

Анализ  предметной области и последующее построение функциональной модели позволили определить проблемы в текущей организации рассматриваемого бизнес-процесса технического и сервисного обслуживания:

−        ручной документооборот;

−        длительное составление отчетности;

−        возможность потери документов;

−        высокие риски организации и выполнения технического и сервисного обслуживания.

Одним из  управленческих решений по устранению проблем является внедрение системы автоматизации документоооборота в автосервисе на базе платформы 1С: Предприятие, которая будет способствовать:

  • минимизации затрат времени от начала приемки автомобиля на ремонт или ТО, и заканчивая его сдачей клиенту;
  • осуществлению эффективной работы склада, ведению правильного учета всех запчастей, контролю за реализацией запчастей и комплектующих к ним;

а также позволит:

  • формировать множество финансовых и других отчетов, отображающих состояние дел в автосервисе как для руководства предприятия, так и для начальников структурных подразделений;
  • осуществлять расчет заработной платы сотрудников в зависимости от их трудовложений;
  • проводить расчет сметы ремонта [3].

Кроме того, представляется важным продумать, как минимизировать риски в процессе выполнения технического и сервисного обслуживания. Определим факторы и причины, влияющие на обозначенную проблему, и представим их на диаграмме причин и факторов Исикавы на рис. 3. Диаграмма Исикавы служит основой для составления плана взаимоувязанных мероприятий, обеспечивающих комплексное решение поставленной при анализе задачи [1].

Для начала сформулируем цель – минимизировать риски в процессе технического и сервисного обслуживания и определим первичные причины, влияющие на ее достижение: мониторинг, работники, метод, управление, материалы (в основе правило «шести М»).

Это правило состоит в том, что в общем случае существуют следующие шесть возможных причин тех или иных результатов:

  • материал (material),
  • оборудование (machine),
  • измерение (measurement),
  • метод (method),
  • люди (man),
  • менеджмент (management).

Рисунок 3-Диаграмма причин и факторов Исикавы

Расчет относительного веса фактора проведен для каждой причины первого уровня и их факторов с использованием экспертной оценки  методом ранжирования. Цифры на данной диаграмме означают относительный вес конкретной причины или группы причин в рассматриваемой проблеме.

Далее представлен весь алгоритм расчета. Мы пригласили экспертов, которые оценили по пятибалльной шкале факторы, влияющие на минимизацию рисков. Результаты опроса  экспертов сводятся в матрицу размерности   (табл.1), которая называется матрицей опроса.

Таблица 1. Матрица опроса

Факторы

Эксперты Мониторинг Работники Метод Управление Материалы Сумма по строке

1

5

5

4

5

3

22

2

3

5

5

2

5

20

3

2

4

3

1

4

14

4

1

5

2

4

2

14

Рассчитаем относительный вес  каждого фактора. Проведем преобразование матрицы опроса:

  1.  Находим отношение ранга, выставленного экспертом 1 к сумме рангов данного эксперта  по всем факторам.
  2.  Проводим операцию преобразования по всем экспертам.
  3.  Находим все суммы по столбцам (преобразованный ранг).
  4.  Находим относительный вес фактора: преобразованный ранг делим на количество экспертов

Таблица 2. Преобразованная матрица опроса

Факторы

Эксперты Мониторинг Работники Метод Управление Материалы

1

0,23

0,23

0,18

0,23

0,14

2

0,14

0,23

0,23

0,09

0,23

3

0,09

0,18

0,14

0,05

0,18

4

0,05

0,23

0,09

0,18

0,09

Сумма по столбцам

0,5

0,86

0,64

0,55

0,64

Делим на количество экспертов

0,125

0,21

0,159

0,136

0,159

%

12,5%

21,6%

15,9%

13,6%

15,9%

После построения диаграммы и проведения экспертной оценки, мы выявили, что наиболее важной причиной первого уровня являются Работники (21,6%), далее следует Метод (15,9%), Материалы (15,9%), Управление (3,6%) и самая малозначимая причина первого уровня  Мониторинг (12,5%).

Проведем расчет относительного веса  по каждой причине первого уровня, начиная с наиболее значимой «Работники»:

  1. Результаты опроса  экспертов сводятся в матрицу размерности   (табл.3), которая называется матрицей опроса по факторам причины первого уровня “Работники”. Высчитываем сумму по строке.
  2. Проведем расчет относительных весов по причинам второго уровня: Квалификация, Здоровье, Опыт работы, Вежливое обращение.
  3. Берем баллы, проставленные экспертами и делим на сумму по строке, тоже самое проделаем со всеми причинами второго уровня.
  4. Рассчитываем сумму по столбцам.
  5. Сумму по столбцам делим на количество экспертов.
  6.  Завершаем расчет относительных весов по причинам второго уровня, учитывая относительный вес причины первого уровня (Например, «Работники» – 0,21*21,6%=4,5%) (табл. 4).

Таблица 3. Матрица опроса по факторам причины первого уровня «Работники»

Работники

Эксперты Квалификация Здоровье Опыт работы Вежливое обращение Сумма по строке

1

5

5

4

5

19

2

3

5

4

5

17

3

4

5

5

5

19

4

4

3

1

2

10

Таблица 4. Преобразованная матрица опроса по факторам причины первого уровня «Работники»

Работники

Эксперты Квалификация Здоровье Опыт работы Вежливое обращение

1

0,26

0,26

0,21

0,26

2

0,15

0,26

0,21

0,26

3

0,21

0,26

0,26

0,26

4

0,21

0,15

0,05

0,11

Сумма по столбцам

0,84

0,94

0,73

0,89

Делим на количество экспертов*

0,21

0,23

0,18

0,22

Перенос на Исикавы**

4,5%

5,1%

4,0%

4,8%

Аналогично по алгоритму, представленному выше,  проводим расчет относительного веса  по остальным  причинам первого уровня: Метод, Материалы, Управление и Мониторинг.

Представим полученные результаты:

Работники (21,6%):

  • квалификация (4,5%)
  • здоровье (5,1%)
  • опыт работы(4,0%)
  • вежливое обращение с клиентами (4,8%)

Метод (15,9%): 

  • гарантия (4,0%)
  • скидки постоянным клиентам (4,0%)
  • проведение акций (3,9%)

Материалы (15,9%): 

  • качественные детали (3,3%)
  • хранение на складе (2,8%)
  • приемлемые цены у поставщиков (2,8%)
  • новейшее оборудование (3,3%)
  • надлежащий уход (3,3%)

Управление (13,6%):

  • электронный документооборот (4,5%)
  • распределение нагрузки (5,7%)

  Мониторинг (12,5%):

  • региональный рейтинг (4,9%)
  • система диагностики (7,2%)
  • видеонаблюдение за процессом (5,7%)

Проведенные расчеты позволили назвать степень влияния на проблему причин первого и второго уровня.


Библиографический список
  1. Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Назарова О.Б., Петеляк В.Е., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах / И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, О.Б. Назарова, В.Е. Петеляк, А.М. Агдавлетова. – Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. – с. 247-251
  2. Новикова Т.Б., Лунцова Д.С., Меркурьев А.В., Махмутова М.В. Разработка модели описания и оценок эффективности решения задач управления на примере бизнес-процесса «Планирование и мониторинг выполнения заказа в планово-производственном отделе» // Современная техника и технологии. 2015. № 12 (52). С. 168-173.
  3. Масленникова, О.Е. Информационная система управления как ядро информационной инфраструктуры современного образовательного учреждения [Текст]/О.Е. Масленникова//Вестник компьютерных и информационных технологий. -М., 2010. -№ 8. -С. 47-51.
  4. Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. Описание управления бизнес-процессами предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм / Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, О.Е. Масленникова, И.Д. Белоусова. – Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. – с. 318-322
  5. Седнева Д.А., Климов П.А., Гусева Т.Ф., Вахрушев В.И., Румянцев Е.П., Новикова Т.Б. Описание моделей по созданию собственного бизнеса // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59171 (дата обращения: 18.11.2015).


Все статьи автора «Стебелев Павел»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: