В процессе работы по подготовке дидактического материала для дисциплины «Функциональная и технологическая стандартизация ИКТ» и в связи с ограниченным количеством литературы в данной области, был подготовлен практический материал, который в дальнейшем может быть адаптирован к студентами по направлениям подготовки 09.03.03 – «Прикладная информатика» и 38.03.05 – «Бизнес информатика». Рассмотрим примеры разработанных индивидуальных заданий в сфере стандартизации ИКТ:
Рассмотрим примеры выполненных заданий в сфере стандартизации ИКТ на предприятии.
Пример 1
Компания с 2005 года производит хлебобулочные изделия для своего региона. Для повышения качества продукции предприятие начало разрабатывать план по внедрению системы менеджмента качества, используя ИСО 9001:2000. В после следствии разработав руководство по качеству продукции согласно требованиям ИСО 9000:2000 включив в требования по проецированию т.к. производство идет по желанию потребителя.
Пример 2
Риэлтерская фирма, занимающаяся вопросами недвижимости, потребовалось внедрить стратегию качества, за основу был взят стандарт ИСО 9001:2000. После анализа фирма установила, что ИСО 9001:2000 не дает полезное дополнению руководству. Из чего руководство компании следует принять решение, стоит сертифицировать фирму по ИСО 9001:2000?
Пример 3
Руководство фирмы-изготовителя стиральных машин с хорошо сформированной культурой постоянного улучшения и эффективного управления производством решило улучшить процессы разработки на фирме и внедрить стандарт ИСО 9001:2000 для получения сертификата в коммерческих целях. Фирма использовала стандарт ИСО 9004:2000 для управления своими процессами улучшения и ИСО 10006:1997 для разработки плана менеджмента проектирования.
Пример 4
Большинство потребителей крупной компании по переработке химических материалов потребовало от нее пройти регистрацию/сертификацию на соответствие требованиям ИСО 9001:2000 [1] . Чтобы получить дополнительные прибыли, руководство компании запланировало разработать стратегию всестороннего менеджмента на основе ИСО 9000:2000 и ИСО 9004:2000. Анализ процессов деятельности компании показал, что все элементы стандарта ИСО 9001:2000 были применимы к системе менеджмента качества компании. Компания использовала ИСО 10013:1999 как руководство для разработки документации по качеству в своих производственных подразделениях и ИСО 10015:1999 как руководство для подготовки учебных планов для своих сотрудников.
Пример 5
Юридическая фирма в сфере международного права пожелала улучшить свои процессы менеджмента клиентуры и добиться регистрации/сертификации по ИСО 9001:2000. Система менеджмента качества фирмы предусматривала проектирование и разработку таких новых услуг, как планирование международных налогов и изменение традиционных услуг для соответствия требованиям нового или измененного законодательства. Они включили сюда управление закупками, охватывающее выбор компьютерного оборудования и программного обеспечения, а также приобретение услуг специальных юристов по мере необходимости. После успешного внедрения стандарта ИСО 9001:2000 они воспользовались рекомендациями ИСО 9004:2000 по самооценке для мониторинга процесса своего прогрессивного развития по мере улучшения своей системы менеджмента качества.
Пример 6
Разработчики компьютерного программного обеспечения, обслуживающие определенную нишу на рынке сбыта, установили, что при расширении базы пользователей они столкнутся с вопросами, касающимися менеджмента продукции и управления конфигурацией. Изменения в основной продукции, аппаратных средствах пользователей и в регуляторных требованиях осложняли проблемы обслуживания потребителей. Стандарт ИСО 9004:2000 дал необходимые рекомендации по разработке документированных процедур для управления изменениями и улучшением процесса. Стандарты ИСО 10006:1997 и ИСО 10007:1995 обеспечили дополнительную поддержку при менеджменте проектирования и подготовке процедур по менеджменту конфигурации. Впоследствии они приобрели другого разработчика программного обеспечения и сумели использовать свою систему менеджмента качества для очень быстрой интеграции приобретенной фирмы в свою структуру с минимальными перебоями для потребителей.
Пример №7
Банк принял решение внедрить систему менеджмента качества для своих банковских услуг по интернету в режиме “онлайн” (реального времени). Они разработали такое руководство по качеству, из которого было видно, что другие, обычные, банковские услуги не включены в их систему менеджмента качества. В процессе работы над требованиями ИСО 9001:2000 банк руководствовался стандартом ИСО 9000:2000, помогавшим интерпретировать слова и фразы, используемые в применяемом ими стандарте. Они применили все требования раздела 7, признав, что проектирование и разработка являются важной частью создания новых процессов обслуживания. Банк использовал стандарт ИСО 10013:1995 для подготовки своей документации, которая была введена в их внутреннюю компьютерную сеть для обеспечения персонала текущими процедурами.
Пример №8
Пример ТЗ
Введение
Наименование программы – «Текстовый редактор для работы с файлами в формате rtf».
Краткая характеристика области применения
Программа предназначена к применения в профильных подразделениях на объектах заказчика.
Основание для разработки
Основанием для проведения разработки является Договор №666 от 32 марта 2004 года (входящий № такой-то от такого-то). Договор утвержден Директором ФГУП «Спецтяжмонтажстройсельхозавтоматика» Ивановым Петром Ивановичем, именуемым далее Заказчиком и утвержден директором ОАО «Суперсофт» Андреевым Тимуром Сергеевичем.
Наименование и условное обозначение темы разработки
Наименование темы разработки – «Разработка текстового редактора для работы с файлами в формате rtf». Условное обозначение темы разработки (шифр темы) – «РТФ-007».
Назначения разработки
Функциональное назначение
Функциональным назначением программы является предоставление пользователю возможности работы с текстовым редактором.
Эксплуатационное назначение
Программа должна эксплуатироваться в профильных подразделениях и на объектах заказчика. Пользователями программы должны являться сотрудники профильных подразделений объектов заказчика.
Ошибки по ГОСТу для примера ТЗ
- Техническое задание оформляют в соответствии с ГОСТ 19.106-78на листах формата 11 и 12 по ГОСТ 2.301-68, как правило, без заполнения полей листа. Номера листов (страниц) проставляются в верхней части листа над текстом [из п. 1.1 ГОСТ 19.201-78]
- Примечание: Информационную часть (аннотацию и содержание), лист регистрации изменений допускается в документ не включать [из п. 1.2 ГОСТ 19.201-78]
- В разделе «Основания для разработки» должны быть указаны:
- документ (документы), на основании которых ведется разработка;
- организация, утвердившая этот документ, и дата его утверждения;
- наименование и (или) условное обозначение темы разработки.
[из п. 2.2 ГОСТ 19.201-78]. В нашем примере нет даты утверждения документа.
В подразделе следует привести сведения, содержащиеся в договоре между заказчиком и исполнителем.
Оформление ТЗ должно быть по ГОСТу 19.105-78:
Абзацы должны быть оформлены следующим образом:
- шрифт: Times New Roman, 12 пт.;
- первая строка: отступ 1,27 см;
- междустрочный интервал: 1,5 строки;
- выравнивание: по ширине;
- без переноса в словах”[2].
Библиографический список
- ИСО 9001:2000.
- ГОСТу 19.105-78.