УДК 004

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ИТ-СФЕРЕ НА ПРИМЕРАХ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Новикова Татьяна Борисовна1, Самойлова Светлана Сергеевна2, Комиссарова Оксана Романовна3
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры БИиИТ
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студент группы ФИПИб-13
3Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студент группы ФИПИб-13

Аннотация
В статье представлен практический материал для дисциплины «Функциональная и технологическая стандартизация ИКТ».

Ключевые слова: ГОСТ, стандартизация


STANDARDIZATION IN THE IT FIELD ON THE EXAMPLE OF DIFFERENT SUBJECT AREAS

Novikova Tatyana Borisovna1, Samoilova Svetlana Sergeevna2, Komissarova Oksana Romanova3
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, Ph.D., Associate Professor, Department of business Informatics
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, student groups FIPIb-13
3Nosov Magnitogorsk State Technical University, student groups FIPIb-13

Abstract
The article presents a practical material for the course "Functional and technological standardization of ICT".

Библиографическая ссылка на статью:
Новикова Т.Б., Самойлова С.С., Комиссарова О.Р. Стандартизация в ИТ-сфере на примерах различных предметных областей // Современная техника и технологии. 2016. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/11/11434 (дата обращения: 28.05.2017).

В процессе работы по подготовке дидактического материала для дисциплины «Функциональная и технологическая стандартизация ИКТ» и в связи с ограниченным количеством литературы в данной области, был подготовлен практический материал, который в дальнейшем может быть адаптирован к студентами по направлениям подготовки 09.03.03 – «Прикладная информатика» и 38.03.05 – «Бизнес информатика». Рассмотрим примеры разработанных индивидуальных заданий в сфере стандартизации ИКТ:

Рассмотрим примеры выполненных заданий в сфере стандартизации ИКТ на предприятии.

Пример 1

Компания с 2005 года производит хлебобулочные изделия для своего региона. Для повышения качества продукции предприятие начало разрабатывать план по внедрению системы менеджмента качества, используя ИСО 9001:2000. В после следствии разработав руководство по качеству продукции согласно требованиям ИСО 9000:2000 включив в требования по проецированию т.к. производство идет по желанию потребителя.

Пример 2

Риэлтерская фирма, занимающаяся вопросами недвижимости, потребовалось внедрить стратегию качества, за основу был взят стандарт ИСО 9001:2000. После анализа фирма установила, что ИСО 9001:2000 не дает полезное дополнению руководству.  Из чего руководство компании следует принять решение, стоит сертифицировать фирму по ИСО 9001:2000?

Пример 3

Руководство фирмы-изготовителя стиральных машин с хорошо сформированной культурой постоянного улучшения и эффективного управления производством решило улучшить процессы разработки на фирме и внедрить стандарт ИСО 9001:2000 для получения сертификата в коммерческих целях. Фирма использовала стандарт ИСО 9004:2000 для управления своими процессами улучшения и ИСО 10006:1997 для разработки плана менеджмента проектирования.

Пример 4

Большинство потребителей крупной компании по переработке химических материалов потребовало от нее пройти регистрацию/сертификацию на соответствие требованиям ИСО 9001:2000 [1] . Чтобы получить дополнительные прибыли, руководство компании запланировало разработать стратегию всестороннего менеджмента на основе ИСО 9000:2000 и ИСО 9004:2000. Анализ процессов деятельности компании показал, что все элементы стандарта ИСО 9001:2000 были применимы к системе менеджмента качества компании. Компания использовала ИСО 10013:1999 как руководство для разработки документации по качеству в своих производственных подразделениях и ИСО 10015:1999 как руководство для подготовки учебных планов для своих сотрудников.

Пример 5

Юридическая фирма в сфере международного права пожелала улучшить свои процессы менеджмента клиентуры и добиться регистрации/сертификации по ИСО 9001:2000. Система менеджмента качества фирмы предусматривала проектирование и разработку таких новых услуг, как планирование международных налогов и изменение традиционных услуг для соответствия требованиям нового или измененного законодательства. Они включили сюда управление закупками, охватывающее выбор компьютерного оборудования и программного обеспечения, а также приобретение услуг специальных юристов по мере необходимости. После успешного внедрения стандарта ИСО 9001:2000 они воспользовались рекомендациями ИСО 9004:2000 по самооценке для мониторинга процесса своего прогрессивного развития по мере улучшения своей системы менеджмента качества.

Пример 6

Разработчики компьютерного программного обеспечения, обслуживающие определенную нишу на рынке сбыта, установили, что при расширении базы пользователей они столкнутся с вопросами, касающимися менеджмента продукции и управления конфигурацией. Изменения в основной продукции, аппаратных средствах пользователей и в регуляторных требованиях осложняли проблемы обслуживания потребителей. Стандарт ИСО 9004:2000 дал необходимые рекомендации по разработке документированных процедур для управления изменениями и улучшением процесса. Стандарты ИСО 10006:1997 и ИСО 10007:1995 обеспечили дополнительную поддержку при менеджменте проектирования и подготовке процедур по менеджменту конфигурации. Впоследствии они приобрели другого разработчика программного обеспечения и сумели использовать свою систему менеджмента качества для очень быстрой интеграции приобретенной фирмы в свою структуру с минимальными перебоями для потребителей.

Пример №7

Банк принял решение внедрить систему менеджмента качества для своих банковских услуг по интернету в режиме “онлайн” (реального времени). Они разработали такое руководство по качеству, из которого было видно, что другие, обычные, банковские услуги не включены в их систему менеджмента качества. В процессе работы над требованиями ИСО 9001:2000 банк руководствовался стандартом ИСО 9000:2000, помогавшим интерпретировать слова и фразы, используемые в применяемом ими стандарте. Они применили все требования раздела 7, признав, что проектирование и разработка являются важной частью создания новых процессов обслуживания. Банк использовал стандарт ИСО 10013:1995 для подготовки своей документации, которая была введена в их внутреннюю компьютерную сеть для обеспечения персонала текущими процедурами.

Пример №8

Пример ТЗ

Введение

Наименование программы – «Текстовый редактор для работы с файлами в формате rtf».

Краткая характеристика области применения

Программа предназначена к применения в профильных подразделениях на объектах заказчика.

Основание для разработки

Основанием для проведения разработки является Договор №666 от 32 марта 2004 года (входящий № такой-то от такого-то). Договор утвержден Директором ФГУП «Спецтяжмонтажстройсельхозавтоматика» Ивановым Петром Ивановичем, именуемым далее Заказчиком и утвержден директором ОАО «Суперсофт» Андреевым Тимуром Сергеевичем.

Наименование и условное обозначение темы разработки

Наименование темы разработки – «Разработка текстового редактора для работы с файлами в формате rtf». Условное обозначение темы разработки (шифр темы) – «РТФ-007».

Назначения разработки

Функциональное назначение

Функциональным назначением программы является предоставление пользователю возможности работы с текстовым редактором.

Эксплуатационное назначение

Программа должна эксплуатироваться в профильных подразделениях и на объектах заказчика. Пользователями программы должны являться сотрудники профильных подразделений объектов заказчика.

Ошибки по ГОСТу для примера ТЗ

  1. Техническое задание оформляют в соответствии с ГОСТ 19.106-78на листах формата 11 и 12 по ГОСТ 2.301-68, как правило, без заполнения полей листа. Номера листов (страниц) проставляются в верхней части листа над текстом [из п. 1.1 ГОСТ 19.201-78]
  2. Примечание: Информационную часть (аннотацию и содержание), лист регистрации изменений допускается в документ не включать [из п. 1.2 ГОСТ 19.201-78]
  3. В разделе «Основания для разработки» должны быть указаны:
  • документ (документы), на основании которых ведется разработка;
  • организация, утвердившая этот документ, и дата его утверждения;
  • наименование и (или) условное обозначение темы разработки.

[из п. 2.2 ГОСТ 19.201-78]. В нашем примере нет даты утверждения документа.

В подразделе следует привести сведения, содержащиеся в договоре между заказчиком и исполнителем.

Оформление ТЗ должно быть по ГОСТу 19.105-78:

Абзацы должны быть оформлены следующим образом:
-   шрифт: Times New Roman, 12 пт.;
-   первая строка: отступ 1,27 см;
-   междустрочный интервал: 1,5 строки;
-   выравнивание: по ширине;
-   без переноса в словах”[2].


Библиографический список
  1. ИСО 9001:2000.
  2. ГОСТу 19.105-78.


Все статьи автора «SSWW»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: