УДК 004

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИИ ОПИСАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Македонский Павел Дмитриевич1, Уламасова Евгения Петровна2
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, студент 3 курса Института энергетики и автоматизированных систем
2Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, студентка 4 курса Института экономики и управления

Аннотация
Сегодня появилась реальная возможность с помощью моделирования на современных многофункциональных средствах обработки и отображения информации, таких как Microsoft Visio, конкретизировать тип и характеристики используемых информационных моделей, выявить основные особенности будущей деятельности операторов, сформулировать требования к параметрам аппаратно-программных средств интерфейса взаимодействия и т.д. Особый упор при внедрении данных задач, проектирование и разработка АИС следует, конечно, придавать современным CASE-средствам разработки программ, так как они наиболее оптимально позволяют проектировать решения в основе которых лежат, в первую очередь, требования к согласованному пользовательскому интерфейсу, каковым и является интерфейс Windows.

Ключевые слова: бизнес-моделирование, бизнес-процесс, информационная система, методология ARIS


MODERN METHODOLOGY DESCRIPTION OF BUSINESS PROCESSES

Makedonskiy Pavel Dmitrievich1, Ulamasova Evgeniya Petrovna2
1Nosov Magnitogosk State Technical University, 3rd year student of the Institute of Energy and automated systems
2Nosov Magnitogosk State Technical University, 4th year student of the Institute of Economics and Management

Abstract
Today there is a real opportunity with the help of simulations on modern multi-functional, the processing and display of information, such as Microsoft Visio, specify the type and characteristics of data models, to identify the main features of the future work of the operators, to formulate requirements to the parameters of the hardware-software interface, interaction, etc. Particular emphasis in the implementation of these objectives, the design and AIS development should, of course, give a modern CASE-tools programming, because they optimally allow you to design solutions that are based on, first of all, to a consistent user interface requirements, what is the interface Windows.

Библиографическая ссылка на статью:
Македонский П.Д., Уламасова Е.П. Современные методологии описания бизнес-процессов // Современная техника и технологии. 2016. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/11/11458 (дата обращения: 26.05.2017).

Одной из современных методологий бизнес-моделирования, получившей широкое распространение в России является методология ARIS, которая расшифровывается как Architecture of Integrated Information Systems – проектирование интегрированных информационных систем. Основные проблемы как практического, так и теоретического характера связанных со всесторонним изучением масштаба и темпа внедрения средств автоматизации управления ставит необходимость комплексных исследований.
Одним из преимуществ методологии ARIS является высокая степень визуализации бизнес-моделей, что делает данную методологию удобной и доступной в использовании всеми сотрудниками компании. В методологии ARIS смысловое значение имеет цвет, что повышает восприимчивость и читабельность схем бизнес-моделей. Помимо большего количества моделей по сравнению с другими методологиями, методология ARIS имеет наибольшее количество различных объектов, используемых при построении бизнес-моделей, что увеличивает их аналитичность. Например, материальные и информационные потоки на процессных схемах обозначаются разными по форме и цвету объектами, что позволяет быстро определить тип потока [1, 2, 3]. Несмотря на большее количество моделей в методологии ARIS в проектах по описанию и оптимизации деятельности в общем случае их используется не более десяти. Методология ARIS позиционирует себя как конструктор, из которого под конкретный проект в зависимости от его целей и задач разрабатывается локальная методология, состоящая из небольшого количества требуемых бизнес-моделей и объектов.
Таким образом, на сегодняшний день можно констатировать тот факт, что моделирование бизнес-процессов, бизнес-моделирование стало неотъемлемой составляющей реализации любого проекта, связанного с модернизацией и развитием деятельности компании. А результаты бизнес-моделирования представлены в виде моделей: eEPC, OC, OG, BSC, VAD и другие [1, с. 4].
Рассмотрим информационную систему учета заявок МАОУ «СОШ №67» с использованием методологии ARIS. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Проанализировать деятельность Общеобразовательного учреждения.
  • Изучить функциональные обязанности диспетчера и сущность процесса учета и контроля заявок.
  • Выбрать средства разработки.
  • Спроектировать структуру разрабатываемой системы в виде диаграмм.

Школа № 67 открыта 30 августа 1994 года. До 1997 года она носила статус школы – новостройки. На момент открытия школы (в 1994 году) в ней обучалось 1800 учащихся, что превышало объемные показатели в 3,5 раза. Только в начальной школе было укомплектовано 30 классов.
В настоящий момент присвоен статус муниципального автономного общеобразовательного учреждения: МАОУ «СОШ № 67» города Магнитогорска. Имеет опыт работы в сфере образования: Всероссийская научно-практическая конференция работников вузов кафедр педагогики и методики начального образования «Современные подходы к преподаванию в начальной школе», на которой был одобрен опыт по внедрению информационных и здоровье сберегающих технологий в учебный процесс [4, 5, 6]. Наиболее успешным примером с ИТ стало, использование проектного метода в обучении технологии и защиты проекта, как формы итоговой аттестации учащихся по технологии; метод круговой тренировки как способ организации самостоятельной деятельности учащихся; проведение организационно-деятельностных игр. Является участником в федеральном эксперименте по обновлению содержания образования. Приступила к реализации Программы «Организация самостоятельной деятельности учащихся как условие качественного образования». В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» школа получила грант Президента. Благодаря Российской Академией образования и науки, Ведущим институтом развивающих технологий, образовательным центром «Школьный университет» за участие в международной исследовательской программе «Будущее за ИКТ» МАОУ «СОШ № 67» присвоен статус «Базовая школа по формированию ИКТ-компетентности школьников [7, 8, 9]. Выступает в качестве Центра образовательной робототехники.
Функциональные обязанности Диспетчера определены на основе должностных инструкций, указанных в уставе Школы.
Диспетчер:

  • Осуществляет с использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи оперативное регулирование хода производства и других видов основной деятельности предприятия или его подразделений в соответствии с производственными программами, календарными планами и сменно-суточными заданиями.
  • Контролирует обеспеченность подразделений необходимыми материалами, комплектующими изделиями, оборудованием.
  • Осуществляет оперативный контроль за ходом выполнения операций, обеспечивая максимальное использование производственных мощностей, бесперебойную работу Аппаратного обеспечения, выполнение работ (услуг.
  • Обеспечивает соблюдение установленных норм по Технике безопасности.
  • Принимает меры по предупреждению и устранению нарушений хода работы отделов, привлекая, при необходимости, соответствующие службы предприятия.
  • Выявляет резервы производства по установлению наиболее рациональных режимов работы технологического оборудования, более полной и равномерной загрузке оборудования и производственных площадей, сокращению длительности цикла.
  • Осуществляет внедрение и обеспечивает рациональное использование технических средств оперативного управления.
  • Ведет диспетчерский журнал, составляет отчетные рапорты и другую техническую документацию о ходе работы Технического отдела.
  • Участвует в работе по анализу и оценке деятельности подразделений, выявлению резервов [10, 11, 12].

Сущность процесса учета заявок состоит в том, чтобы принять от клиента заявку, проанализировать подразделение и оборудование, в котором возникла неисправность, составить план работ и передать заявку в технический отдел для её устранения. Всю сущность этого процесса можно представить на рисунке 1.

Рисунок 1 – Сущность процесса учета заявок

Модель “Диаграмм бизнес-процессов верхнего уровня” – VAD является прототипом классического DFD-стандарта и используется для описания бизнес-процессов верхнего уровня. Дополнительным отличием данной и других процессных моделей является то, что информационные и материальные потоки на схеме VAD изображаются не стрелками, а объектами. При этом для каждого типа потока используется свой объект. На модели VAD методологии ARIS в отличие от классического подхода также используется логические связи между работами, которые позволяют отобразить логическую последовательность выполнения работ [1, с. 180].
Существующий способ учета приема заявок связан с большой трудоемкостью, разрозненностью сведений, что с большей вероятностью ведет к их утере или неправильной интерпретации. На сегодняшний день невозможно получить сведения об общем количестве заявок, провести анализ основных причин возникновения проблемных вопросов у клиентов и проанализировать причины обращения [13, 14, 15]. Кроме того, в отчетный период необходимо составление аналитических отчетов, включающих в себя анализ работы за определенный период, что очень затруднительно. Основной причиной возникновения проблем по работе с выполнением заявок выступает затяжной характер выполнения заявки, представленный на рисунке 2.

Рисунок 2. Диаграмма причины и следствия связей

Таким образом, сотрудник занят получения доступа к рабочему месту одного из клиентов системы, а также, при необходимости занесением необходимых сведений в книги учета. Учитывая, что продолжительность рабочего дня составляет 8 часов, делаем вывод, что на выполнение остальных обязанностей (то есть непосредственную работу по решению проблем клиента и выработке необходимых мероприятии) остается менее 40 % рабочего времени, что крайне неэффективно. Для данного способа также характерны следующие недостатки, представленные на рисунке 3.

Рисунок 3. Причинно-следственная диаграмма – «Рыбий скелет»

Для оценки значимости факторов создана экспертная группа из двух человек – системные администраторы двух школ. Произведем экспертную оценку используя метод ранжирования для этого составим матрицы обратных рангов (ai,j/(nmax+1)-ai,j) для таблиц 1-11 и найдем весовой показатель (W), где (a) экспертная оценка по (i-ому) критерию (j-го) эксперта [3].

Эксперт

Среда

Технический персонал

ИТ-Инфраструктура

Журнал учета заявок

1

14

32

41

23

2

14

41

23

32

W

8

3

4

5

0,4

0,15

0,2

0,25

Эксперт

Формулировка

Заявки некорректна

Отсутствие

отчетности

Неполная

Информации о проблеме

1

13

31

22

2

22

31

13

W

5

2

5

0,42

0,16

0,42

Эксперт

Отсутствие

ПО

Проблемы

С ПО

Недостаточно

Прав доступа

1

22

31

13

2

31

22

13

W

3

3

6

0,25

0,25

0,5

Эксперт

Активация

Компьютерные

характеристики

1

21

12

2

21

12

W

2

4

0,33

0,67

Эксперт

Не предусмотрено

Учебным планом

Лицензия

1

21

12

2

12

21

W

3

3

0,5

0,5

Эксперт

Сервисный ремонт сторонней организации

Уровень знаний

1

21

12

2

12

21

W

3

3

0,5

0,5

Эксперт

Дефекты и поломки

оборудования

Неисправность

оборудования

1

12

21

2

12

21

W

4

2

0,67

0,33

Эксперт

Сложность

заявки

Отсутствие

опыта

1

21

12

2

21

12

W

2

4

0,33

0,67

Эксперт

Отсутствие доступа к кабинету

Искажение оперативной информации в журнале

1

22

31

2

31

22

W

3

3

0,25

0,25

Эксперт

Ключа на

Вахте нет

Ключи у

технички

Ключи у учителя

1

13

22

31

2

13

31

22

W

6

3

3

0,5

0,25

0,25

Эксперт

Учитель

вне школы

Учитель

в школе

1

12

21

2

12

21

W

4

2

0,67

0,33

Таким образом, выполненная нами экспертная оценка показала, что наиболее значимая группа факторов является Среда (рис. 4), оцениваемая в 40% и в качестве решения возможно поддержание постоянной связи между сотрудником и исполнителем процесса, а также обеспечение доступа в помещение.

Рисунок 4. Эффективный учет выполнения заявки

В результате проводимой автоматизации предполагается постоянно иметь точнейшие сведения о количестве заявок, их видах, сократить время на подготовку аналитических отчетов и передачу документов за счет их электронной формы. Очевидно, что для автоматизации необходимо использовать такие средства, как персональные компьютеры, принтеры, а также специальное программное обеспечение и, возможно, локальную вычислительную сеть, примером данного решения выступает работа подразделения рисунок 5, а также взаимосвязь отделов по работе с документооборотом рисунок 6.

Рисунок 5. Диаграмма событийно-управляемого процесса – eEPC
Рисунок 6. Диаграмма взаимодействия основных подразделений компании – CD

В случае использования вычислительной техники данный процесс приводится к просмотру заявки, оформленной и уже занесенной в базу данных по мере их поступления, поиск информации будет производится при задании необходимых параметров.

Таким образом, введение данной системы учета заявок сервисного обслуживания, позволит более точно вести контроль заявок, а также влечет за собой экономию времени и средств. Назначением такой системы является повышение эффективности деятельности диспетчеров и централизованности данных.


Библиографический список
  1. Новикова Т. Б., Назарова О. Б., Петеляк В. Е. Aris: теория и практика бизнес-моделирования: учеб. Пособие. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2016. 289 с.
  2. Комиссарова О.Р., Конькова Д.С., Матвеев В.А., Новикова Т.Б. Исследование деятельности аэропорта на примере диаграмм методологии ARIS «EEPC», «MFD» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 117-120.
  3. Конькова Д.С., Новикова Т.Б., Комиссарова О.Р., Матвеев В.А. Разработка диаграмм eEPC, VAD, FTA на примере описания предметной области «Ведение обращений в прокуратуру» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 112-116.
  4. Конькова Д.С., Новикова Т.Б., Комиссарова О.Р., Матвеев В.А., Мусин Р.Ф. Бизнес – моделирование деятельности завода по производству автомобилей с использованием диаграмм IFD, CD, MFD // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 98-101.
  5. Курзаева Л.В. Введение в теорию систем и системный анализ : учеб.пособие / Л.В. Курзаева. – Магнитогорск : МаГУ, 2015. – 211 с.
  6. Македонский П.Д., Курзаева Л.В. Анализ проблем обслуживания ИТ-инфраструктуры современной школы на основе экспертной оценки // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70042 (дата обращения: 04.12.2016).
  7. Матвеев В.А., Конькова Д.С., Комиссарова О.Р., Новикова Т.Б., Мусин Р.Ф. Документооборот при оказании услуг перевозки груза и его графическое отображение на примере нотации eEPS // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 89-94.
  8. Мусин Р.Ф., Пролозова Т., Конькова Д.С., Матвеев В.А., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В. Разработка диаграммы VAD для описания бизенс-процесса приема сырья на склад // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 95-97.
  9. Новикова Т.Б., Гусева Т.Ф., Вахрушев В.И., Седнева Д.А., Климов П.А., Иванченко А.Е., Игнатова Т.А. Опыт моделирования диаграмм OD, FTA, VAD, EEPC для постановки задач управления в социальных и экономических системах // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 (57). С. 67-72.
  10. Новикова Т.Б., Махмутова М.В., Гусева Т.Ф., Вахрушев В.И., Седнева Д.А., Климов П.А., Иванченко А.Е., Игнатова Т.А., Яковлева М.Ф. Моделирование бизнес-процесса «Учет ремонтов» с целью повышения эффективности и функционирования компании по предоставлению ремонтных услуг // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 268-274.
  11. Новикова Т.Б., Махмутова М.В., Гусева Т.Ф., Вахрушев В.И., Седнева Д.А., Климов П.А., Иванченко А.Е., Игнатова Т.А., Микутская К.А. Разработка моделей для описания бизнес-процесса «Учет готовой продукции на складе» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 275-280.
  12. Новикова Т.Б., Янин А.А., Агалакова В.И., Юрлова О.А., Курзаева Л.В. Реорганизация бизнеса для поддержки операционной деятельности с применением модели EPC // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 241-248.
  13. Седнева Д.А., Климов П.А., Гусева Т.Ф., Вахрушев В.И., Румянцев Е.П., Новикова Т.Б. Описание моделей по созданию собственного бизнеса // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 131-138.
  14. Шарипова У.В., Федоренко И.А., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Енютина А.В., Арзамасцева Е.А. Актуальность модели EEPC в описании деятельности компании // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 (57). С. 141-145.
  15. Ягудина Р.Р., Новикова Т.Б. Бизнес-моделирование процесса «Описание деятельности кафетерия» с использованием методологии ARIS // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 154-161.


Все статьи автора «Македонский Павел Дмитриевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: