УДК 656

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Шамис Виталий Александрович1, Мочалин Михаил Сергеевич1
1ФГБОУ ВО "Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия"

Аннотация
В статье рассматривается эффективность транспортно-логистических процессов (ТЛП). Представлены разные подходы к оценке эффективности ТЛП процессов.

Ключевые слова: логистика, процесс, транспорт, транспортно-логистический процесс, эффективность


ANALYSIS OF INDICATORS OF EFFICIENCY OF TRANSPORT AND LOGISTIC PROCESSES

Shamis Vitaly Aleksandrovich1, Mochalin Mikhail Sergeyevich1
1Siberian State Automobile and Highway Academy

Abstract
The article examines the efficiency of transport and logistics processes. Presents different approaches to the assessment of the efficiency of processes.

Библиографическая ссылка на статью:
Шамис В.А., Мочалин М.С. Анализ показателей эффективности транспортно-логистических процессов // Современная техника и технологии. 2016. № 12. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/12/10903 (дата обращения: 01.10.2017).

Эффективность является результативным параметром транспортно-логистических процессов. Существует множество общих подходов к оценке эффективности процессов. Первоначально эффект можно определить как результат каких-либо причин, действий. Понятие экономического эффекта связано с определением разницы между результатами деятельности и затратами на достижение этих результатов.

С.А. Бубновым был предложен следующий алгоритм оценки проектирования транспортно-логистического процесса  (ТЛП) на основе SCOR-модели [1]. Эталонная модель логистических систем состоит из 5 стандартных процессов:

- планирование (Р);

- закупка (S);

- производство (М);

- поставка (D);

- возврат (R).

По мнению С.А. Бубнова вопросы управления цепью поставок на сегодняшний день в основном можно решить за счет дружественных или принудительных поглощений участников цепи поставок», и предлагает методику по управлению процессами логистики в цепях поставок с помощью управляемого ассоциативного взаимодействия для достижения целей всех контрагентов, в условиях партнерства и самостоятельности. Этот подход в настоящее время весьма актуален.

Специалисты отмечают, что принципиальное отличие методики проектирования ассоциативного взаимодействия логистических систем заключается в ориентации на передовые требования к логистическим системам всех участников процесса. В качестве методики автор предлагает проведение совместных совещаний по согласованию целей логистической деятельности и осуществлению выбора потенциальных партнеров (этапы 1 и 2). Отмечается, что в каждом конкретном случае набор критериев для выбора партнера специфичен, предлагается таблица для анализа партнеров. Затем предлагается провести оценку текущего состояния системы. Надо отметить, что данный этап присутствует почти во всех методиках управления эффективностью транспортно-логистических процессов и систем. Базовым методом оценки избирается экспертный метод через структуру совета логистического центра (ЛЦ). Управляющим советом, чаще всего, является генеральный директор предприятия – инициатор изменений. В аналитическом отделе находятся логисты, напрямую подчиняющиеся начальнику отдела, а функционально – руководителю службы логистики организации, в котором они работают. Внешними консультантами являются представители консалтинговых фирм, занимающихся сопровождением проекта. Экспертами могут быть сторонние специалисты. Критерии оценки эффективности внедрения методики проектирования ориентированы на SCOR-модель. Однако эти параметры применимы к оценке логистического менеджмента компании и не могут в полной мере соответствовать целям исследования транспортно-логистических процессов в регионе по нескольким причинам [5, 6]:

1) эти показатели не описывают эффективность взаимосвязей между результатами, к которым относятся показатели внешней (региональной) среды на уровне макросреды, и параметрами процесса;

2) данные показатели не в полной мере отражают главные принципы логистики: «точно вовремя», «соответствие заказа поставке», «соответствие качества»;

3) применительно к территории принцип минимизации затрат упрощен на уровне только затрат на логистику, в то время как затраты по управлению общественным сектором на территории предполагают инвестирование функционирования транспортной структуры, инвестирование систем искусственного интеллекта, сферы жилищно-коммунального хозяйства, что само по себе предполагает высокий уровень затрат.

Для начала необходимо классифицировать подходы к измерению эффективности логистики на территориальном уровне по целям исследования. Предлагается следующая классификация [3]:

1) измерение параметров эффективности потоковых процессов в логистике;

2) измерение эффективности методов управления

логистическим процессом;

3) измерение эффективности логистической стратегии;

4) измерение несоответствий результатов.

В рамках проведения этой оценки вычисляют ряд взаимосвязанных показателей, не только необходимых для организации транспортно-логистических операций (погрузка-разгрузка, хранение, складирование, транспортировка), но и важных с точки зрения обеспечения безопасности этих операций. В области грузовых перевозок понятие «качество» связано с измерением таких параметров транспортно-логистического процесса, как: соблюдение даты поставки, обеспечение сохранности груза, соблюдение комплексности обслуживания, наличие доставки «от двери до двери».

В целях реализации метода выбирают систему оценки эффективности на основе базовых индикаторов процесса. В качестве таких систем обычно рассматривают систему «4С» и систему «SMART». Система «4С» основана на таких критериях, как комплексность, полнота, четкость, непротиворечивость. Существует система оценки эффективности «SMART», которая основана на таких принципах подбора индикаторов, как конкретность, измеримость, релевантность, достижимость, учет времени. Данная система критериев для подбора индикаторов контроля за транспортно-логистическим процессом нам кажется наиболее приемлемой.

На основе измерения эффективности потоковых процессов становится возможным создание банка данных, который бы позволил регулярно измерять динамику представленных на схеме относительных показателей. Отрицательная динамика свидетельствует о недостаточной организации или недостаточной технической оснащенности транспортно-логистических процессов. Поскольку транспортно – логистический процесс охватывает материальные, финансовые, информационные потоки, то понятие его надежности и безопасности также будет сопряжено с понятием «эффективность процесса». Кратко определения эффективности и методику расчета показателей эффектов можно представить [7, 8] в виде таблицы 1.

Таблица 1 Определения эффективности и методики расчета  показателей эффекта

Понятие, показатель Характеристика Формула для расчета Смысловое значение
Эффект Результат (или следствие) каких-либо причин, действий Отношение числа достигнутых целей к поставленным Имеет стратегическое значение и показывает степень достижения результата
Экономический эффект Разница между результатами какой-либо деятельности Э=Р-З Показывает величину экономии денежных средств, полученной в результате использования новой методики управления потоковым процессом
Эффективность логистической системы Соотношение между заданным (целевым) показателем результата функционирования логистической системы и фактически реализованным Элс = (Р-З)/З Удельная величина эффекта, приходящегося на единицу получаемых результатов
Эффективность Мера полноты и качества решения задачи, устанавливаемая перед управляющей системой, осуществления системой своего предназначения Эф= результат/затраты Результат, полученный на единицу затрат
Удельная эффективность затрат Отражает величину экономического эффекта на 1 рубль полученного результата Уэ = затраты/результат Удельная величина затрат, приходящаяся на единицу полученного результата
Статистическая эффективность Эффективность функционирования логистической системы во внешней среде без дополнительного роста Формула выбирается в соответствии с результатами цели функционирования системы Показывает текущее состояние логистической системы, т.е. решение вопросов тактики
Динамическая эффективность Эффективность развития логистической системы, обеспечивающая ее надежность, безопасность и качество в долгосрочной перспективе Эр=Н*Б*К Формула формируется как интегрированный показатель, объединяющий перечисленные показатели

Применительно к обеспечению безопасности транспортно-логистических процессов транспортировки применяют показатели:

1)               подчиненность единому критерию «безопасность»;

2)               наличие всех необходимых в системе видов показателей (результата, процесса, влияния, конечного эффекта);

3)               непротиворечивость этих показателей и возможность объединения в один интегрированный индекс. Условно назовем этот индекс интегральным показателем безопасности ТЛП транспортировки в регионе.

Также в качестве индикаторов оценочной деятельности могут быть использованы и другие показатели:

1) показатели входящих ресурсов – квалифицированный кадровый состав, количество постоянных грузоотправителей, темп роста объема перевозимого груза;

2) показатели процессов – сроки перевозки, количество выдержанных сро­ков отправления или поставки;

3) показатели непосредственных результатов – снижение количества аварий и других происшествий в пунктах отправления, назначения, в процессе перемещения грузов;

4) показатели конечных эффектов – рост удовлетворенности грузоотпра­вителей и пассажиров организацией перевозок;

5) показатели влияния – рост доверия населения к действиям руководства, что свидетельствует об эффективности политики управления в области естественных монополий [2].

Оценка результатов деятельности предприятия выполняется для предприятия в целом или отдельных его структурных единиц, охватывает определенный календарный период и связана, как правило, с подготовкой обязательных бухгалтерских и финансовых отчетов. Оценка направлена, прежде всего, на анализ прибылей и убытков, при этом учитываются все общепроизводственные и непроизводственные издержки, распределяемые, по соответствующим статьям затрат [4]. Экономическая оценка различных видов деятельности, отдельных услуг или транспортных операций оказывается при этом затруднительной или невозможной, поэтому данные общей финансовой отчетности редко применяются при расчетах эффективности транспортного обеспечения логистики, поэтому необходимы средства оценивая эффективности транспортно-логистической деятельности.


Библиографический список
  1. Бубнов С.А. Методика проектирования логистических предприятий на основе концепции RCM [Электронный ресурс] – Режим доступа: http//bestlog.su/public/4.pdf
  2. Бубнов С.А. Повышение эффективности системы управления предприятием на основе бизнес-процессов // Проблемы развития территориальных социально-экономических систем в 2 т., т. 1, 2003г стр. 58-60.
  3. Каточков В.М., Грейз Г.М., Окольнишникова И.Ю. Методологические подходы к формированию системы управления коммерческой деятельностью промышленных предприятий на основе логистики: Монография. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – 89 с.
  4. Мочалин С.М. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПО РАДИАЛЬНЫМ МАРШРУТАМ//диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук/Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия. Омск, 2004
  5. Мочалин С.М. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПО РАДИАЛЬНЫМ МАРШРУТАМ//автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук/Тюменский государственный нефтегазовый университет. Тюмень, 2004
  6. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики : учебник и практикум для академического бакалавриата/В. Д. Герами, А. В. Колик. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 510 с.
  7. Фрейдман О.А. Методология проведения исследований в сфере управления эффективностью логистических процессов в регионе /  О.А. Фрейдман // Вестник государственного технического университета. 2011. №4. с.203-210.
  8. Фрейдман О.А. Управление транспортно-логистическими системами и процессами. – Иркутск:ИрГУПС, 2013. – 166с.


Все статьи автора «Шамис Виталий Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: