УДК 628.4.02

ОБОСНОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗОЛОШЛАКОВ В ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ

Шамбер Ольга Юрьевна1, Голубничий Артем Александрович2
1Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, студентка кафедры инженерной экологии и основ производства
2Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, старший преподаватель кафедры инженерной экологии и основ производства

Аннотация
в данной статье анализируется возможность применения золошлаковых отходов в отрасли дорожно-строительных работ. Обозначаются основные особенности использования золошлаковых материалов. Проводится экономический расчет затрат на строительство 1 км дорожного покрытия, полученное значение сравнивается с затратами на использование традиционных материалов.

Ключевые слова: дорожное строительство, золошлаковые отходы


RATIONALE FOR THE USE OF ASH AND SLAG RECOMMENDATIONS IN ROAD CONSTRUCTION WORK

Shamber Olga Yurevna1, Golubnichiy Artem Aleksandrovich2
1Katanov Khakass State University, Student at the Department of Engineer Ecology and Bases of Production
2Katanov Khakass State University, Senior lecturer at the Department of Engineer Ecology and Bases of Production

Abstract
this article examines the possibility of using slag waste in the sector of road construction works. Showing the main features of the use of ash and slag. Held economic calculation of the construction costs of 1 km of road surface, the resulting value is compared with the cost of the use of traditional materials.

Keywords: road construction, slag waste


Библиографическая ссылка на статью:
Шамбер О.Ю., Голубничий А.А. Обоснование рекомендаций по применению золошлаков в дорожно-строительных работах // Современная техника и технологии. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2017/01/11874 (дата обращения: 28.05.2017).

Золошлаковые материалы имеют перспективу широкого применения в целях ресурсосбережения, поэтому наиболее рациональным будет их вовлечение в дорожное строительство. В зависимости от состава шлаков его фракционного размера и вида он может быть использован в различных слоях оснований дороги.

О выборе того или иного вида шлака можно судить об износостойкости дорожного покрытия. Так, например, использование золы уноса в качестве добавки при строительстве автомобильных дорог способствует укреплению дорожного покрытия засчет взаимодействия с цементом или известью. Использование данного компонента отдельно также придаёт раствору особые гидравлические свойства. Золошлаковые отходы применяют для возведения насыпей земляного полотна, целесообразность применения золы-уноса и золошлакового материала устанавливается для каждого конкретного случая, исходя из следующих характеристик:

  • технико-экономические показатели и качество золошлаковых материалов;
  • дальность перевозки и стоимость золошлаковых материалов;
  • возможность экономии цемента и др.

Основным признаком соответствия золошлаковой смеси для строительства дорожного полотна является показатель морозостойкости, который характеризуется величиной относительного морозного пучения (Кпуч). «Величина морозного пучения представляет собой отношение вертикальной деформации пучения при промораживании образца к его первоначальной высоте, выраженной в процентах» [1].

В зависимости от величины степени морозоустойчивости их классифицируют на: непучинистые (менее 1%), слабопучинистые (1-3%), очень пучинистые (более 10%) [1].

Золошлаковые смеси, относящиеся к категориям непучинистых и слабопучинистых, применяют при возведении насыпей без каких-либо ограничений. Материалы, у которых степень морозного пучения превышает 10%, допускаются лишь после проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости земляного полотна, особенно верхних его слоев, находящихся в зоне промерзания.

Традиционные материалы уступают золошлаковым по ряду показателей, к которым, прежде всего, относят экономические (доступность и дешевизна применения данной технологии).

Определим основные потребности в дорожно-строительном материале на 1 км строящейся дороги (Таблица 1).

Таблица 1– Сводная ведомость дорожно-строительных материалов [2].

№ п/п

Наименование материала

Ед. изм.

Расход материала на 1 км

1

Горячая плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь толщиной h=6см

т

1015

2

Жидкий битум для подгрунтовки между слоем покрытия и верхним слоем основания

л

5,6

3

Щебень для горячей плотной мелкозернистой асфальтобетонной смеси

м3

320,74

4

Песок для горячей плотной мелкозернистой асфальтобетонной смеси

м3

289,275

5

Минеральный порошок для горячей плотной мелкозернистой асфальтобетонной смеси

т

95,41

6

Битум для горячей плотной мелкозернистой асфальтобетонной смеси

т

56,84

В ходе исследования было вычислено, что средняя цена щебня в г. Абакане на 2016 г. составляет 400 руб./м3 [3], в то время как средняя цена ЗШО – 300 руб./м3[4]. Таким образом затраты на щебень при строительстве дороги в 1км будут равны 128 300 рублей, в то время как затраты на ЗШМ – 96 300 рублей, а экономия со строительства 1 км дорожного покрытия в среднем может составлять 32 000 рублей.


Библиографический список
  1. Величина относительного морозного пучения [Электронный ресурс]: URL: http://зшм.рф/?page_id=310 (дата обращения 25.01.2017)
  2. Сводная ведомость дорожно-строительных материалов [Электронный ресурс]: URL: http://www.greatarchitect.ru/gapgs-844-1.html (дата обращения 25.01.2017)
  3. Стоимость щебня [Электронный ресурс]: URL:  http://abakan.pulscen.ru/price/100402-csheben(дата обращения 25.01.2017)
  4. Стоимость ЗШМ [Электронный ресурс]: URL:  http://abakan.pulscen.ru/price/100408-shlak(дата обращения 25.01.2017)


Все статьи автора «Голубничий Артем Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: