УДК 656.136

ПРОСТОИ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА НА ЛИНИИ: ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СЕЗОННОСТИ

Федотов Владислав Николаевич1, Кодиленко Александр Сергеевич2
1Волгоградский государственный технический университет, ИАиС, аспирант кафедры «Строительство и эксплуатация транспортных сооружений»
2Волгоградский государственный технический университет, аспирант кафедры «Автомобильные перевозки»

Аннотация
В статье рассмотрено влияние сезонных факторов на работу грузового автомобильного транспорта, работающего в черте города и на междугороднем сообщении. Показано, что существует корреляция между простоями и среднесуточной температурой. Выявлена зависимость времени стоянок и количества остановок от дня недели.

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Федотов В.Н., Кодиленко А.С. Простои грузового автотранспорта на линии: влияние факторов сезонности // Современная техника и технологии. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2017/05/13298 (дата обращения: 27.05.2017).

В работе рассмотрено автотранспортное предприятие обеспечивающее поставки грузов из Волгограда до 283 пунктов назначения, расположенных на территории Волгограда, а также Волгоградской, Астраханской, Саратовской, Ростовской области и в республике Калмыкия.

Анализ мониторинга перевозки груза за два года (2015-2016 гг). показал, что значительная удаленность объектов от пункта погрузки (до 600 км), неоднородные дорожные условия существенно усложняют транспортные перевозки, увеличивают непроизводственные потери времени на вынужденные простои при  погрузке, транспортировке и разгрузке. Простои достигают 13 часов в сутки, что составляет 54% рабочего времени и существенно увеличивают себестоимость перевозки.

Наблюдения проводились с помощью спутниковой системы мониторинга автотранспорта Wialon. В исследовании участвовало 20 однотипных автопоездов, ряд параметров которых, в том числе местоположение,  стоянки и остановки которых круглосуточно фиксировались. Исследования проводились на протяжении всего 2016 года. За это время был собран и проанализирован материал, включающий в себя более 70 тыс. стоянок и 150 тыс. остановок. Стоянками считается нахождение транспорта без движения более трёх минут; остановками – менее трёх минут.  Обработка данных проводилась как с помощью средств программы Wialon, так  и средствами  Excel. Статистический анализ данных дал возможность выявить закономерности, приведенные ниже.

В среднем за год время стоянок  в пункте погрузки составляет 3,096 часа; в в пределах города – 3,96 часа. Таким образом, стоянки в городе (пункт погрузки находится на территории города) занимают более 7 часов (29%) в сутки. Стоянки машин, находящихся вне города занимают 7,46 часа в сутки (31%).

Для выявления сезонности стоянок был проведен анализ суммарной длительности стоянок в пересчете на одну машину в зависимости от  среднесуточной температуры воздуха, как одного из факторов сезонности[1, с. 38]. Ккор=0,03, показал отсутствие корреляции между этими величинами. Однако, более дельный анализ этой составляющей транспортного процесса (разделение географического положения нахождения ТС на 3 категории: пункт погрузки, стоянки в городе и стоянки за территорией города), показал наличие этой зависимости.

Так, при анализе стоянок в пункте погрузки была выявлена положительная корреляция  длительности стоянок и среднесуточной температуры (Ккор=0,57). В тоже время стоянки в городе  отрицательно коррелируют с температурой ( Ккор=-0,46). В целом, две разнонаправленные зависимости, «работая» одновременно, демонстрируют отсутствие зависимости  городских стоянок в целом, от сезона. Однако, выявленные корреляционные зависимости должны быть учтены при расчете количества транспорта, поскольку они имеют различную «природу» и их проявление противоположно.

Стоянки автотранспорта вне города отрицательно коррелируют с среднесуточной  температурой (Ккор=-0,53)

Анализ количества остановок ТС в среднем на один автопоезд показал наличие положительной корреляции со среднесуточной температурой воздуха (Ккор=0,52). При этом положительная слабая корреляция  выявлена  на всех этапах перевозки.

Кроме сезонности, количество необходимого  транспорта может быть увязано с недельными колебаниями длительности стоянок и количеством остановок[2, с. 51]. Результаты анализа показали значимые различия этих параметров по дням недели. Так, длительность стоянок  в городе уменьшается к середине недели и существенно (до 20%) увеличивается  в воскресенье и понедельник. Аналогичная зависимость наблюдается и при движении за городом (15%). Стоянки  в пункте погрузки заметно возрастают в пятницу, тогда как в другие дни находятся примерно на одном уровне.

Количество остановок по дням недели показывает иную зависимость. Количество остановок  растет с начала недели, достигая максимума в пятницу (увеличение до 35%) и значительно снижается в выходные дни. В большей степени такая закономерность проявляется при движении по городу, однако снижение количества остановок  в воскресенье  наблюдается и при движении  вне города. Отметим, что количество остановок  в пункте погрузки  практически не зависит от дня недели.

Выводы:

  • Длительность стоянок  при нахождении ТС   на улицах города и за городом уменьшается с повышением температуры и увеличивается с понижением.
  • Количество кратковременных остановок  увеличивается с повышением температуры на всех этапах перевозки.
  • Длительность стоянок минимальна в середине недели и максимальна в конце  и в начале. Количество кратковременных остановок минимальна  в выходные дни.
  • Стоянки и остановки  пункте погрузки не показывают достоверных изменений по сезонам и дням недели.

Библиографический список
  1. Горяинов А.Н., Корженко Д.В. Организация грузовых перевозок с учетом дорожных характеристик // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. 2009. Т. 1. № 6 (37). С. 37-42.
  2. Султанахмедов М.А., Муртузов М.М. Оперативное планирование и управление автотранспортными перевозками [Текст] // Вестник Махачкалинского филиала МАДИ. 2014. № 14. С. 49-53.


Все статьи автора «Федотов Владислав Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: