УДК 004.94:504.06

СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ ТАНГЕНЦИАЛЬНОЙ ПЕСКОЛОВКИ СРЕДСТВАМИ РЕДАКТОРА BLENDER 3D

Темеров Тимофей Владимирович1, Голубничий Артем Александрович2
1Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, студент кафедры инженерной экологии и основ производства
2Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, ассистент кафедры инженерной экологии и основ производства

Аннотация
В статье рассматривается процесс создания трехмерной модели тангенциальной песколовки, обосновывается выбор в качестве среды разработки редактора трехмерной графики Blender. Перечисляются основные методы и приемы, используемые для создания модели, представлен финальный рендер модели.

Ключевые слова: визуализация, тангенциальная песколовка


CREATING A COMPUTER MODEL OF TANGENTIAL SAND TRAP MEANS BLENDER 3D EDITOR

Temerov Timofey Vladimirovich1, Golubnichiy Artem Aleksandrovich2
1Katanov Khakass State University, Student at the Department of Engineer Ecology and Bases of Production
2Katanov Khakass State University, Assistant at the Department of Engineer Ecology and Bases of Production

Abstract
The article discusses the process of creating a three-dimensional model of the radial settler, justifies the choice as a development environment Blender three-dimensional graphics editor. It lists the main methods and techniques used to create the model, presented the final rendering of the model.

Keywords: 3D models, 3D модели, Blender, radial pits, visualization


Библиографическая ссылка на статью:
Темеров Т.В., Голубничий А.А. Создание компьютерной модели тангенциальной песколовки средствами редактора Blender 3D // Современная техника и технологии. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2016/08/10447 (дата обращения: 12.07.2023).

Создание трехмерных моделей является эффективным, экономичным и удобным способом визуализации объекта. Используя редактор трехмерной графики можно создать модель, которая будет точно и наглядно передавать строение и внешний облик визуализируемого объекта, избежав при этом создание огромного количества, не всем понятных, схем и чертежей, а так же сэкономив некоторое количество времени. 3D модель отличается реалистичностью и содержательностью, а так же легкостью корректировки и исправления [1].

В современном мире создание компьютерных моделей, в частности 3D моделей, приобрело достаточно большую популярность, трехмерные модели используются для повышения качества образования, для создания: презентаций, компьютерных игр, мультфильмов, для создания физических объектов (при помощи 3D принтера).

Отдельно стоит отметить применение компьютерного трехмерного моделирования в образовании. Трехмерная модель позволяет наглядно увидеть особенности структуры и способствует упрощению понимания функций изучаемого объекта. В частности, 3D модели имеют возможность применения в области инженерной экологии. Инженерная экология – наука, целью которой является приспособление техносферы к естественным  условиям экосистемы [2]. Для снижения влияния техносферы на окружающую среду разрабатывается и применяется специальное оборудование, которое может иметь сложное строение, и может выполнять, затрудненные для понимания функции. Визуализация технологических процессов и установок, применяющихся для поддержания состояния и улучшения качества природной среды, способствует улучшению понимания особенностей строений и функций оборудования.

Для создания 3D моделей был выбран редактор трехмерной графики Blender. Основными преимуществами данной программы являются :

  • доступность (Blender является бесплатным программным обеспечением);
  • универсальность (не имеет узкой специализации);
  • невысокая сложность управления (управление ограниченно небольшим количеством команд, не требует наличия дополнительного оборудования);
  • невысокая продолжительность освоения навыков работы в редакторе (простота и удобство управления способствует быстрому освоению навыков работы в редакторе);
  • наличие видео уроков по работе в данном редакторе (дает возможность пройти бесплатное, удобное, обучение работе в редакторе);

Для визуализации объекта, в качестве такового была выбрана тангенциальная песколовка, было необходимо изучение  функций и строения объекта. Необходимая для работы информация об объекте извлекалась из    документаций, схем и изображений объекта (рисунки 1-2).

1 – Подводящий трубопровод; 2 – Отводящий трубопровод; 3 – Накопитель осадка; 4 – Направление потока сточных вод; 5 – Трубопровод для удаления осадка

Рисунок 2 – Изображение тангенциальной песколовки (фирмы “huber technology») [3]

  Тангенциальная песколовка – резервуар, имеющий круглую форму, и касательный подвод воды, обеспечивающий в песколовке вращательное движение (на периферии вода движется вниз, а в центре – вверх). Оно способствует поддержанию в потоке органических примесей. При этом скорость вращательного движения невелика и не препятствует выпадению песка в осадок. Из-за постоянного радиального вращения твердые частицы очень быстро собираются в центре песколовки, откуда они затем переходят в нижнюю часть бака сбора кремнистых частиц. Центробежные или воздушные  насосы  затем удаляют собранные твердые вещества из резервуара  [3,4].

Для создания 3D модели тангенциальной песколовки выполнялся набор следующих действий:

Создание геометрической фигуры (Shift+A, mesh), из базовых геометрических фигур для создания основных элементов песколовки;

Экструдирование (E) – выдавливание новых полигонов;

Изменение масштаба (S) – уменьшение и увеличение масштаба выбранной фигуры;

Вращение (R) – позволяет поворачивать выделенный объект необходимым образом;

Создание полигонов на основе точек (F) – позволяет присоединять полигоны друг к другу и создавать новые полигоны [5,6].

Рисунок 3 – 3D модель тангенциальной песколовки

Данная 3D модель передает основные структурные элементы визуализируемого объекта, проста для понимания, на основе неё возможно изучение основных функций установки. Её создание не потребовало большого количества времени, сил и материалов.


Библиографический список
  1. Рябченко, Е.В. Визуализация технологических процессов  / Е.В. Рябченко, С.Ю. Пискорская //  Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2010 г. – № 6, Т.10 С. 310-311.
  2. Аствацатурова, А. Е. Инженерная экология, Учебное пособие  //  Предмет и задачи инженерной экологии, 2006 г. Ростов Н/Д: издательский центр ДГТУ.
  3. Huber technology Huber vortex grit chamber VORMAX [Электронный ресурс] URL: http://www.huber-technology.net.au/products/grit-separation-and-treatment/circular-grit-traps/huber-vortex-grit-chamber-vormax.html
  4. Тимонин, А.С. Инженерно-экологический справочник, Калуга: Изд-во Н. Бочкаревой, 2003. – 2825 с.
  5. Blender Wiki, документация пользователя, основная документация, уроки. [Электронный ресурс] URL: https://wiki.blender.org/index.php/Doc:RU/2.4/Manual (дата обращения 05.08.2016)
  6. Дизайн, приемы работы в Blender. [Электронный ресурс] URL:  https://habrahabr.ru/post/273067/ (дата обращения 05.08.2016)


Все статьи автора «Голубничий Артем Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: