Современный автомобиль состоит из множества взаимосвязанных узлов и агрегатов. Выход из строя одного из них может повлечь за собой отказ всей системы. Для предотвращения поломок дорогостоящих агрегатов, к которым могут привести разрушения отдельных деталей; выявления неисправностей, которые влияют на безопасность движения, необходима периодическая диагностика автомобиля. Она позволит выявить изношенные детали путем их дефектации, т.е. оценки технического состояния детали для определения пригодности ее к дальнейшей работе или необходимости ремонта.
Выделяют пять основных видов разрушения деталей машин при эксплуатации:
1) деформация и изломы (хрупкий, вязкий и усталостный изломы, остаточная деформация, контактные усталостные повреждения);
2) механический износ (истирание металлических пар, абразивный износ, питтингование);
3) эрозионно-кавитационные повреждения (жидкостная и газовая эрозия, кавитация);
4) коррозионные повреждения (атмосферная и газовая коррозия, коррозия в электролитах);
5) коррозионно-механические повреждения (коррозионная усталость, коррозионное растрескивание, коррозия при трении).
В зависимости от вида разрушения и параметров детали можно использовать различные методы восстановления. Для каждой детали автомобиля КАМАЗ предлагается разрабатывать карту дефектации и ремонта, пример которой показан на рисунке 1.
Рисунок 1 – карта дефектации и ремонта шестерни коленчатого вала
Основным назначением карты дефектации и ремонта является сортировки деталей. Согласно такой карте определяется годность детали, а также подлежит ли она ремонту. Их сортируют на пять групп и маркируют краской определенного цвета: годные (зеленые), годные в соединении с новыми или восстановленными деталями (желтые), подлежащие ремонту на данном предприятии (белые) и на специализированных ремонтных предприятиях (синие), негодные – утиль (красные).
В карте дефектации и ремонта указываются все возможные дефекты, способы их установления и восстановления. Она может содержать технические требования, предъявляемые к отремонтированной детали, а так же её чертеж. В совокупности такие карты позволяют владеть статистической информацией по всем возможным дефектам. Благодаря этому можно спрогнозировать возможные разрушения конкретных деталей, и при своевременной дефектации возможно предотвратить несвоевременное разрушение сопрягаемых деталей и, в дальнейшем, отказ всей системы. Ведь отсутствие своевременной замены даже одной дефектной детали может повлечь за собой выход из строя нескольких, что в дальнейшем приведет к большим материальным и трудовым затратам.
Например, выход из строя шестерни масляного насоса двигателя приводит к отсутствию смазки в парах трения цилиндро-поршневой группы и газораспределительного механизма. Так как масло выполняет не только смазывающую функцию, но и охлаждающую, то при отсутствии смазки подвижные части начинают перегреваться, что приводит к их заклиниванию. При этом могут провернуться вкладыши коренных и шатунных шеек коленчатого вала. Заклинивание поршня в цилиндре приводит к разрушению шатуна, что, в свою очередь, при вращающемся коленчатом вале может привести к разрушению блока цилиндров. Заклинивание клапана в направляющей втулке может привести к его «зависанию» и при движении поршня может произойти встреча днища поршня и тарелки клапана.
А поломка пружины клапана механизма газораспределения может привести к его рассухариванию и выпадению в камеру сгорания. Это приведет к выходу из строя двигателя. В этом случае придется отремонтировать или заменить не только клапан механизма газораспределения, но и поршень, головку, гильзу цилиндров, форсунку и т.д.
Таким образом, дефектация определенных деталей автомобиля позволит сохранить детали, что, в свою очередь, устранит отказ всей системы, сократит материальные расходы, и тем самым увеличит жизненный цикл автомобиля.
Литература
- Кравченко И.Н., Зорин В.А., Пучин Е.А., Бондарева Г.Н. Основы надежности машин. Москва, 2007 – 484 с.
- М.Г.Шатров. Автомобильные двигатели. Москва, 2010 г. – 461 с.
- Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей КамАЗ. 2004 г. – 286 с.
- Кузнецов А.С. Ремонт двигателя внутреннего сгорания
2011 г. – 65 с. - Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей КамАЗ. 2004 г. – 286 с.
- Кузнецов А.С. Ремонт двигателя внутреннего сгорания
2011 г. – 65 с. - А.А. Карташов «Система, технологии и организация автосервисных услуг», Пенза, 2009г.
- Грузовые автомобили. Общие технические требования. ГОСТ 21398-98.
- Туревский И.С. Теория автомобиля. Учебное пособие. – М.: Высш. шк., 2005. – 240 с.