В связи с растущим спросом на новые возможности современных информационных технологий во всех сферах деятельности актуальной является задача усовершенствования системы электронного документооборота и в издательском деле.
Одним из основных начальных этапов проектирования любой автоматизированной системы, как известно, является выбор или разработка математической модели в аналитическом виде или, если это затруднительно в связи со спецификой области применения, то имитационное моделирование [1], [2]. В качестве математической модели информационной системы управления печатным средством массовой информации выбрана методология, которая предполагает проведение декомпозиции процесса документооборота до совокупности элементов и их отношений между собой [3]. Эти элементы можно разделить на три категории: участники (сотрудники организации), состояния документов и действия участников.
Таким образом, формально процесс документооборота может быть представлен в виде трех конечных множеств и связей элементов этих множеств между собой. Математическая модель этого процесса может быть представлена в виде тройки
ДТ ={У, Д, Ф},
где
ДТ – формальная модель документооборота;
У – множество участников;
Д – множество действий;
Ф – множество состояний документов.
Множество У определяется как конечное множество ролей, которые могут быть назначены фактическим участникам документооборота. Д определяется как конечное множество действий, выполнение которых допустимо в пределах рассматриваемой системы документооборота. Ф – конечное множество состояний, которые могут принимать документы после произведения действий из множества Д участником из множества У.
Например, общий алгоритм информационной системы можно представить в виде следующих элементов:
У={редактор, журналист} – множество участников (сотрудников);
Д={разработка задания на статью, разработка статьи, верстка газеты, добавление отзыва} – множество действий участников;
Ф = {исходная версия статьи, финальная версия статьи, статья с признаком «завершена», статья с признаком «в разработке», статья с признаком «печать»} – множество состояний документа (статьи).
С учетом выбранной математической модели разработана структурная схема (рис. 1) информационной системы управления документооборотом редакции.
Система состоит из следующих трех частей:
1) модуля авторизации, реализующего авторизацию и аутентификацию пользователей в системе;
2) подсистемы редактора, содержащей модули ввода данных в базу данных (БД) и вывода требуемой информации и реализующей доступ без ограничения ко всем документам, просмотр, редактирование, создание, удаление документов (статей, редакционных заданий, рецензий на статьи и т. д.);
3) подсистемы журналиста, содержащей модуль обработки запросов и модуль ввода документов (статей, фотографий, иллюстраций) в БД и реализующей методы создания, редактирования, удаления и изменения состояния документов, доступных пользователю, а также поиск в БД необходимой информации по рубрикам, по состоянию документов, по формату документов.
Модуль авторизации используется для авторизации пользователя в системе и получения им прав доступа к документам в соответствии с его должностью.
Модуль обработки запросов осуществляет перевод запроса клиентского приложения, который передается в виде команды в SQL запрос к базе данных.
Общая архитектура информационной системы изображена на рисунке 2.
СУБД Microsoft SQL 2008 и база данных могут располагаться на разных компьютерах с сервером приложений. Сервер приложений один для всех типов клиентов. Сервер предоставляет всем клиентам по запросам необходимые наборы данных. На сервере реализованы методы, обрабатывающие запросы клиентов и выполняющие действия с наборами данных: добавление, изменение, удаление – в соответствии с командами, поступившими от клиентов.
Клиент может манипулировать данными из БД только посредством методов сервера приложений.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) работника – это клиентское приложение, которое предназначено для работы отдельного работника редакционного отдела.
АРМ работников располагаются на компьютерах соответствующих отделов и связаны с сервером приложений посредством механизма сокетов TCP/IP.
Обобщенный алгоритм тестирования работы информационной системы представлен на рисунке 3.
Система после запуска проходит следующие этапы:
1) авторизация пользователя;
2) определение статуса пользователя;
3) для статуса «редактор» выбирается действие:
- разработка задания на статью (выбор рубрики и исполнителя, формулировка задания, установка сроков выполнения, сохранение задания в БД);
4) для статуса «журналист» выбирается действие:
- разработка статьи (добавление заголовка, добавление текста статьи, добавление иллюстраций, сохранение статьи в БД);
5) общие действия для редактора и журналиста:
- верстка газеты;
- добавление отзыва.
Выводы. Выбрана математическая модель информационной системы управления документооборотом редакции в трех конечных множеств и связей элементов этих множеств между собой.
Разработан алгоритм системы управления документооборотом, представленный в виде структурной схемы системы, общей архитектуры информационной системы и обобщенного алгоритма тестирования работы системы.
Библиографический список
- Шевчук В. П., Свиридова О. В. Выбор математической модели измерительной информации в управляющих системах. – Научное обозрение. 2010, № 2. – С. 22 – 25.
- Свиридова, О.В. Разработка автоматизированной системы управления доументооборотом на транспортном предприятии / Свиридова О.В. // Современные наукоёмкие технологии. – 2012. – № 9. – C. 88.
- Круковский М.Ю. Концепция построения моделей композитного документооборота. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.immsp.kiev.ua/publications/articles/2004/2004_2/Krukovsky_02_2004.pdf