УДК 629.3.014.2

МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННЫЕ УСТАНОВКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МТА

Нехорошев Дмитрий Дмитриевич1, Нехорошев Дмитрий Артемович2
1Волгоградский государственный аграрный университет, кандидат технических наук, доцент кафедры "Механика",
2Волгоградский государственный аграрный университет, кандидат технических наук, доцент кафедры "Процессы и машины в АПК"

Аннотация
В статье рассматривается обеспечение соответствия энергетических и регулирующих свойств моторно-трансмиссионных установок их назначение и условия эксплуатации тракторов.

Ключевые слова: машино-тракторный агрегат, трансмиссия


MOTOR TRANSMISSION UNITS AND THEIR IMPACT ON PERFORMANCE INDICATORS TRACTOR UNITS

Nehoroshev Dmitri Dmitriyevich1, Nehoroshev Dmitry Artemovich2
1Volgograd State Agricultural University, Ph.D., assistant professor of "Mechanics"
2Volgograd State Agricultural University, Ph.D., Associate Professor of "Processes and machines in agriculture"

Abstract
The article deals with ensuring that the energy and the regulatory properties of engine-transmission systems of their appointment and operating conditions tractors.

Библиографическая ссылка на статью:
Нехорошев Д.Д., Нехорошев Д.А. Моторно-трансмиссионные установки и их влияние на производственные показатели МТА // Современная техника и технологии. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2014/09/4553 (дата обращения: 12.07.2023).

Энергетические, тягово-экономические характеристики определяют эффективное использование трактора в основном возможность его, реализации более выгодным образом в условиях эксплуатации. Большое значение при этом имеют свойства моторно-трансмиссионной установки (МТУ), которая является энергоносителем и регулятором режимов работы трактора и агрегатируемых с ним машин с активными рабочими органами.

Очень большое значение в формировании рабочих процессов тракторных агрегатов оказывают функциональные возможности МТУ. Приспособляемость трактора к переменной нагрузке зависит от свойств и конструктивного исполнения МТУ, надежности работы, простоты и легкость управления, безопасность движения и другие эксплуатационные качества, прямо или косвенно влияющие на производственные показатели МТА (машинно-тракторных агрегатов). Таким образом, обеспечение соответствия энергетических и регулирующих свойств МТУ назначению к условиям эксплуатации трактора является одной из важнейших задач.

Решение этой задачи обусловлено рядом факторов. Современные тракторы по назначению универсальны в большей или меньшей степени: каждый из них предназначен для выполнения комплекса работ, различающихся технологическими процессами.

Область распространения тракторов охватывает практически все климатические зоны и разнообразные почвенно-грунтовые условия страны. Работа сельскохозяйственных и промышленных тракторов происходит при непрерывно изменяющихся внешних воздействиях, значение и характер которых зависят от вида операции, состава агрегата, состояний окружающей среды и многих других факторов. Так, как использование и условия работы тракторов очень разнообразны, не представляется возможным их прогнозировать для каждой машины в отдельности.

Условия эксплуатации трактора, это ряд случайных процессов в вероятностно-статистическом смысле. Поэтому такая неопределенность озадачила необходимостью обеспечения более широких регулирующих возможностей МТУ, чем это требуется в каждом конкретном случае использования трактора.

Диапазон регулирующих свойств МТУ трактора должен быть весьма высоким. Должно быть при этом раздельное и совместное регулирование в заданных пределах тягового усилия и скорости движения трактора, а так же других параметров, таких как крутящего момента и частоты вращения ВОМ. Так совокупный потенциал для тракторов, работающих только в тяговом режиме, может быть представлен в виде обобщенного диапазона тяговых усилий:

DП= (1+av)/(1-av)                        (1)

где v — коэффициент вариации обобщенного вероятностного распределения тяговых нагрузок тракторов, требующих дискретного, непрерывного или смешанного регулирования тягового усилия; а — постоянный коэффициент, значение которого при нормальном законе распределения равно трем.

На функциональные возможности трактора влияет разнообразие регулирующих свойств МТУ. Однако качество функционирования МТА при этом определяется в основном тем видом регулирования, который для МТУ является доминирующим. При рассмотрении свойств существующих тракторных МТУ прежде следует остановиться на основных характеристиках и параметрах, используемых для оценки свойств двигателя, трансмиссии и самих МТУ.

Свойства двигателей принято оценивать следующими основными характеристиками и параметрами: внешняя скоростная характеристика, представляющая собой зависимости крутящего момента Ме, мощности Ne и удельного расхода топлива ge от частоты вращения коленчатого вала (рис. 1); коэффициент приспособляемости двигателя, определяемый отношением максимального значения крутящего момента к его значению при номинальной частоте вращения коленчатого вала,[1]

КМ= Ме мах/ Ме ном;

для оценки приспособляемости тракторных двигателей используют также коэффициент запаса крутящего момента (%)

КМ= (Ме мах - Ме ном)∙100/ Ме ном

коэффициент снижения частоты вращения двигателя, характеризуемый отношением частоты вращения коленчатого вала на режиме максимального крутящего момента к частоте вращения на номинальном режиме работы,

ап = пем/пен;

многопараметровая характеристика двигателя (рис. 2), представляющая собой зависимости удельных расходов топлива и мощности от крутящего момента (среднего эффективного давления) и частоты вращения коленчатого вала: Рис. 1. Зависимость крутящего момента Ме, мощности Nе и удельного расхода топлива ge дизеля от частоты вращения коленчатого вала:

Мcр1,Mср2 и ΔМс1, ΔМс2 —средние значения и диапазоны изменения моментов сопротивления

Рис.2. Многопараметровая характеристика дизеля сельскохозя-йственного трактора MB = trac 800 (мощность 55 кВт при частоте вращения 2600 мин-1 )

ge =f1 (Me,ne);Ne =f2е, пе).

Трансмиссию принято характеризовать следующими параметрами: диапазоны непрерывного или ступенчатого регулирования крутящего момента и частоты вращения (т. е. отношение максимальных значений этих параметров к минимальным на выходном валу), нагружающие возможности или прозрачность ее характеристики, КПД.[2] Степень использования внешней характеристики двигателя определяет при этом прозрачность характеристики. Связь между коэффициентом прозрачности трансмиссии П и реализуемым коэффициентом снижения частоты вращения вала двигателя ап можно выразить зависимостью ап ≈ П-1/2. При П = 1 а = 1, т. е. при трансмиссии с непрозрачной характеристикой на внешней характеристике двигателя реализуется лишь режим, соответствующий номинальной частоте вращения коленчатого вала.[3]

Оценочными параметрами для МТУ приняты частоты вращения выходного вала, диапазоны непрерывного и дискретного регулирования крутящего момента, значения относительной мощности и удельных расходов топлива.


Библиографический список
  1. Дорменев С.И., Банник А.П., Коваль И.А. /Тракторные моторно-трансмиссионные установки./М: Машиностроение, 1987.184с.
  2. Кузнецов Н.Г., Нехорошев Д.Д., Нехорошев Д.А. Уточнение параметров упругого элемента в пневмогидравлической муфте сцепления// Механизация и электрификация с/х. 2012 №1-С 25-27.
  3. Кузнецов Н.Г., Нехорошев Д.Д., Нехорошев Д.А. Обоснование конструктивных размеров пневмогидравлического упругого элемента // Основы достижения устойчивого развития сельского хозяйства.: сб. научн. тр./ВГСХА.- Волгоград, 2004.-С65-66.


Все статьи автора «Несмиянов Иван Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: