Введение. Условия дальнейшего политического и экономического развития России, достаточно новые задачи в системе социальной защиты населения России, и, как следствие, в системе здравоохранения, требуют принципиально других, отличающихся от ранее известных, подходов к решению задач информационной поддержки врачебной деятельности, специалистов различного профиля, организации лечебных процессов с целью совершенствования функционирования существующих медицинских учреждений и создания новых форм и методов в системе Российского здравоохранения [1].
Особенностью подобных задач является то, что их решение происходит в условиях экономических и политических реформ, реформ структур управления, и постоянного совершенствования подходов диагностического и лечебного процессов, что на первый план выдвигает необходимость поиска методов оптимального решения задач менеджмента медицинскими учреждениями, задач маркетинга медицинских услуг и задач грамотной реализации современных методов диагностики и лечения различных заболеваний. Новые условия требуют новой организации работы врачебного персонала и выдвигают как особые требования к руководителям медицинских учреждений, которые в первую очередь должны уметь успешно решать задачи менеджмента и маркетинга, так и к медицинскому персоналу, который должен проводить новые, неиспользовавшиеся ранее методы, по диагностике и лечению различных видов заболеваний.
В настоящее время появилось огромное количество разновидностей медицинских учреждений: поликлиники, стационары, частные клиники, санаторно-курортные учреждения, врачебная практика узких специалистов. За последнее десятилетие рыночные преобразования тем или иным образом коснулись всех этих разновидностей медицинской деятельности, что привело к изменениям в системе руководства, изменению правил финансирования, правил оказания услуг, появлению конкуренции, изменению самой философии подхода к процессу оказания медицинской помощи пациенту. Все это свидетельствует о необходимости разработки системного научного подхода к решению задач управления, задач информационного обмена и задач информатизации медицинской составляющей в рамках деятельности существующих в настоящее время в России медицинских учреждений. Это определяет и подтверждает актуальность настоящей работы.
Цель данной статьи состоит в разработке автоматизированного рабочего места и прикладного программного продукта, поддерживающего деятельность регистратуры санатория.
Исследование функционирования санаториев и постановку задач по информационной поддержке их деятельности следует производить на основе методологии системного анализа [2-4].
Анализ технического задания. АРМ «Регистратура» предназначен для автоматизации работы медрегистратора лечебно-оздоровительного учреждения [5-7].
Основные функции АРМ включают:
1. Авторизация пользователей системы;
2. Работа со списками сотрудников (подсистема администратора и разграничения прав):
- внесение информации о новых сотрудниках;
- редактирование данных сотрудников;
- просмотр информации о сотрудниках;
- изменение паролей доступа сотрудников;
- просмотр подсистемы регистрации действий пользователей системы (с каких компьютеров осуществлялся вход, под какой учетной записью, время входа и т.д.);
- контроль изменений данных;
3. Работы по регистрации пациентов:
- поиск пациентов в списке с возможностью применения фильтров по дате прибытия, регистрации, отбытия, не полностью заполненным полям;
- внесение новых данных пациента;
- редактирование данных пациента;
- просмотр данных пациента;
- удаление данных пациента;
- формирование печатных форм;
4. Регистрация новых и просмотр/редактирование существующих посещений лечебно-оздоровительного учреждения пациентами:
- учет даты прибытия и даты отбытия с возможностью их изменения;
- регистрация выбора способа оплаты;
- распределение по номерам и комнатам с возможностью редактирования;
- назначение лечащего врача с автоматической записью на первичный прием;
- назначение обслуживающей медсестры;
- назначения услуг (опционально);
- распечатка назначенных услуг;
- распечатка титульного листа истории болезни;
5. Формирование справочных данных системы, настройка справочников;
6. Работа с подсистемой назначения различных видов услуг для пациента (опционально):
- составление списка услуг (заполнение соответствующих справочников);
- составление списка «ресурсов» (помещений, врачей, медсестер), которые оказывают услуги;
- настройка параметров предоставления услуг (установка связей между услугой и ресурсом, настройка параметров времени релаксации между услугами);
7. Формирование и печать печатных форм (опционально):
- «Журнал регистратора»;
- «Журнал перемещений»;
- «Сведения дежурному врачу»;
- «Дни рождения отдыхающих»;
- «Отчет для пищеблока»;
- «Размещение отдыхающих»;
- «Справка о движении отдыхающих»;
- «Сведения о прибывших за период»;
- «О составе отдыхающих»;
- «Отчет за период»;
- «Отчет о реализации путевок»;
- «Отчет о принятых отдыхающих» – 2 варианта;
- «Отчет по типам посещения»;
- «Отчет по регионам»;
- «Состав лечившихся и отдыхавших» – 2 варианта;
- «Список иностранных граждан»;
- «Движение пациентов за период»;
- «Списки отдыхающих»;
- «Санаторно-курортная путевка».
Регистратура является основным структурным подразделением по организации приема больных.
Основным медицинским документом, отражающим состояние больного и эффективность медицинского обслуживания, является медицинская карта амбулаторного больного, которая хранится в регистратуре поликлиники.
Схема информационного сопровождения пациента санатория приведена на рис. 1.
Рис. 1. – Схема информационного сопровождения пациента санатория
Краткое руководство пользователя при работе с АРМом «Регистратура». Для запуска программы необходимо найти на рабочем столе ярлык для запуска или в меню «Пуск» -> «Программы» -> «Санаторий» -> «Регистратура» [7].
В появившемся окне «вход в систему» (см. рис. 2) выбрать ФИО сотрудника ввести пароль и нажать кнопку «войти». После этого дождаться загрузки БД (может потребоваться от 10 сек до 45 сек).
Рис. 2 – Авторизация пользователя
После входа в систему появляется основная форма (см. рис. 3) программы, которая содержит следующие элементы: панель работы с пациентами, фильтр пациентов, список зарегистрированных пациентов, список посещений выбранного пациента, который содержит всю информацию о посещениях.
Рис. 3 – Список пациентов
Верхнее меню, включающее такие пункты:
- «регистрация» (см. рис. 4 и рис. 5) и пункта перехода к графику загруженности помещений для проживания (см. рис. 6 и рис. 7));
- «справочники» (см. рис. 8, рис. 11, рис. 12);
- «отчеты»;
- «услуги».
Рис. 4 – Список сотрудников
Для регистрации нового пациента необходимо выбрать «Добавить пациента» на панели работы с пациентами, после чего откроется окно «Редактирования отдыхающего» (см. рис. 13), где вводится информация об отдыхающем. После ввода информации необходимо нажать одну из кнопок: «Добавить» (для ввода нового пациента с сохранением введенной информации), «Сохранить» (для сохранения информации и возврата к списку пациентов), «Поселить» (для сохранения введенной информации и переходу к режиму размещения пациента (см. рис. 14)).
Для добавления нового посещения пациента необходимо выделить нужно пациента в списке и выбрать на панели «ПоселитьЗабронировать», после чего откроется окно размещения пациента (см. рис. 14).
Для редактирования посещения необходимо выбрать нужное посещение и выбрать «Изменить посещение».
Для удаления пациента из БД необходимо: удалить все его посещения, после чего выбрать «Удалить запись».
Формы ввода и редактирования информации о сотрудниках (доступ через меню «Регистрация»-> «Сотрудники»).
Для редактирования информации о сотрудниках необходимо ввести его фамилию, имя и отчество, а также выбрать должность (список должностей обновляется через «Общий справочник»). По умолчанию новым сотрудникам даются права просмотра информации, для разрешения изменений для необходимого сотрудника необходимо ввести в поле «Права» слово «Изменение». Для добавления медсестер нужно заполнить обязательные поля и изменить должность на «МЕДСЕСТРА» (список медсестер будет отображаться при заполнении информации о посещении человеком санатория).
Рис. 5 – Редактирования сотрудника
Рис.6 – График загруженности помещений
Рис. 7 – Условия сортировки для отображения загруженности помещений
График «Загруженность люксов» позволяет просматривать размещения отдыхающих. При этом есть возможность фильтровать выводимую информацию при помощи условий, и селить пациентов для в выбранные номера.
Появится окно выбора пациента, а после подтверждения выбора пациента кнопкой «ОК» появится стандартное окно заполнения информации о посещении рис. 14). Для ввода условий необходимо выбрать на форме кнопку «Условия», после чего откроется форма рис. 8. Необходимо отметить, что информация условий сохраняется для последующих сеансов работы.
В системе имеются 5 справочников (пункт меню «Справочники» на главной форме программы): «Справочник адресов» и «Общий справочник» (см. рис. 9), «Справочник номеров» рис. 10, «Справочник услуг» и «Справочник ресурсов» (см. рис. 12, 13). Справочник адресов, общий справочник и справочник номеров имеют древовидную структуру, элементами дерева являются категории, доступные для редактирования пользователем. Элементы интерфейса управления справочниками включают кнопки: «Добавить» – добавляет новый элемент справочника, «Удалить» – удаляет выбранный элемент справочника, «Изменить» – редактирование выбранного элемента справочника, «Обновить» – перечитывает содержимое справочников, «Закрыть» – закрывает форму справочника. На рис. «или редактирование элемента справочника» показана форма редактирования элемента справочника, элементами которой являются управляющие кнопки: «Сохранить» – сохраняет изменения и закрывает форму, «Добавить» – добавляет элемент в справочник и очищает форму для ввода новой информации об элементе справочника, «Закрыть» – закрывает форму без сохранения изменений.
Рис. 8 – Добавление или редактирование элемента справочника
a)
Рис. 9 – Справочник адресов и общий справочник
При заполнении информации заселения одним из обязательных условий является выбор размещения отдыхающего. Этот выбор осуществляется с использованием справочника (рис. 10), который появляется при нажатии «…» в поле «Размещение» на форме «ЗаселениеБронирование». Вспомогательным инструментом является быстрый переход к внесению нового номера в справочник (рис. 11) при помощи кнопки «Добавить» на форме справочника номеров (рис. 10).
Рис.10 – Справочник номеров
Рис. 11 – Внесение или изменения номера
Рис. 12 – Справочник услуг
Рис. 13 – Список ресурсов для назначения услуги
Ключевыми элементами подсистемы талонного центра (назначения услуг) являются «Справочник услуг» (см. рис. 12) и «Справочник ресурсов» (см. рис. 13) медицинского учреждения. Для корректной работы с данной подсистемой необходимо их заполнить.
Форма редактирования информации об отдыхающем включает обязательные поля для заполнения, отмеченные жирным шрифтом.
Рис. 14 – Форма редактирования информации об отдыхающем
Назначение услуги осуществляется при помощи формы «Назначение услуги» (см. рис. 16) в соответствии с расписанием используемого ресурса и правилами проведения услуги рис. 17.
Рис. 15 – Форма «ЗаселениеБронирование»
Назначение услуги имеет логическую привязку к посещению отдыхающим санатория и должно попадать в период этого назначения. После заполнения обязательных параметров пользователю необходимо нажать кнопку «Добавить». В случае занятости ресурса или несоответствия правилам назначения, или попадания назначения в перерыв работы ресурса на экран будет выведено соответствующее предупреждение. Кнопка «Печать» позволяет вывести на принтер расписание назначений услуг, который можно отдать отдыхающему.
Рис. 16 – Назначение услуги
Для создания правила взаимодействия услуг необходимо на главной форме выбрать пункт главного меню программы «Услуги» -> «Настройка». Откроется форма рис.17, где путем сопоставления управляющей и зависимой услуги можно создать правила релаксации после оказанных услуг пациенту.
Рис. 17 – Правила назначения услуг.
Заключение. Разработанное в данной работе автоматизированное рабочее место сотрудника санатория обеспечивает:
- автоматизированный сбор и обработку информации с использованием методов оптимизации по основным задачам управления;
- хранение в памяти ЭВМ и комплексное использование нормативно-справочной, оперативной и другой необходимой для принятия решения информации;
- организацию рационального документооборота;
- применение прогрессивных методов планирования, учета и анализа направлений деятельности санатория.
АРМ сотрудника регистратуры позволит мобилизовать резервы, не находящие применения в силу ограниченности возможностей традиционных методов и средств управления, повысить качество документации, достоверность информации, использующейся при принятии управленческих решений [7].
Библиографический список
- Д. Крёнке, «Теория и практика построения баз данных.8-е издание» “Питер”,2003г.
- Дейт, К., Дж. Введение в системы баз данных. 6-е изд. – К.; М., СПб.: «Вильямс», 2000. – 848с
- В.В. Корнеев, А.Ф. Гареев, С.В. Васютин, В.В. Райх Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. – М.: Нолидж, 2001.- 496с.
- Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений/Под ред. проф. А.Д. Хомоненко. – СПб.: КОРОНА принт, 2002. – 672с.
- Заргарян Е.В., Заргарян Ю.А. Информационное обеспечение для задач многокритериальной оптимизации по методу Парето. Информатизация и связь. 2013. № 2. С. 114-118.
- Заргарян Е.В. METHOD OF CALCULATION OF INDISTINCT INDUSTRIAL BALANCE. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2008. Т. 81. № 4. С. 125-129.
- Заргарян Е.В., Заргарян Ю.А., Мищенко А.С., Лимарева Н.В. Проектирование автоматизированного рабочего места врача-терапевта санатория // Современная техника и технологии. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/11/4881